Татьяна Апрелова
Конспект занятия в средней группе «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать интерес детей к истории русской национальной культуре.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить с жилищем русского человека – избой, её устройством и особенностями проживания; с русскими народными играми, пословицами, поговорками.
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Русская изба“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Развивающие: развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с бытом и традициями русских людей; активизировать и обогащать словарный запас народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами; развивать художественно-творческие способности детей.
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.
Целевые ориентиры: развивать любознательность, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам.
Активизация словаря: изба, печь, печник, горница, сундук, люлька, горшок, туесок.
Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями и традициями; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок; разгадывание загадок; заучивание пальчиковой игры, слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр; рассматривание иллюстраций на тему: «Как жили на Руси».
Развивающая предметно-пространственная среда : имитация русской избы; предметы крестьянского обихода: кухонная утварь, вышитые полотенца, рушники и т. д. ; слайды с предметами крестьянского быта, проектор, запись «А в доме горит огонёк» музыка-В. Дашкевича, слова-Ю. Кима, в исполнении Елены Камбуровой, слайды с изображением русской печи, предметов русского быта.
Используемые методы и приё мы: сюрпризный момент, д/и, беседы, вопросы, рассматривание, пояснения, поощрения, художественное слово (загадки, пословицы, показ, наблюдения.
Список литературы: «Истоки русской народной культуры в детском саду. Методическое пособие для воспитателей ДОУ». Автор-составитель Гаврилова И. Г. – СПб., «Детство-Пресс», 2008
Картушина М. Ю. «Русские народные праздники в детском саду», М., «Сфера», 2006.
Короткова М. В. «Путешествие в историю русского быта», – М., «Дрофа», 2003.
Лялина Л. А. «Народные игры в детском саду. Методические рекомендации», – М., «Сфера», 2009
Тихонова М. Н., Смирнова М. С. «Красна изба», Детство-Пресс, 2004 г.
Трясорукова Т. П. «Пословицы и поговорки, Феникс 2016
Ход занятия
Воспитатель показывает слайд многоэтажного дома и деревянного дома.
- Ребята, что это? (дома) Правильно, это дома, но посмотрите, какие они разные.
Это сейчас люди живут в многоэтажных домах. А раньше люди строили деревянные дома. Хотите узнать, как жили люди в старину? Кто хочет – присоединяйтесь.
Воспитатель приглашает детей в уголок «Русской избы».
Звучит песня «А в доме горит огонек». Воспитатель облачается в элементы русского народного костюма.
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость.
А вы знаете, что такое изба? (ответы) Хотите узнать, как жили люди в старину? (ответы)
Комнату в избе называли «горницей». Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным? Послушайте, да отгадайте мою загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
Посреди горницы ставили печь (слайды с изображениями русской печки)
Печь - это сердце дома. О ней говорили «Без печи и изба не изба». Печь была неотделимой частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. Даже пословица есть о ней: «Чего из избы не вытащишь?» Складывали печь из кирпичей и обмазывали глиной, а клал печь – печник.
Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная? Где в горнице пищу приготовить? Конечно же, в печи! Чем избу обогреть? Сейчас на улице холодно, а у нас дома и в детском саду тепло. Что нас греет? (ответы)
А в старину батарей не было. Что тогда грело? (печь) Что нужно, чтобы печь грела? (дрова). Да, печь и накормит и обогреет.
А случалось, и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут с улицы мокрые, замерзшие, где сушить одежду и валенки? Оказывается печь ещё и сушит.
А еще, дети, печь лечит. Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними может случится? (ответы)
Уложат простуженного на печку, она его прогреет - простуда и пройдет. Вот почему говорят «Печь всему голова». Она кормит, сушит, греет, лечит.
Столы в избах были большие, а рядом простые длинные скамейки, т. к. стульев еще не было. В русской избе всё было сделано руками самих крестьян. (Слайды). Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом. Столы были большие, потому что и семьи были большие: папа, мама, дедушка с бабушкой и детей человек 5.
Пальчиковая гимнастика: “Семья”
Как у нас семья большая
Да веселая
(Ритмические хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)
Два у лавки стоят
(Загнуть большие пальцы на обеих руках).
Два учится хотят
(Загнуть указательные пальцы на обеих руках)
Два Степана у сметаны объедаются
(Загнуть средние пальцы)
Две Дашки у кашки
Питаются.
(Загнуть безымянные пальцы)
Две Ульки в люлке
Качаются
(Загнуть мизинцы)
Каждый, делая какую-то вещь, хотел, чтобы она была самая красивая. Люди с любовью и старанием украшали свои изделия. Любая вещь: салфетка или полотенце, детская люлька или ковш - все украшалось резьбой, вышивкой, кружевом, росписью (Слайды)
Ребята, а посмотрите, что на столе стоит. Это та посуда, которой пользовались люди в старину. Сделана она из дерева, из глины. Это – туески, сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты. А вот различные кувшины и горшки: для молока, для мёда – из глины. Всё это называется кухонная утварь.
Дидактическая игра «Предметы быта старины и современности».
Цель:
Воспитатель: Ребятки расскажите мне, куда вы сегодня ходили в гости? Что нового вы сегодня узнали? Что вам запомнилось? Что понравилось больше всего?
Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я надеюсь, что вам понравилось у меня в гостях, и вы узнали много нового. А на прощание, я хочу вам предложить раскраски, чтобы вы ещё долго не забывали нашу встречу.
Для выхода из деятельности детям раздаются раскраски с предметами русского народного быта; атрибуты с предметами русского народного быта для продолжения сюжетно-ролевой игры; предлагается настольный макет интерьера русской избы).