Ольга Феськова
Конспект НОД по математике в подготовительной группе «Часы»
▼ Скачать
Тема: «Часы».
Цель: Формирование представлений о времени и определении его по часам.
Задачи:
Обучающие:
Сформировать представление о разных видах часов, истории их появления и назначения. Тренировать умение определять время по часам.
Развивающие:
Развивать у детей «чувство времени», тренировать опыт сравнивать, рассуждать, систематизировать информацию.
Воспитывающие:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно
Методические приё мы: наглядные, игровые, объяснения, упражнения.
Публикация «Конспект НОД по математике в подготовительной группе „Часы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Оборудование: презентация с изображением часов: наручных, настенных, будильника, песочных, водяных и солнечных; макеты часов с подвижными стрелками на каждого ребёнка.
Ход занятия.
1. Мотивация: педагог собирает детей около себя.
- Любите ли вы ходить в детский сад?
- Что вы берёте с собой в садик?
Дети отвечают, что берут с собой игрушки, одежду.
- Утром вы встаёте и идёте в сад, а родители идут на работу. Что нам помогает прийти вовремя? (дети отвечают, что это часы)
На интерактивной доске показ фрагмента из мультфильма канала «Привет малыш» с песенкой «Про часы».
2. Планирование деятельности детьми:
- Кто из вас уже умеет определять время по часам? (как правило, дети не умеют этого делать) Сейчас за вас это делают папы и мамы.
- Как вы думаете, часы были всегда? Я приглашаю вас в далёкие времена, когда не было часов. Как же люди определяли время?
3. Реализации детского замысла:
На экране открывается презентация со слайдами.
1слайд:
- Люди узнавали время по солнцу. Встало солнце – наступило утро, пора вставать.
Поднялось солнце высоко над головой – наступил день, пора обедать.
Опустилось солнышко к горизонту – наступил вечер, пора обедать.
Стало темно и на небе появилась луна – значит, наступила ночь и пора спать.
2 слайд: (солнечные часы)
- Как-то раз человек обратил внимание на тень, которая в течение дня перемещалась от предмета, и придумал солнечные часы. Вкапал палку и начертил линии от тени. Эти часы поножи на наши современные. Но пользоваться ими было не удобно, так как в пасмурную и дождливую погоду солнца не было.
3 слайд: (водяные часы)
- В древние времена придумали люди водяные часы. В высокий сосуд с маленьким отверстием наливали воду. На сосуде были чёрточки, которые показывали, сколько воды вытекло – столько прошло времени. Воду необходимо было всегда доливать. Как вы думаете, удобно было пользоваться такими часами? (нет)
4 слайд: (песочные часы)
- Стали люди думать и решили взять два стеклянных пузырька. Соединили вместе узкими горлышками и насыпали туда песок. Пока песок высыпается, из одного пузырька в другой, проходит определённое количество времени. Песочные часы дошли до нашего времени. Их используют в медицине, когда надо измерить 3,5 или 10 минут для поведения процедуры. Но узнать который час по ним нельзя.
5 слайд: (механические часы)
- Прошло ещё много лет пока люди придумали часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Внутри часов поставили пружинку, которая крепится к колесу. Это колесо цепляется за другое колесо и крутит стрелки, которые показывают время. Такие часы назвали механическими. Раньше их заводили, а сейчас они работают от батарейки.
6 слайд:
- Люди придумали много видов часов: наручные, карманные, настенные, настольные, напольные.
- А вы хотите научиться определять время по часам со стрелочками? (дети соглашаются).
Педагог приглашает детей за стол, где лежат макеты часов. У педагога в руках макет часов, на которых он показывает детям цифры и движение стрелок.
- Круг с цифрами называется циферблат. На нём располагаются цифры. Назовите их по порядку от 1 до 12. В середине крепятся стрелки: длинная – минутная, короткая – часовая. Длинная минутная стрелка бежит быстро и за один час пробегает целый круг. Начинается он и заканчивается на цифре 12. (дети двигают длинную стрелочку по кругу).
- Короткая часовая стрелка движется медленно. За один час она проходит расстояние от одной цифра до другой. Стрелки всегда двигаются в одном направлении. Это направление все люди называют «по часовой стрелке». На моих часах длинная стрелка на цифре 12, а короткая на цифре 1. Часы показывают ровно один час. Выставите на своих часах такое же время (дети выполняют).
- Сколько времени будет, если большая стрелка пробежит ещё один круг, а маленькая переместится на следующую цифру? (дети выполняют задание)
- Будет два часа. А сейчас потренируемся: выставите на своих часах любое время и скажите, сколько они показывают? (дети по очереди называют время на своих часах).
Педагог предлагает детям встать в круг на ковре и положить на ковёр свои часы.
- Сделайте один шаг по часовой стрелке (дети передвигаются и оказываются около других часов)
- Определите время на этих часах (передвижение можно проделать несколько раз)
4. Рефлексия: педагог собирает всех детей на ковре и садится рядом.
- Как вы считаете, зачем человеку нужно уметь определять время?
- Приходилось ли вам слышать выражение «потерять время», «тратить время попусту»? Как вы это понимаете? (ответы детей)
- Сегодня мы с вами научились определять время по часам. Дома покажите свои умения и помогите родителям, узнать который час.