Ирина Львовна Бабкина
Конспект занятия «Одежда и люди»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Тема: «Одежда и люди»
Старшая группа
Программное содержание:
Познакомить детей с традиционным русским костюмом, дать представление о разнообразии русского костюма, его украшения, о его многослойности: рубаха, понева, фартук и т. д. Дать представление о происхождении, названии и соответствии головного убора определенному возрасту женщины и костюму. Дать понятие о праздничной одежде. Обогащать словарный запас за счет названия одежды и головных уборов, а также малых форм устного народного творчества. Создать оригинальную композицию из символов при украшении элементов русского костюма. Упражнять в расположении элементов на ограниченной плоскости (контуры элементов одежды). Формировать эстетический вкус, развивать творческое воображение. Воспитывать любовь к русской культуре.
Публикация «Конспект занятия „Одежда и люди“» размещена в разделах
Материал:
Коллекция костюмов (крестьянский, купеческий, боярский, куклы в русских костюмах, иллюстрации, фотографии, образцы костюмов и элементов костюма, сундук, макет избы, кроссворд, контурные изображения: рубаха, сарафан, душегрея, кокошник, бумажная кукла («русская красавица», бусы на подносе, ножницы, краска гуашь, кисти.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы пришли в наш музей «Русского быта». Нарядно и красиво в нашем музее от богатства вышивки и узоров. Полон музей иллюстрациями, фотографиями, картинами и куклами в русских одеждах. Посмотрите какие рубахи, сарафаны, полотенца, скатерти.
- Но, посмотрите, здесь лежит конверт. Давайте посмотрим, что в нем. (Достает)
- Ребята. Здесь лежит приглашение на показ мод это кроссворд, вопросы к нему. (Читает вопросы)
- Вопросы об одежде. И не просто «об одежде, а о старинной русской одежде.
- Для того, чтобы говорить о старинной одежде, мы должны оказаться в прошлом. А поможет нам это сделать волшебный порошок.
- Закрывайте глаза (Воспитатель посыпает детей конфетти).
- Смотрите, мы оказались в русской избе. А, вот и бабушка задремала за рукоделием. (Бабушка спит за вязанием).
- Давайте подойдем.
- Здравствуйте, бабушка.
Бабушка: Здравствуйте, детки. Откуда же вы к нам пожаловали?
Дети: Мы из города Рыбинска, из д/с «Белочка».
Бабушка: Я рада вас видеть. Меня зовут Марфа Васильевна. Зачем пожаловали, гости дорогие? Песни петь или что-нибудь узнать?
Дети: Помогите нам кроссворд разгадать.
Бабушка: Не знаю, что такое кроссворд, а помочь помогу, чем смогу.
Только, что-то вы уж больно не похожи на наших деревенских ребятишек. И одежда у вас другая.
Дети: А у нас современная одежда, бабушка.
Бабушка: Что же это за современная одежда?
(Ответы детей).
Бабушка: Интересная у вас одежда. Да, чем же помочь -то вам, ребята?
Воспитатель: Надо ответить на вопросы кроссворда.
- Назовите головной убор русских женщин?
- Традиционная русская женская одежда?
- Традиционная мужская одежда?
- Что защищало ребенка от злых духов?
Бабушка: Это проще — простого. Я вам загадаю загадки и вы сразу отгадаете. Слушайте:
- Украшает голову, на горшок похож,
А зовут такой убор. (кокошник).
- Каждый раз поутру надеваю я трубу.
Ну, не догадаться вам?
Он зовется. (сарафан).
- Что ж за одежда
С четырьмя отверстиями?
Разложи ее получше -
Букву Т тогда получишь. (рубаха).
Бабушка. А давайте-ка, я с вами поиграю. Кто поймает мой клубок, тот называет старинную русскую одежду.
Игра «Назови одежду»
На четвертый вопрос кроссворда я вам вот, что скажу, чтобы защитить ребенка от нечистой силы, его подпоясывали кушаком или пояском. Раньше была такая поговорка: «Подпоясанного и бес боится».
Бабушка: Что, помогла я вам? А мне уж больно понравилась ваша одежда.
Воспитатель: А мы сейчас с ребятами поиграем в игру «Выбери одежду» и вы еще раз полюбуетесь нашей современной одеждой.
Игра «Выбери одежду»
Воспитатель: Пора нам, ребята, прощаться с бабушкой Марфой Васильевной и возвращаться в наше время.
Бабушка: До свидания, детки. «По одежке встречают, а по уму провожают». Откройте мой сундук, там есть сарафан моей бабушки. Возьмите его в свой музей.
(Ребята закрывают глаза).
Воспитатель; Мы вспомнили, как одевались люди в старину. Мы побывали в русской деревне. Но ведь люди жили не только в деревнях, но и в городах.
- Какой был в старину наш город?
- Дети: Наш город был богатый, торговый, купеческий.
- Воспитатель: А какие люди жили в нем?
- Дети: В нем жили богатые купцы, бояре.
- Воспитатель; А какая одежда была?
- Одежда была разная.
- Повседневная и праздничная.
- Простая н многослойная.
- Женская и мужская.
- Детская и взрослая Зимняя и летняя
- Крестьянская и боярская, купеческая (показ слайдов)
- Игра «Подбери пару»
- Воспитатель; Отличалась ли одежда бояр и купцов от крестьянской
- одежды?
- Дети; Одежда купцов и бояр была похожа на одежду крестьян.
- Только сшита из дорогих материалов.
- У богатых из парчи и шелка и бархата а у крестьян из холщовой
- ткани.
- Крестьяне носили тулупы и дубленки из овчины
- Бояре, да дворяне носили шубы го горностая, куницы, соболя, лисицы,
- Крестьяне носили простые шапки, картузы.
- На боярине была горлатная шапка. По ее высоте можно было судить о знатности.
- Она была богаче украшена.
- Воспитатель: А чем украшали одежду?
- Дети: Простые люди украшали одежду тесьмой, вышивкой, стелярусом, жемчугом.
- Бояре, да купцы - отборным жемчугом, драгоценными камнями, золотой серебряной нитью и тесьмой.
- Раньше много жемчуга добывали в нашей реке Волге. Самый отборный отдавали богатым людям, а простой оставался крестьянам,
- Поэтому у наших Ярославских девушек одежда и головные уборы были очень красивыми.
- Воспитатель: Вот, мы с вами вспомнили про русских девушек.
-
Кто же украшал одежду и головные уборы русских красавиц?
Дети: Девушки сами, своими руками шин одежду и украшали ее тесьмой. Вышивкой, бисером, жемчугом.
Сами мастерили серьги и бусы.
Воспитатель: Раньше русские девушки собирались вечерами на посиделки и занимались рукоделием: вышивали, пряжи. А еще пели песни, частушки, рассказывали пословицы и поговорки.
Давай те и мы вспомним пословицы и поговорки об одежде.
- По одежке встречают, а по уму провожают.
- Неладно скроено, да крепко сшито.
- Голодному одеться, только подпоясаться.
- Сто одежек и все без застежек.
- Наряди пень, и пень будет хорош.
- По одежке протягивай ножки.
- Своя рубашка ближе к телу.
- Не ленись прясть, хорошо оденешься.
Игра «Домино»
Воспитатель: А вы знаете, какую одежду носили ваши прабабушки и прадедушки когда были маленькими?
Дети: И мальчики и девочки одевались одинаково. Рубахи им перешивали из взрослой одежды, (вспомнить примету: вывешивали рубашку на забор. Когда в доме ребенок родился - праздник в доме)
Воспитатель: У русских людей всегда было много праздников.
- Отличался ли праздничный костюм от повседневного? Чем?
(Рассуждения детей)
Воспитатель: Праздничная одежда всегда была красиво вышита, украшена, многоцветна, из атласа, шелка, парчи, бархата. (Показ иллюстраций)
Воспитатель: А что на голове было у молодых людей? (картуз)
Скажите, а такой головной убор носили раньше девушки? (ответы детей) Девушкам можно было не покрывать голову, а повязывать атласные ленточки или вплетать в одну косу красивые «косники». Коса считалась девичьей красой, поэтому и говорили: «красны девицы». А когда девушка выходила замуж, ей шили самый красивый сарафан, свадебный, а к нему удивительно красивый расшитый головной убор — кокошник. Головные уборы тоже были разные. Это и кокошники, кички, даже сороки. А еще были рогатые головные уборы. Все это говорит о том, что люди поклонились птицам и животным, считали, что они должны оберегать и давать жизненную силу.
Ходит жена по двору
Во кумачном сарафане.
Во парчовых рукавах,
В кокошнике — рогаче,
В коноватою фаге.
П/и «Бояре»
Воспитатель: Пока у замужней женщины не было ребеночка, она одевалась очень красиво. Ярко, нарядно.
- Но, что она обязательно должна была делать?
Дети: Она должна была покрывать голову и заплетать уже две косы и укладывать их в прическу.
Воспитатель: Кроме сарафана, какой еще был костюм у замужней женщины?
Дети: Это была рубаха и понева-юбка с фартуком.
Воспитатель: Покажите на картинке (дети показывают картинки, иллюстрации. Рассказывают о фартуках (короткий и длинный).
К каждому костюму женщина подбирала пояса и украшения на шею (гайтаны, ожерелки, бусы, а также кольца, серьги,
- Вот теперь мы с вами можем ответить и на пятый вопрос нашего кроссворда.
- Как называется юбка замужней женщины? (понева)
Воспитатель: Как называли в народе русскую красавицу?
Дети: Лебедушка, березонька, ягодка.
Воспитатель: Она была царственно величава и степенна.
А сама — то величава.
Выступает, словно пава,.
- Мы е вами ответили на последний вопрос кроссворда.
Воспитатель: Сейчас мы с вами оденем нашу красавицу на праздник. Но для этого нам надо смастерить ей нарядную одежду,
Коллективная работа «Одень красавицу?»
(Дети расписывают праздничную одежду: рубаху, сарафан, душегрея, головной убор)
Игра «Одень девочку»
Воспитатель: Я думаю, что теперь можно поиграть и с гостями,
Игра «Четвертый липший»
Воспитатель: Вы многому научились. Многое узнали. Настало время разгадать ключевое слово нашего кроссворда. Это слово «КРАСОТА».
- Да ребята одежда русских людей действительно была очень красивая. Одежда передавала:
- красоту русских женщин,
- красоту русской природы,
- красоту русской души.
2 часть
Показ одежды.