Елена Грона
Конспект занятия (НОД) — закрепление навыка произношения звуков [Б, Б’] «Гномики Бим и Бом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Закрепление навыка произношения звуков «Б, Б'»
Коорекционно-образовательные задачи:
• Совершенствование умений в характеристике звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
• Совершенствование навыков звуко - слогового анализав в слогах БИ, БА, БУ и словах БИМ, БОМ.
• Совершенствование навыка составления схем слогов.
• Закрепление навыка произношения звуков Б, Б ' в предложениях, чистоговорках.
Коррекционно- развивающие задачи
• Развитие компонентов речевой деятельности:
фонематических процессов;
Публикация «Конспект занятия (НОД) — закрепление навыка произношения звуков [Б, Б’] „Гномики Бим и Бом“» размещена в разделах
речевого дыхания;
просодической, мимической стороны речи;
грамматического оформления речи
• Развитие тактильных навыков и ощущений.
• Совершенствование общей, мелкой и артикуляционной моторики ;
• Развитие слухового и зрительного внимания;
• Развитие восприятия, памяти и мышления;
• Синхронизации речи с движениями в соответствии с музыкой.
Коррекционно- воспитательные задачи
• Воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности;
• Формирование мотивации к обучению;
• Воспитывать доброе отношение друг к другу.
Оборудование: Игрушки – гномики Бим, Бом; подарки гномов предметы- бант, бубен, бусы,будильник, бигуди, кубик,бинт, бинокль. Предметные картинки со звуками Б, Б'.
(яблоко, клубника, кабачок,баклажан). Символы звуков, звуковые замки, домики.
Оснащение: Индивидуальные зеркала, магнитная доска, магнитофон, мешочек для игры «Назови на ощупь», шарики.
Ход занятия.
1. Оргмомент. Психогимнастика.
Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и гостям. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту (вдох)
А выдохните через рот все обиды и огорчения (выдох).
Все занимаем свои места и помним, что сидеть нужно правильно т. е (спинка прямая ножки вместе как два братца –близнеца)
(дети садятся на места)
(звучит в записи балалайка, гармошка,труба_)
Логопед : Ой, ребята, я слышу какие-то звуки, а вы?
Дети: Мы тоже слышим. Это весёлая музыка.
Логопед: Значит к нам в гости кто-то спешит.
-Пойду посмотрю. (открывает дверь а на окне – гномики; заносит в кабинет)
Логопед: Здравствуйте, гномики. Как вас зовут? (подносит к уху одного, затем другого)
- Дети, гномы мне сказали, что их зовут Бим и Бом.
Ребята, давайте поздороваемся с гномиками.
(дети здороваются с гномиками)
2. Сообщение темы занятия.
- Сегодня у нас в гостях гномы Бим и Бом. Какой первый звук вы услышали в имени Бом?
( ответы детей: первый звук слышим Б)
- А какой первый звук в имени Бим? –(ответы детей- мы слышим Б'
Сегодня мы будем слушать и произносить звук Б и звук Б'. Звук Б' – братец звука Б. Они очень похожие и в то же время разные, и мы научимся их различать и познакомим с ними гномов.
3. Характеристика звуков Б, Б' по артикуляционным и акустическим признакам.
Логопед. Возьмите пожалуйста зеркало перед собой (дети устанавливают зеркала)
Вместе произнесем звук «Б».при этом обратите внимание
-Чем мы произносим звуки Б, Б'? (Губами.)
-Попробуем спеть эти звуки. (дети пытаются спеть, потянуть звуки).
Логопед: Звук поётся или нет?
Дети : Нет, не поётся, ниточка рвётся.
Логопед: Значит он какой? (гласный или согласный)
(ответы детей - согласный).
-Прислушаемся, горлышко работает или спит?
Дети: горлышко работает, колокольчик звенит…
(Вывод- Звук Б, Б' звонкий)
Логопед: Посмотрите на мои губы, они чуть-чуть улыбаются, когда мы произносим звук Б'. и чуть-чуть сердятся, когда произносим звук Б.
Логопед : Ребята а характеры у звуков Б-Б' одинаковы?
Дети: Нет, разные. (Звук Б,– твёрдый,а Б'-мягкий
- Давайте расскажем гномикам,что мы узнали о звуках Б-Б'
Логопед : Звук «Б» (загибайте пальчики)- согласный, твердый, звонкий мы будем обозначать его каким цветом?- синим кружочком, он будет жить в синем замке (логопед ставит звук в окошко в замок (Кому из гномов принадлежит этот звук?_значит и Бом будет жить в этом замке.
Дети: отвечают,что Бому обратить на костюм гнома
Логопед в имени Бим первый звук
Так же всё повторяем о звуке Б*
(Звук Б' - согласный, звонкий, мягкий. Каким кружочком обозначим? Мы его поселим в какой замок? ( ответы детей:в зелёный замок) Этот звук принадлежит Биму.
Логопед : Давайте покажем гномикам наши упражнения им очень интересно.
Артикуляционная гимнастика. (Упражнения проделываются по 5 – 10 раз.)
«Заборчик» - «Хоботок» (ии – уу);
«В лесу» (аа – уу);
«Овал» (оо);
«Почистить» зубки язычком;
«Облизать «верхнюю и нижнюю губу;
«Уколоть» щёки язычком;
«Качели» (кончик язычка прикасается поочерёдно то к верхней губе, то к нижней);
«Болтушка» (движение языком вперёд – назад);
«Лошадка» (цоканье языком);
«Чашечка» (для звука ш; широкий язык в форме чашечки поднять кверху, края прижаты к верхней губе).
(зеркала убрать в сторону)
4. Произношение звуков Б, Б' в слогах.
( КАРТИНКИ ИНСТРУМЕНТОВ:балалайка,барабан,труба на доске)
Бим и Бом любят играть на музыкальных инструментах Бом любит играть на барабане так: бам – бом – бум (дети повторяют слоговой ряд и имитируют игру на барабане
- А Бим любит играть на балалайке:– бим, би, бень.
Давайте повторим слоги все вместе: бим, би, бень, с имитацией игры на балалайке
-А мы ребята умеем играть на трубе– ба – бо – бу – бо (дети повторяют с игрой на трубе)
Слоги произносятся с изменением высоты и силы голоса.
5. Анализ слогов би, ба, бу и слов Бим, Бом.
Логопед подносит к уху гномиков
Бим и Бом хотят у меня что-то спросить : «Зачем вам эти цветные кружочки?»
Дети -(Это звуки.)
Логопед :правильно. Мы так кружочками обозначаем звуки
-Возьмите в левую руку синий кружок, а в правую – красный. Даю вам звуки Б, А. Какой слог получился? (Ба.)
- А теперь Бом даёт вам звуки Б, О. Верните ему слог. (Бо.) Какого звука не хватает этому слогу, чтобы получилось его имя? (Звука М.) (дети выкладывают схему слова Бом)
-Бим даёт вам кружочки слога би. Дополните слог би звуком, чтобы получилось имя Бим. (дети выкладывают схему слова Бим)
Сравнивание схем слов Бим, Бом. (на доске 2 схемы из магнитиков) выложенные логопедом.
Чем различаются вот эти схемы? Попрошу внимательно посмотреть на доску.
Дети: различаются одним звуком.
6. Произношение звуков в словах. Развитие внимания и памяти.
1 «Узнай на ощупь» -
(Логопед в мешочке заносит предметы).-Ребята недавно у Бима и Бома был день рожденья и они принесли нам подарки, в названии которых есть звуки Б, Б'.
-Дети, гномы просят нас помочь им разобраться с подарками; каждый из вас должен на ощупь отгадать один предмет не вынимая его звук (бусы, бинт, бинокль,трубочка. будильник, бант кубик бигуди.
-Затем нужно сказать Чей подарок? Для Бима или Бома (дети определяют и отдают подарок тому,гному в имени которого этот звук (Биму или Бому). Где вы произносили звук? Определение позиции звука Б'. Б
.(Подарки выкладываются на стол и все называют подарки.
2. Игра:»Чего не стало?»
Предметы закрываются ширмой (сначала убирается один предмет, затем сразу два.)
3. Бим предлагает свою игру «Что изменилось?»(из пяти оставшихся)
Дети закрывают глаза, тренируются в запоминании расположения 4 -5 предметов.
7 Развитие мимики.
- Дети, сейчас мы узнаем, понравились и Биму и Бому подарки или нет.
Я прочту стихотворение, а вы покажите настроение.
Мимическое упражнение
Улыбается гном Бим,
Ну, а Бом грустит.
Удивился гномик Бим,
Ну, а Бом сердит
8. Физминутка. Пальчиковая гимнастика.
- Весёлый старичок» (Песня)
- «Пальчиковая азбука». Буква – Б.
- Построим из пальцев букву «Б».
Указательный с большим
Мы в кольцо соединим
Остальные мы дугой
Над кольцом объединим
9. Произношение звуков Б, Б ' в предложениях, чистоговорках. Выделение слов со звуками Б, Б'.
Логопед : Я приготовила Биму и Бому гостинцы. (пояснить, что гостинцы -это что-либо съедобное, ими можно угостить.
Объясняется смысловое значение этого слова. Выставляются картинки клубники, яблока, кабачка, баклажана.
Составьте предложение с этими словами.
(Дети придумывают и вслух произносят предложение
Дети составляют предложения со словами.
Биму и Бому понравились ваши предложения. Они тоже хотят вам сказать свои предложения, слушайте: Дети будет играть на балалайка.
Дети исправляют предложения.
Игра Договори словечко в чистоговорке.
Бим и Бом знают много чистоговорок вам же ребята нужно договорить последнее слово в
Начинает Бом
Ба-ба- ба- ба-ба-ба у ребяток есть (труба)
Бу-бу-бу- бу-бу-бу дайте тоже мне …трубу
Бы –бы- бы –бы-бы-бы- а у Бома нет. трубы
Логопед: а вот чистоговорки Бима
Бе-бе-бе –я играю на трубе
Би-би-би-би-би-би- тише, тише не труби
Бя-бя-бя- бя-бя-бя- догоняю я тебя
Логопед хвалит за успешно выполненное задание
10. Итог.
Логопед: Ребята,сегодня кто у нас был в гостях? С какими звуками? Да, мы сегодня с вами познакомились со звуками Б, Б' ; научились их произносить составлять схемы слогов, слов. Выполняли все задания. гномиков. Гномы сказали мне, что тоже многому научились и в награду за ваши старания Бим и Бом приготовили вам небольшие подарки- шарики. Бом дарит вам синий,а Бим зелёный шарик а вы можете выбрать тот какой вам больше нравится. Кто хочет подарок от Бома получает-синий, а кто от Бима- зелёный шарики
(заношу в лотке, раздача подарков)