Оксана Крук
Конспект занятия «Организация и проведение прогулки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация и проведение прогулки в группе № 6, № 9»
Введение
«День, проведённый без прогулки – потерян для малыша»
А. А. Кисель
Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.
Публикация «Конспект занятия „Организация и проведение прогулки“» размещена в разделах
Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Приобщение дошкольников к природе родного края, знакомство с окружающим миром в дошкольном учреждении проходит через систему сезонных ежедневных прогулок, в процессе которых формируются основы отношения к природе, способность замечать и анализировать сезонные изменения в жизни окружающей природы.
Хочется, чтобы зимой прогулки были насыщенно-необычными, потому что сама зима нам преподносит столько всего прекрасного, заставляет нас удивляться, присмотреться, радоваться, наслаждаться ее красотой, чтобы каждый зимний денёк в детском саду приготовил для дошколят много нового и интересного, и от этого дети получали удовольствие.
Так хочется, чтобы зима для наших детей стала незабываемым временем года!
Методическая разработка прогулки в подготовительной группе
по теме: «Снежные секреты матушки - зимы»
Цель: Проявить заинтересованность детей к двигательной активности через вид деятельности - прогулка, в виде путешествия с элементами развлечения.
Задачи:
Образовательные:
-Формировать представление о свойствах снега; какую форму имеют снежинки в зависимости от состояния погоды;
- Закрепить представления детей о зимних изменениях в природе (выбрать модели приметы зимы, закрепить названия зимних месяцах
. Закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде;
- Расширить и углублять представления о неживой природе.
- Уточнить представления о снеге.
- Активизировать словарный запас: снегопад, метели
Развивающие:
- развивать воображение, мышление, память.
Воспитательные:
-Воспитывать интерес к труду. Приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
- Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатом коллективного труда.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, трудовая.
Материалы и атрибуты: -инвентарь для труда и игр (перчатки, лопаты, лупы, санки, ведерки, формочки для снега, лопатки, черные листочки, разноцветные льдинки, мишень)
Этапы работы:
Подготовительный этап
1. Предварительная работа с детьми: Рассматривание иллюстраций о путешествиях, туриста, фотографий природы. Чтение сказок, стихов о зиме. Отгадывание загадок. Слушание звуков природы. Дидактические игры: «Что возьмем с собой?» «Найди отличия».
2. Предварительная работа с родителями: Консультация о нестандартном оборудовании для двигательной активности детей. Привлечение родителей к изготовлению нестандартного оборудования, создание фотоколлажа «Зимние забавы»
3. Подготовка оборудования воспитателями и родителями воспитанников: карточки с изображением предметов, письмо, мишень для метания, ((из линолеума или картона, фотоаппарат.
Основной этап:
1. Сбор детей на прогулку, прогулка
Заключительный этап:
1Фотоколлаж «Зимние забавы»
Ход прогулки – путешествия :
1. Организационный момент
Проблемная ситуация:
На электронный адрес нашего детского сада пришло письмо. «Дорогие ребята, мне очень нужна ваша помощь. Меня зовут Сэм, мне 7 лет. Я живу в Африке, где круглый год светит солнце. Моя мама прочитала мне сказку «Зимнее чудо» Но я так и не смог понять и ответить на вопрос в конце сказки, что такое зимнее чудо?
Чтение отрывка сказки «Зимнее чудо»
Наступила зима. Выпало много снега. Все было красивым, пушистым, как пуховое одеяло. Снег укутал дома и крыши, деревья и кусты, засыпал все дорожки и тропинки. Очень дети любили, такое время года и такую погоду. Можно поиграть в снежки, бабу снежную слепить или снеговиков, а если подморозит можно покататься и с горки, на коньках и на лыжах. Однажды вышел маленький мальчик Петя на улицу, он не знал, что такое снег, подумал, что это теплое, пуховое одеяло. Он лег на это одеяло, оно оказалось очень холодное.
Петя воскликнул: «Что это такое, холодное, пушистое!».Что за зимнее чудо?
Воспитатель:
Давайте мы отправимся в путешествие по территории детского сада и попробуем помочь Сэму.
Воспитатель: Вы послушали сказку, вы догадались о каком зимнем чуде говорилось?Что за зимнее одеяло?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, снег. Где лежит снег? (ответы детей). Обратите внимание, как красиво на улице! Бело! Светло! На деревьях шапки снега! Расскажите, какой снег? (белый, пушистый, холодный, блестит на солнце). А вы знаете, где рождаются снежинки? Ребята, посмотрите на небо. Что вы видите? (ответы детей)
Воспитатель. Да, это облака. На что они похожи? (ответы детей)
Воспитатель. Высоко над землей, где очень-очень холодно, скапливаются водяные пары. Не успев перейти в воду, пары сразу превращаются в крохотные льдинки. Эти льдинки крохотные, как пылинки. Их называют алмазной пылью.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Поэтому люди и говорят про снег: «Пушистое снежное одеяло».
2. Основная часть
Исследование, наблюдение.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные.
А возьмешь – вода в руке.
Воспитатель: показывает детям лупу и объясняет, для чего она нужна. Ловит на черный листочек снежинку и предлагает детям рассмотреть ее через лупу. Дети рассматривают снежинку, восторгаются ее красотой, считают, сколько у нее лучей. (ответы детей)
Воспитатель: В народе говорят у зимы три братца. Послушайте загадки и отгадайте что за братцы у матушки- зимы?
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
– Дни его всех дней короче
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету
Что, скажи, за месяц это? (Январь)
После Брата Января
Служить очередь моя
Помогают мне два друга:
Снежная метель да вьюга
По ночам мороз силён,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это? (Февраль)
Воспитатель: Что вы знаете о зимних месяцах?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Декабрь - первый месяц зимы. Про него говорят студень, шапка зимы. Под декабрьским тёплым снежным одеялом заснули лесные обитатели.
Январь - середина зимы. Морозы стоят лютые. Снега в январе много, поэтому под снегом спать хорошо! В тёплых шубах зверям хорошо, а вот птичкам в лесу и холодно, и голодно.
Февраль – народное название лютый. Злой, холодный, ветреный, не хочет уступать свои права.
Метель часто бушует целые сутки. Весна наступает на пятки.
Подвижная игра «Волк во рву»
Цель: развивать ловкость, умение быстро действовать после сигнала.
Ход игры:
Поперек площадки двумя параллельными линиями на расстоянии около 100 см одна от другой обозначен ров. В нем находится водящий - волк. Остальные дети - козы. Они живут в доме (стоят за чертой вдоль границы площадки). На противоположной стороне площадки линией отделено поле. На слова воспитателя "Козы, в поле, волк, во рву!" дети бегут из дома в «поле» и перепрыгивают по дороге через ров. Волк бегает во рву, стараясь осалить прыгающих коз. Осаленный отходит в сторону. Воспитатель говорит: "Козы, домой!" Козы бегут домой, перепрыгивая по пути через ров. После 2-3 перебежек выбирается или назначается другой водящий.
Зимняя забава «Снежинки и ветер»
Цель: развитие двигательных навыков.
Ход игры:
Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу воспитателя: «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь, снежинки!» - разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Воспитатель говорит: «Ветер стих! Возвращайтесь снежинки в кружок!» - дети сбегаются в кружок и берутся за руки.
Катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам
Дидактическая игра «Что это значит».
Цель: учить сочетать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов. Развивать словарь.
Ход игры: Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?
Свежий ветер – прохладный.
Свежая рыба – недавно выловленная, неиспортившаяся.
Свежая рубашка – чистая, выглаженная, выстиранная.
Свежая газета – новая, только что купленная.
Свежая краска – незасохшая.
Свежая голова – отдохнувшая.
Глухой старик - тот, кто ничего не слышит.
Глухая ночь – тихая, безлюдная, темная.
Глухой лай собак – отдаленный, плохо слышный.
Трудовая деятельность:
Поручение – кормление птиц;
Коллективный труд – уборка снега с дорожек, ведущих к кормушке.
Цель: развивать умение работать в коллективе, воспитывать доброе отношение.
Подвижная игра "Два мороза"
Цель - развить навыки пространственной ориентации, быстроту и ловкость.
Описание: На противоположных сторонах площадки располагаются два дома, обозначенные линиями. Игроки размещаются с одной стороны площадки. Воспитатель выбирает двух человек, которые станут водящими. Они располагаются посередине площадки между домами, повернувшись лицом к детям. Это два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. По сигналу воспитателя «Начали!» оба Мороза произносят слова:
Морозы хором произносят:
Мы два брата молодые
Два мороза удалые:
Я — мороз Красный нос,
Я — мороз Синий нос
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?
Все дети хором отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!
После этих слов дети пытаются перебежать на противоположную сторону площадки, в другой дом.
Морозы стараются их заморозить, т. е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз, застывают на месте и остаются так стоять. Морозы повторяют кричалку, ребята опять перебегают через улицу в противоположный дом. Во время перебежки игроки могут «размораживать» своих друзей, коснувшись их рукой. Вырученные игроки «отмирают» и убегают за черту вместе с другими детьми. Через некоторое время выбираются новые водящие - Морозы и игра начинается сначала.
Индивидуальная работа с детьми:
Цель: звуковая культура речи, звук [ж]; развитие связной речи.
«Придумай рассказ»
Предложить ребенку сочинить вместе с воспитателем рассказ. Воспитатель начинаете фразу, а он ее продолжает. При этом слово, которое он вставляет, должно начинаться на звук [ж]. У девочки по имени … (Женя) есть собачка по кличке … (Жучка). Однажды они пошли в лес. Пока Женя собирала под дубом … (желуди, Жучка гонялась за летающим маленьким … (жуком). Вдруг Женя услышала лай. Она подбежала к Жучке и увидела большого колючего … (ежа) с маленькими … (ежатами). Женя отозвала Жучку, а еж и ежата убежали под елку.
Самостоятельная деятельность детей:
«Разноцветные льдинки»
Составление узоров из льдинок.
«Снежная цель»
Метание снежков вдаль и в цель.
Цель: развивать координацию движений.
3. Заключительная часть
Подведение итогов прогулки с детьми :
-Беседа «Расскажи о своих впечатлениях» ;
-Зарисовки о путешествии;
- Составление фотоколлажа о путешествии;
Воспитатель:
Прогулка завершена : собирается игровой материал
ВСЕ ОРГАНИЗОВАННО ЗАХОДЯТ В ПОМЕЩЕНИЕ ДОУ.
Заключение
«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, прочность знаний, вера в свои силы»
Анализируя результаты нашей совместной деятельности, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды физических упражнений, проявляют чувство ответственности за себя и других, на практике применяют полученные правила поведения на улице, идут на выручку друг другу. Прогулка способствовала более тесному контакту дети-родители-воспитатели. Было предложено дальнейшее совместное участие родителей в реализации других проектов.
Список литературы
1. Организация прогулки в ДОУ : методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений: в 2 ч. Ч. 1[Текст]/сост. Е. А. Донченко. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011. – 66 с.
2. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
3. Теплюк, С. Н. Занятия на прогулке с малышами : пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет[Текст]/С. Н. Теплюк – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.
4. Кравченко И. В. «Прогулка в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группа. Методическое пособие», М. : ТЦ Сфера, 2013.-123с.
5. Степаненкова Э. Я. «Сборник подвижных игр», М. : Мозаика-Синтез, 2011.-102с.
6. Сказки о природе Янушева О. Н «Снежное покрывало», 2011.-85с.