Наталья Толкачева
Конспект занятия «Обучение детей рассказам из индивидуального опыта»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по образовательной области: речевое развитие
Возрастная группа: подготовительная
Тема «Обучение детей рассказам из индивидуального опыта»
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие
Цель: формировать навык самостоятельного составления рассказа из индивидуального опыта, опираясь на свои непосредственные восприятия и наблюдения.
Задачи:
Образовательная:
1. Связная речь: учить выразительному рассказу из индивидуального опыта без
Публикация «Конспект занятия „Обучение детей рассказам из индивидуального опыта“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
наводящих вопросов. Учить рассказывать полно, связно и выразительно, чётко выстраивать композицию рассказа. Закрепить понятие об особенностях построения рассказа : начало, середина, концовка.
2. Грамматическая сторона: учить составлять предложения с заданными
словами, правильно сочетать их по смыслу. Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже множественного числа. Давать ответ на вопрос полным предложением.
3. Словарь: расширить словарный запас, учить подбирать определения к словам.
4. Звуковая культура речи: учить произносить слова с разными оттенками
интонации, сходными по звучанию, подбирая слова по смыслу рассказа.
Развивающая:
1. Развивать мышление, творческое воображение, слуховое и зрительное
внимание, память.
Воспитательная:
1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение выслушать не
перебивая, дружелюбное отношение к сверстникам.
Оборудование: компьютер, проектор, магнитофон.
Предварительная работа: индивидуальные беседы с детьми, чтение произведений, рассматривание иллюстраций, сюжетно-ролевая игра «Семья».
Ход ООД:
Этапы работы, методы Деятельность педагога Деятельность детей
Вводная часть
Сюрпризный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите за окно! Как прекрасен этот мир! Птицы и растения, животные, горы и реки – все радует нас. Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга такими словами:
Спасибо скажем мы не раз
Всему живому вокруг нас:
Как хорошо на свете жить,
Как хорошо уметь дружить!
Воспитатель: Ваше настроение отличное? (Да)
Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года? (0сень)
Воспитатель: А какое время года самое теплое? (лето)
Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить о лете и поиграть в игру «Закончи предложение».
Если жарко светит солнце, то наступило….(лето)
Мы поедем в лес, если будет…. (Хорошая погода)
Если пойдем на речку, то будем…. (Купаться, загорать, ловить рыбу, строить песочные замки.)
Когда гуляли в лесу, то увидели…. (Белку, ежика.)
Летом я люблю играть … (В мяч, подвижные игры, в куклы, в машинки, в песочнице).
У бабушки в деревне живут…. (Корова, козы, собаки, кошки, гуси, куры, кролики.)
На даче я помогал родителям …. (полить цветы, собрать ягоды, подмести дорожки,
Я люблю лето, потому что…. (На улице тепло, можно весь день играть на улице, купаться на речке, собирать вкусные ягоды).
Воспитатель: Молодцы ребята. Присаживайтесь.
Воспитатель: Сегодня к нам с вами придет гость, а чтобы узнать кто это, нужно отгадать загадку:
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(ответ детей : медведь).
- Как вы догадались, что это медведь?
(ответы детей : Медведь спит зимой
-Медведь в лесу питается ягодами малины, добывает мед).
(Входит медведь)
Мишка одет в футболку, шорты и кепку, в руках удочка и карточки-схемы к рассказам.
Воспитатель: Посмотрите-ка, ребята, что это Мишка такой довольный, улыбается.
Мишка: Довольный и веселый, потому что отдохнул летом хорошо.
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, где Мишка отдыхал? (у бабушки).
Основная часть
Мишка: (слайды презентации) Я отдыхал у своей бабушки в сосновом бору, вместе со своим братом Мишуткой. Мы ездили на велосипедах далеко в лес, через поле, за деревню. Там в лесу мы собирали лесную ягоду, лакомились медом и ловили рыбку в реке. Я видел, как пчелки собирали с цветков пыльцу, и видел белочку в лесу. Она прыгала с ветки на ветку и делала запасы на зиму. Мне нравилось купаться в реке, бродить по бору и слушать, как поют птички.
Воспитатель: Ребята, понравился вам Мишкин рассказ? (ответы детей : да).
Мишка: Предлагаю всем отправиться на море и превратиться в морские фигуры.
Физкультминутка.
Морские фигуры (под музыку)
Воспитатель: Мишка, а у нас ребята тоже летом были в отпуске и отдыхали.
Они тебе хотят рассказать, как она отдыхали летом.
Мишка: Я с удовольствием послушаю, а чтобы вам, ребята, легче было рассказывать, принес вам картинки, они помогут рассказать обо всем по порядку.
Воспитатель: Сейчас мы возьмем стульчики, сядем, чтобы удобнее нам было рассматривать картинки и рассказывать.
Посмотрим на карточки-помощницы.
1-я картинка спрашивает – Где ты был?
2-я картинка - С кем туда ездил?
3-я картинка спрашивает – На чем ты ездил?
4-я картинка - Далеко или близко?
5-я картинка спрашивает – Что ты там делал?
6-я картинка - Что интересного видел?
7-я картинка - Что тебе понравилось?
Воспитатель: Кто же хочет первый рассказать о том, как он отдыхал летом? Рассказывать нужно по порядку, смотреть на карточки-картинки.
Рассказы детей.
После каждого рассказа воспитатель спрашивает детей, понравился им данный рассказ, по порядку ли рассказывал ребенок, необходимо похвалить за интересный рассказ каждого ребенка.
Воспитатель: Молодцы ребята! Замечательные рассказы. Всем понравились?
Воспитатель: Мне они тоже очень понравились!
Воспитатель: А сейчас давайте взбодримся и сыграем в игу «Собери с собой в дорогу».
Воспитатель: Когда мы отправляемся в отпуск или в путешествие, берем с собой в дорогу разные вещи и складываем их в чемоданы и рюкзак. Сегодня у нас необычные чемоданы.
В красный чемодан мы положим себе вещи и предметы, в названии которых встречается звук «с», а в синий чемоданчик предметы, в названии которых есть звук «ш» (демонстрируются картинки, называются предметы, утрируя данный звук).
Воспитатель: Все вещи правильно разложили по чемоданам, можно отправляться в путешествие.
Воспитатель: На чем поедем? На каком транспорте можно путешествовать? (На машине, на поезде, на самолете.)
Ребенок называет и ставит картинку на соответствующий мольберт, где прикреплено изображение чемодана с заданным звуком.
Заключительная часть
Словесный метод Воспитатель: Ребята, сегодня вы рассказали интересные, увлекательные рассказы.
Воспитатель: Давайте мы скажем мишке до свидания.
Воспитатель: Теперь я предлагаю сесть за столы, и каждый из вас нарисует, как он отдыхал этим летом.
Из рисунков детей оформляется выставка работ.
-До свидания!
Список используемой литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Бородич А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 2004. – 255 с.
3. Гомзяк О. С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О. С. Гомзяк. - М. : ГНОМ и Д, 2007.- 60с.
4. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э. П. Короткова. – М. : Просвещение, 2012. – 128 c.
5. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н. А. Стародубова. – М. : Академия, 2006. – 185 с.
6. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы речи дошкольников: учебно-методическое пособие / Ф. А. Сохин. – Воронеж: МОДЭК, 2005. – 223 с.
7. Тихеева, Е. И. Развитие речи у детей (раннего и дошкольного возраста) / Е. И. Тихеева. – М. : Просвещение, 2001.- 111с.
8. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М. : Владос, 2001. – 160с.