Наталья Юминова
Конспект занятия ОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Свойства песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия ОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Свойства песка» с применением технологии исследовательской деятельности.
Приоритетная образовательная область:
познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей:
речевое развитие
социально-коммуникативное развитие;
физическое развитие.
Цель: Формировать у детей представления о свойствах песка.
Публикация «Конспект занятия ОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром „Свойства песка“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
Образовательные: 1. Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка. Закрепить умения работать с посудой, соблюдать меры безопасности, активизировать и обогащать словарный запас существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
Расширять знания детей об окружающем мире, упражнять в умении сравнивать, анализировать, делать выводы. Формировать умение исследовать свойства природных материалов.
Развивающие: Развивать у детей познавательно - исследовательскую активность через экспериментирование и практическую деятельность. Развивать интерес к природным материалам, речь детей, зрительное восприятие, память, воображение, логическое мышление, координацию движений, развивать мелкую моторику кистей рук. Развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать; развивать социальные навыки.
Воспитательные: Воспитывать интерес к окружающему миру, к познавательной деятельности. Воспитывать умение работать в коллективе, в паре.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.
Предварительная работа: Беседа «Песок. Где можно найти песок?». Наблюдение и игры с песком на прогулке.
Дидактический наглядный материал.
Оборудование: Иллюстрации по теме «Где можно увидеть песок?», сказочный герой Кукумба, песок, стакан с водой, формочки, лупа, деревянная палочка, трубочки для коктейлей, влажные салфетки, песочные часы, конверт с письмом, почтовая коробка.
Раздаточный материал: каждому ребенку по 2 пластиковые тарелки с сухим и мокрым песком, два стакана, пластиковая бутылочка с водой, воронка, лупа, деревянная палочка, влажные салфетки, поднос.
Ход НОД
Ребята, к нам в детский сад сегодня пришла посылка от какого-то Кукумбы. Вы знаете, кто это такой? И я не знаю. Здесь есть еще письмо. Давайте прочитаем.
«В далекой-далекой стране, среди гор родился мальчик. Он был очень любознательный.
Однажды, гуляя, мальчик нашел палочку и стал с ней играть. И вот, играя, он взмахнул палочкой и произнес волшебные слова «ку-кум-ба». В этот же миг, гусеница, которая ползла по цветку, вдруг превратилась в бабочку. Это так понравилось мальчику, что он стал целыми днями твердить волшебные слова: ку-кум-ба, играя со своей палочкой. И прозвали тогда этого мальчика Кукумба.
Прошло время, Кукумба вырос и стал добрым волшебником. Однажды, путешествуя, он очутился в необычном месте. Здесь ничего не было кроме песка.
«Что это?» – подумал Кукумба, глядя на песок.
Он взял горсть песка и стал рассматривать его. «Это же песок!» - воскликнул добрый волшебник.
И ему очень захотелось построить в этом месте песочную страну. Только как он ни старался, все его постройки рассыпались. Тогда Кукумба взмахнул своей палочкой, произнес волшебные слова: «Ку-кум-ба», и на песок полил веселый теплый дождик. Песок намок, и добрый волшебник построил дворцы, замки, деревья, песочных человечков и животных. А чтобы они не рассыпались он вызывал дождик и смачивал свои постройки.
Но как ни старался Кукумба, а солнце грело так сильно, что ему с каждым разом становилось все сложнее и сложнее поддерживать песок в мокром стоянии.
Но Кукумба не привык сдаваться. Он построил большую исследовательскую лабораторию, закрылся в ней и стал изучать песок. Каждый день он проводил множество опытов, совершая новые открытия. Но что происходило в секретной лаборатории доброго волшебника никто не знал, не знаем и мы…
Но вы, ребята, не отчаивайтесь, ведь мы знаем, что все тайное становится явным.
Дорогие ребята, помогите моему другу Кукумбе как можно больше узнать о песке, изучить все его свойства. Если вы постараетесь, то получите от меня вознаграждение за ваш труд. Друг Кукумбы»
Какой хороший друг у волшебника! Как о нем заботится!
Поможем Кукумбе исследовать песок? А где это можно сделать? (В лаборатории)
Что такое лаборатория?
Лаборатория - это такое специальное помещение, где проводятся опыты, эксперименты, научные исследования.
А если мы с вами будем проводить исследования, то как нас можно назвать (Исследователи, ученые)
Итак, уважаемые ученые, я приглашаю вас в нашу песочную мини-лабораторию (дети садятся за столы).
Опыты в лаборатории.
Скажите, пожалуйста, зачем нам нужно знать все о песке? (Чтобы пользоваться свойствами песка)
Посмотрите на свои столы, на них лежит оборудование, которое пригодится нам в исследовании. Перед вами материал в тарелках (песок сухой и мокрый, 2 стаканчика, воронка, формочка для песка, палочка, ложка, бутылочка с водой, лупа и салфетка
Ребята, а вы знаете правила безопасности во время экспериментирования?
- Каждый работает на своем рабочем месте, не толкаясь и не мешая друг другу.
- Класть все на место
- Делать все аккуратно
- Когда грязные руки, надо пользоваться салфеткой
- Не дотрагиваться до лица, глаз, рта
По вашему мнению, следует как следует обращаться с песком и почему?
- Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться!
- Нельзя песок сыпать на себя и на друзей
- Нельзя вдыхать песок - можешь задохнуться!
- После игры с песком - помой руки!
- Нельзя дуть на песок
- Молодцы, эти правила нужно соблюдать, чтобы не навредить себе и другим.
А сейчас, ребята, прикоснитесь к песку, который лежит у вас на желтой тарелке. Скажите, пожалуйста, какой это песок? (В тарелке сухой песок).
У меня карточка со словом песок и солнышком. Значит, мы будем говорить о сухом песке. (Карточку на доску)
Приложите ладошку на другой песок. Какой это песок? (В другой тарелке мокрый песок).
У меня карточка со словом песок и капелькой. Значит, мы будем говорить о мокром песке. (Карточку на доску)
Посмотрите через лупу на сухой и сырой песок. Из чего состоит песок?
(Песок состоит из маленьких камушков, крупинок).
Опыт № 1 «Состояние песка»
Какого цвета сухой песок? (Сухой песок светлого цвета)
А сырой песок какого цвета? (Сырой песок темного цвета)
Сухой песок светлый, поэтому у меня клякса будет светлого цвета. А сырой песок темный, у меня клякса более темного цвета. (Вывесить на доску)
Опыт № 2 «Сыпучесть песка»
А теперь возьмем стакан и воронку. Положите ложкой немного сухого песка в воронку и посмотрите, что произойдет. Хорошо ли сыпется сухой песок через воронку? (Сухой песок хорошо сыпется) Значит, что о нем можно сказать, какой он? (Сухой песок сыпучий) Да, сухой песок – это сыпучий материал
Возьмите другой стакан, переставьте воронку и положите в нее сырой песок. Что произойдет? Хорошо ли сыпется мокрый песок? (Мокрый песок плохо сыпется)
Мы с вами еще одно свойство узнали, что сухой песок сыпучий, а мокрый – несыпучий. (Вывесить картинки на доску)
Опыт № 3 «Растворимость песка в воде»
Сейчас возьмите в руки бутылочку с водой, налейте немного воды через воронку сначала в сухой, потом в мокрый песок и помешайте деревянной палочкой. Растворится песок в воде? Какой мы сделаем вывод? (Сухой и мокрый песок не растворяются в воде. (Вывешиваю картинки на доску)
Опыт № 4 «Форма песка»
Предлагаю вам определить, имеет ли сухой и сырой песок форму? Приложите формочку для песка поочередно сначала к сухому, потом к мокрому песку.
Что же вы заметили? (Сухой песок рассыпается, не имеет формы. А фигурка из мокрого песка не рассыпается)
Какие вы молодцы, вы определили еще одно свойство песка. Сухой песок не имеет формы, а мокрый песок имеет форму. (Вывесить картинки на доску)
ФИЗМИНУТКА
А сейчас представим, что мы с вами «геологи» и пойдем на поиски полезных ископаемых. Может нам сегодня повезет?
Мы геологами станем
-Да? – Да. (Хлопок над головой)
Будут все гордиться нами
-Да? – Да. (Хлопок над головой)
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показ руками)
Бурная река (показ руками)
Её не обойдешь (топают ногами)
Её не прилетишь (крылья)
Надо напрямик:
Всё мы сможем, всё сумеем
И своей достигнем цели
-Да? – Да. (Хлопок над головой)
Отдохнули? Тогда, уважаемые геологи, возвращаемся в нашу лабораторию и превращаемся снова в ученых.
Опыт № 5 «Вес сырого и сухого песка»
Следующий опыт буду проводить я. У меня 2 бутылки. В одной бутылке сухой песок, а в другой – мокрый. Сейчас я подую на песок, а вы наблюдайте, что же произойдет. (Сухой песок разлетается, а мокрый – нет)
Почему? (Потому что сухой песок легкий, а мокрый тяжелее) Правильно, в сухом песке между песчинками находится воздух, а во влажном - вода. Что тяжелее воздух или вода? Конечно, вода тяжелее воздуха, поэтому мокрый песок тяжелее. (Вывесить картинки на доску)
Опыт № 6 «Имеет ли песок запах»
А теперь осторожно понюхайте сухой и мокрый песок. Помните правила обращения с песком. Что заметили? (Сухой песок не имеет запаха, а мокрый имеет).
(Вывесить картинки на доску)
Итог экспериментирования
Уважаемые исследователи, я предлагаю рассказать о тех свойствах песка, которые мы сегодня узнали. Только помните, что говорить нужно полными предложениями. (2 ребенка поочередно выходят к доске и рассказывают о свойствах песка)
Д/и «Скажи наоборот»
Вот какой замечательный наш песок! Давайте подберем для него красивые слова. Песок бывает теплый - прохладный, мокрый - сухой, чистый - грязный, липкий – рассыпчатый / сыпучий, темный- светлый, тяжелый – легкий, если его покупать, то дорогой – дешевый, крупный- мелкий, шершавый – гладкий.
Д/и «Скажи, что можно делать?»
Зная свойства песка, что можно с ним делать, какие действия? (Сыпать, лепить, строить, нюхать, исследовать, изучать, мочить, добывать, привозить, сушить, гладить, трогать, бросать.)
Откуда берется песок.
Ребята, а как вы думаете, откуда берется песок? Вот (Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок) (Картинка)
Дорогие ученые, скажите, где мы с вами можем встретить песок? (на строительстве, на пляже, в песочнице).
Можно ли назвать песок природным материалом? Почему? (Потому что его нам дала природа)
Песок – это живая природа или нет? (Песок – это живая природа)
Применение песка
Нужен ли песок людям? (Да) Зачем, где его можно применить?
Песок используют:
В строительстве домов, для изготовления кирпича
Для изготовления стекла
Для песочниц
Для тушения огня
Для посадки цветов
Песком зимой посыпают дорожки
Для песочных часов
Из песка делают скульптуры
Для рисунков
Для украшения
Очень давно люди использовали огромные песочные часы для определения времени. Сейчас песочные часы используют в медицине для определения длительности процедур.
Рефлексия.
Ребята, какие вы молодцы. Хорошо потрудились, очень много узнали. О чем мы говорили? (ответы детей)
Какие новые свойства песка запомнили?
Что вам понравилось на занятии?
Что было сложно, а что легко?
О чем бы вы еще хотели узнать на следующем занятии? (ответы детей)
Я думаю, что мы с вами очень постарались и заслужили подарок. Сейчас я посмотрю, что же в этой посылке.
Ребята, здесь необычный песок. Называется кинетический. Он искусственный, потому что его создала не природа, а сами люди. И свойства у него, наверное, тоже другие.
Готовы ли вы продолжать экспериментировать? Хорошо. Но это будет позже.
А сейчас я вас благодарю за отличную работу. На этом наше занятие закончено.