Татьяна Носкова
Конспект занятия по изучению сезонных признаков времени года «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Осень»
Цели:
Образовательные:
• Закрепить знания о характерных признаках осени.
• Уточнить знания названий месяцев.
• Учить сравнивать, анализировать и соотносить картинки с изображением характерных признаков осени.
• Уточнить знания детей о явлениях живой и неживой природы, подготовке животных к зиме.
Воспитательные:
• Воспитывать способность понимать и ценить красоту родной природы.
Коррекционно - развивающие:
• Коррекция и развитие внимания, памяти.
Публикация «Конспект занятия по изучению сезонных признаков времени года „Осень“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2023
Ход занятия :
Организационный момент.
Ведущий 1.
Если каждый улыбнётся
Утро доброе начнётся.
(дети улыбаются друг другу и гостям, пришедшим на занятие)
Артикуляционная гимнастика.
Ветер северный подул: С-С-С
Листья все с деревьев сдул (пошевелить пальцами)
Полетели, закружились,
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать: (постучать пальцами по столу)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап.
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил (постучать кулаками по столу)
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперед, назад)
Одеялом их накрыл (ладони крепко прижать к столу).
- Предлагаю вам ребята со мной поиграть в игру «Повтори, не ошибись»
Лето-весна-осень, зима-осень-весна, зима-лето-осень, лето-весна-осень
Основная часть
Ведущий 2.
- Молодцы! Вы сейчас какие слова повторяли? (называли времена года)
- Скажите, сейчас какое время года? (Осень)
- А кто знает, сколько месяцев длится осень? (Три месяца)
- Назовите первый месяц осени? (Сентябрь)
- А кто скажет второй месяц осени? (Октябрь)
- А давайте вспомним все месяцы (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Назовите последний месяц осени. (Ноябрь)
Ведущий 1.
Ребята, послушайте загадку.
Дождик с самого утра
Птицам в дальний путь пора
Громко ветер завывает
Это всё когда бывает?
- Ребята, о каком времени года идет речь?
- По каким признакам вы догадались, что эта загадка об осени?
- А какое сейчас время года? Вот мы и побеседуем с вами об осени.
3. Изучение нового материала.
Беседа по теме.
Ведущий 2.
- Предлагаю вам вспомнить приметы осени. (Осенью часто идут дожди)
• Птицы улетают на юг. Это птицы перелетные.
• Ночи становятся длиннее, а дни короче.
• Животные начинают готовиться к зиме.
• Осенью люди собирают урожай.
• Листья желтеют и опадают. Это явление в природе называется листопад. Слово это сложное и состоит оно из двух маленьких слов - листья падают.
• Осенью пасмурная погода и часто идут дожди.
Ведущий 1.
- Итак, осенние листья бывают красные, оранжевые, желтые.
- Давайте поиграем в игру «Собери осенний букет»
- Ребята, посмотрите, сколько листьев нападало.
- Листья какого цвета вы видите? (оранжевые, желтые, красные).
Нам нужно их собрать и правильно разложить по цветам (дети раскладывают листья в три кучки).
Молодцы! Вы хорошо справились с заданием и собрали красивые букеты из осенних листьев.
- Ребята, вы вспомнили приметы осени. А как вы думаете, осень – это весёлое или грустное время года? (грустное). И чтобы нам не грустить и не скучать, давайте поиграем. Я приготовила для вас картинки, но – сильный ветер разорвал эти картинки на мелкие частички. Давайте постараемся сложить эти картинки.
Игра «Собери, не ошибись картинку».
Ведущий раздаёт детям конверты с разрезными картинками. Дети складывают картинки с приметами осени (тучи, дождь, урожай)
- Молодцы! Все картинки собрали! Расскажите, что у вас получилось (ответы детей).
Ведущий 2.
Предлагаю вам поиграть еще в одну игру: «Будь внимателен».
- Ребята ответьте, что я вам скажу об осени правильно, а что неправильно:
- Осенние месяцы — апрель, июль и январь.
- Правильно?
- Осенние месяцы — сентябрь, октябрь, ноябрь.
- Правильно?
- Осенью погода жаркая, теплая, солнечная.
- Правильно?
- Осенью погода, дождливая, солнце прячется за тучами, пасмурная.
- Правильно?
- Осенью дети надевают футболки, майки и шорты.
- Правильно?
Осенью дети надевают сапоги, куртки и шапки.
- Правильно?
- Что было бы, если бы вы вышли на улицу осенью в футболках, майках и шортах (Дети простудятся и заболеют)
Ведущий 1.
- Давайте и мы с вами сделаем зарядку.
Физкультминутка:
Один –подняться, потянуться.
Два – согнуться разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на стулья тихо сесть.
Ведущий 2.
Работа с демонстрационным материалом:
Повторение признаков осени с одновременным показом картинки с признаками осени.
- Зонт голубого цвета с каплями дождя и снега (Осенью часто идут дожди, бывает и дождь со снегом)
- Солнце (Солнце мало светит и греет).
- Снег (Ночью бывают заморозки)
- Черная и желтая полоски разной длины (Ночь становится длиннее, а день короче).
- Деревья без листьев (Осенью с деревьев опадают листья).
- Летящие птицы (Птицы улетают на юг).
- Плащ, ботинки, шапка (Люди одевают теплую одежду, головные уборы, теплую обувь).
Ведущий 1.
Рассказ по сюжетной картине.
- Назовите животных, изображенных на картинке. Расскажите, как готовятся звери к зиме? Какие запасы делают? Для чего зверям нужны запасы на зиму?
А как называются птицы, которые улетают в теплые края? (перелетные)
- Давайте поиграем в игру «Улетели птицы».
- Послушайте правила: я называю вам птиц, но если я что-то не правильно скажу, вы топаете ногами, будьте внимательны.
1. Улетели птицы: воробьи, синицы, галки и вороны, стрижи и макароны.
2. Улетели птицы: воробьи, синицы, аисты, вороны, мухи и грачи.
3. Улетели птицы: воробьи, синицы, медведи и стрижи, вороны и грачи.
Ведущий 2.
- Наше занятие подходит к концу и давайте мы узнаем, чему мы сегодня научились. Для этого сыграем в игру «Да или нет».
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать.
Итог занятия.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что вам понравилось?
- О чем мы говорили на занятии?