НАТАЛЬЯ ГАНИНА
Конспект занятия (НОД) по краеведению в подготовительной группе. «Откуда пошла земля Муромская»
▼ Скачать
Откуда пошла земля Муромская
Цель: Закреплять знания о племени Мурома, полученные на экскурсии в историко-краеведческом музее. Продолжать работу по развитию речи и обогащению словаря. Воспитывать любовь к истории родного края и желанию изучать ее.
Ход
- Ребята, вспомните лето, теплый августовский день. Вы с родителями красивые, нарядные, веселые гуляете по улицам своего города, встречаете своих знакомых и друзей, которые тоже спешат на площадь Победы или Окский парк. В городе праздник…
-Кто знает, какой праздник отмечают все жители города, и взрослые, и самые маленькие?
Публикация «Конспект занятия (НОД) по краеведению в подготовительной группе, „Откуда пошла земля Муромская“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ответы детей (День города)
- Да ребята. У каждого человека есть замечательный праздник – день рождения. Есть и у нашего города свой день рождения – День города.
- Наш город очень старый, древний, в этом году ему исполняется 1145 лет. Это очень много. Вот в каком древнем городе мы с вами живем. Я знаю, что многие из вас, ваши родители, ваши бабушки и дедушки родились на муромской земле. Значит город Муром для вас – это Малая Родина.
Кто знает, почему наш город так называется?
Ответы и предположения детей (названия города связанно с племенем Мурома)
- Сегодня мы с вами вспомним, о том, как люди узнали о его существовании.
2 часть
- Какая наука изучает следы жизни древнего человека? (археология).
- Кого называют археологом? (человека, ученого который ведет археологические раскопки и находит следы жизни древнего человека)
- Что находят археологи в земле? (элементы одежды древних людей, орудия труда, украшения, предметы быта, кости домашних животных)
3 часть Карачаровская стоянка древнего человека
- вы знаете, что на муромской земле жили богатые и знатные люди: графы Уваровы их имение находиться на берегу реки Ока. Все члены этого знатного рода были археологами.
- Какие важнейшие открытия сделал Алексей Сергеевич Уваров? (открыл Карачаровскую стоянку древнего человека и Волосовскую стоянку)
_стоянка – это место где жили древние люди. Послушайте рассказ о Карачаровской стоянке древнего человека. (Рассказ заранее подготовленного ребенка)
- Что вы нового узнали о Карачаровской стоянке древнего человека?
- А теперь закрой те глаза, я буду считать до 5, а вы постараетесь представить себе стоянку древних людей и их жилище.
Ставиться ширма оформленная под древнее жилище.
Кто знает куда отправились физически сильные мужчины?
Ответы детей (на охоту)
На кого охотились наши предки?
Ответы детей (на мамонтов, диких быков, шерстистых носорогов).
Где сейчас мы ожжем увидеть этих животных?
Ответы детей (этих животных сейчас нет в природе, они вымерли много лет назад, но в краеведческом музее можно увидеть кость, челюсть, зуб мамонта, черепа шерстистого носорога и дикого быка).
Рассматривание рисунков, которые дети рисовали после посещения музея).
Ребята, расскажите что вы знаете о мамонтах?
Рассказы детей (мамонты очень большие и сильные животные. Высота мамонта до 3.5 метров, весил взрослый мамонт около 6 тон. Они не боялись холода, так как тело их было покрыто теплой шерстью, бивни росли всю жизнь и в длину и в ширину всю жизнь, и достигали 4-5 метров и весили более 100 килограмм каждый. Разъяренный мамонт мог убить человека одни ударом хобота, или раздавить одной ногой, поэтому охота на мамонтов была трудным и опасным занятием.)
Мальчики все отправляемся на охоту. Какие орудия труда берем с собой? (дубину, рубило, носилки)
Рассказ о древней охоте на мамонта заранее подготовленного ребенка по коллективной аппликации).
Во время охоты много было убитых и раненных, но наши предки никогда не бросали товарищей и помогали им, поддерживали друг друга.
Кто расскажет куда идут из жилища женщины и дети?
Рассказы детей (Они идут в лес за едой. Они взяли с собой палки, чтобыс\ сбивать ими плоды с высоких деревьев, палки-копалки, чтобы выкапывать корни растений, которые они употребляли в пищу, рыли норы мелких животных)
Вывод: женщины, дети и старики собирали еду, то есть занимались собирательством)
4 часть: инсценировка главы №5 «Огонь погас» Э. д Эрвилльи «Приключение доисторического мальчика»
- Я вам советую прочитать всю эту книгу.
5 часть: Волосовская стоянка древнего человека (рассказ сотрудника музея)
- Перед вами на стендах очень древние предметы. Где вам раньше приходилось видеть похожие? (в музее)
На стенде №2 тонкие каменные ножевидные пластинки. Они относятся к тому времени, когда человек изобрел лук и стрелы. Ледник отступал на север, снега стали таять. Стали образовываться реки, озера.
- Какая большая река протекает у нас в городе? (Ока)
На стендах №3, №4 экспонаты, о которых расскажут ребята выступающие в роли экскурсовода. (Рассказы детей)
- Сегодня мы вспоминали, откуда пошла земля муромская. Мы живем в древнем городе Муроме, а как же называю жителей нашего города? (муромляне)
На въезде в наш город стоит былинный камень, на котором изображен Илья Муромец (фото)
- Кто такой Илья Муромец? (ответы детей) (былинный герой, богатырь, защитник земли русской)
Еще в нашем городе есть фольклорный ансамбль, который называется «Мурома» (слушание песни Вьюн над водой).