Ирина Евгеньевна Париева
Конспект занятия НОД в средней группе по теме «Культура русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия НОД в средней группе по теме
«Культура русского народа»
Цель: знакомство с русской избой.
Задачи:
Пополнить словарный запас детей словами: изба, лоскутное одеяло, горница, самовар, люлька рушник, половик, ухват.
Развивать знания в устном народном творчестве.
Закрепить знания и умения работать с соленым тестом.
Публикация «Конспект занятия НОД в средней группе по теме „Культура русского народа“» размещена в разделах
Воспитывать интерес и любовь к русским народным обычаям и традициям.
Ход занятия.
Воспитатель:
-Дети хотите отправиться в гости к Бабушке Варварушке и посмотреть, как жили люди давным-давно, когда не было еще ваших мам и пап и даже бабушек и дедушек.
-Для того чтобы попасть в прошлое надо сказать заклинание: «Повертись, покружись в прошлое вернись». Мы уже совсем рядом. Пойдемте за мной по тропинке. А вот и изба Бабушки Варварушки.
Бабушка Варварушка:
-Здравствуйте, гости дорогие, гости званные и желанные. Проходите, посмотрите.
Ребята, сегодня вы пришли ко мне в гости, я живу в старинной избе.
Воспитатель:
-Ребята, а вы помните, что такое изба? Правильно, это дом, построенный из дерева.
Бабушка Варварушка:
-Сегодня я вам расскажу про мое житие-бытие, как на Руси матушке жили-поживали. Проходите в горницу в красный угол, на лавочки присаживайтесь. (Дети садятся)
Воспитатель:
-Ребята, а кто запомнил, что такое горница?
-А как вы думаете, почему этот угол называется красным?
-Посмотрите сколько необычных вещей здесь. А может, какие-нибудь предметы уже знакомы? (Самовар, посуда, скатерть). А что еще необычного вы видите в красном углу? Бабушка Варварушка, что это за картинка висит в углу?
Бабушка Варварушка:
Икона, милые. Ведь в старину все люди были верующие, в бога верили. Мы думаем, что он нам во все помогает, поэтому и вешали иконы на самое почетное видное место.
Воспитатель:
-А тут у тебя что, бабушка Варварушка? (показывает на полки).
Бабушка Варварушка:
-Горшочки и туесочки. Тут у меня творожок, тут маслице. А вот тут медок. А это у меня отвар целебный из трав разных, он силу придает, хворобу изгоняет.
Воспитатель:
-Ребята, видите, какие необычные слова говорит бабушка Варварушка. Туесок – это
небольшой берестяной короб с крышкой. Классический туес имеет цилиндрическую форму.
А кто догадался, из какого дерева сделан этот туесочек? Правильно, из березы. А что означает слово хвороба? Да это болезнь. Сейчас, когда мы заболеем, пьем таблетки, микстуры, а раньше лечились настоями целебных трав.
Бабушка Варварушка:
-Ой, внучек мой проснулся. Его отец и мать на ярмарку поехали. Летом-то они в поле работают, а зимой игрушки делают, посуду расписывают, а я за внучком приглядываю. Наверное, надо ему одеяльце поправить. (Достает лоскутное одеяло).
Воспитатель:
-Ребята, смотрите, каким красивым одеялом укрыт малыш. А чем оно необычное?
-Правильно оно сшито из маленьких тряпочек-лоскутков, и поэтому оно называется лоскутным.
Бабушка Варварушка:
-Ребята, а давайте споем младенцу колыбельную, чтобы покрепче ему спалось. Я вот сяду на эту скамеечку, ножки свои на половичек поставлю, чтобы не замерзли, ведь я уже старенькая.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, какой необычный коврик. Бабушка Варварушка назвала его половичком. Кто догадался, почему? Раньше их женщины вязали крючком или вязали на специальных станках, стелили на полу, чтобы ногам тепло было.
Бабушка Варварушка:
-Я буду потихоньку колыбельную петь, а вы мне помогайте, только колыбельную нужно петь тихо-тихо ласково и нежно, чтобы малыш уснул.
Баю –баюшки, баю.
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок,
И утащит во лесок
Под ракитовый кусток
Баю- бай, баю-бай
Мой малышек засыпай.
Бабушка Варварушка:
Ребята, я вас так ждала. Печку истопила. Видите, какая у меня печка! Огонь разожгла, каша у меня там доходит. Видите, вот тут лежаночка у меня теплая. Я вот с мороза прихожу, валенки свои сушить ставлю, на лежаночку можно залезть погреться, тулупчик овчинный тут у меня. А пока тут котик мой греется, он тоже тепло любит.
Воспитатель:
А это что у тебя бабушка Варварушка? (показываю на ухват).
Воспитатель:
-Ребята, запомните, ухват-это приспособление, с помощью которого доставали посуду из печи, чтобы не обжечься.
Бабушка Варварушка:
-Ой, что же это, заболтались мы совсем! Самовар уже горячий, чай пора пить. Чай я люблю пить с крендельками, с бубличками. Я вот уже и тесто поставила, знала, что гости дорогие ко мне придут. Поможете мне крендельки испечь? Пойдемте в мой угол – бабий кут.
Воспитатель:
-Дети, еще одно необычное слово мы услышали –бабий кут. Это, то место где все было приспособлено для приготовления пищи. В бабий кут заходить можно было только женщинам. Поэтому помогать будут только девочки. Маша, Соня…. Пойдите, помогите.
Бабушка Варварушка:
-Но сначала нужно руки вымыть. Ведь у хозяйки все должно быть чисто и аккуратно. Подходите по одному ко мне, и я вам из ковша полью на руки. Вот вам рушник.
Воспитатель:
-Рушник – это длинное полотенце с вышивкой по краям.
-А теперь я вам покажу, как лепить крендельки, и вы их сделаете сами.
Подходят к столу, лепят крендельки.
Бабушка Варварушка:
-Ой, какие молодцы, все постарались. Сейчас мы крендельки в печь посадим. Давайте помоем руки. Ребята помните, из чего я буду вам поливать? А чем руки будете вытирать?
Воспитатель:
Пока крендельки пекутся можно и поплясать. Давайте покажем бабушке Варварушке, как мы умеем танцевать. Становитесь в хоровод вокруг березки.
Бабушка Варварушка:
-Пока вы водили хоровод, испеклись наши крендельки. Вот они, с пылу, с жару из печи все, румяны горячи.
Воспитатель:
-Спасибо, бабушка Варварушка закрендельки, за прием, нам очень понравилось у тебя, но нам пора возвращаться в детский сад. До свидания.
Бабушка Варварушка:
-Приходите еще, всегда вам рада. До свидания.
Воспитатель:
-Скажем заклинание «Повертись, покружись, в настоящее ввернись». А теперь по тропинке прямиком в группу. И там угостимся.
В группе подводится итог занятия и угощения.