Алена Галева
Конспект занятия «Нарочно и нечаянно»
▼ Скачать + Заказать документы
НАРОЧНО И НЕЧАЯННО
Цель: развить нравственные чувства — сожаление, сочувствие, сформировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнеров.
Словарь: толковый словарь, оплошность.
Педагог. Дети, вы знаете слова «нарочно» и «нечаянно»? Вот эта толстая книга (показывает) — толковый словарь. Толковый, толковать — значит объяснять. Посмотрим, что значит «нарочно». А теперь найдем слово «нечаянно». Что можно сделать нечаянно? (Толкнуть, напугать.) Расскажите, с кем и когда такое случалось. Как вы себя чувствовали, когда такое случалось? А что чувствовал тот, кого напугали или толкнули вы? Как вы себя повели?
Темочки:
Как надо себя вести, если вы нечаянно совершили оплошность? (Объясняет, что это такое.)
Нечаянно можно уронить, разбить, потерять, забыть?
Почему вас не ругают за «нечаянно»? Почему не хвалят?
Если человек, в том числе ребенок, знает правила общения с людьми и предметами, он почти не совершает оплошностей.
У нас в группе есть дети, которые не роняют, не ломают, не толкают?
Значит, эти дети знают правила поведения в играх, в разговорах, в раздевалке и за столом — это очень приятно.
Я на прогулке видела, как малыш бросался песком и камешками. Он, конечно, мал, но опасность от этого не меньше. В чем опасность для других детей? Как вы думаете: он делал нечаянно или нарочно? Я думаю, что маленькие любят бросать и смотреть, как летит. И малыши не знают, не понимают, что это опасно.
Как вы думаете, большие дети бросают, зная об опасности? Чем это грозит? (Бросишь камень — ранишь, бросишь песок — заболят глаза.)
Да, они знают, но, не умея или не желая мирно договариваться или уступать, делают нарочно, назло.
Давайте обсудим: человек, делающий назло другому, себе делает добро? Почему нет? (У него не будет друзей, с ним не захотят играть.)
Что легче: подумать и никогда не бросаться камнями и песком или бросать, не думая?
Легче бросать. Думать, узнавать правила, быть воспитанным, иметь много друзей труднее, конечно, но интереснее!
Придумайте правила, которые помогут жить дружно.
(Соблюдать правила в играх; если что-то нечаянно не так сделал, совершил оплошность, сразу извиниться, показать, что сожалеешь об этом.)
Дети, вам приходится слышать слова: «Дай сдачи в ответ». На что вам советуют давать сдачи? Скорее всего, вас толкнули, задели вашу постройку не назло, а потому что вас много, а места мало. Как правильнее: не разобравшись, дать сдачи или разобраться? Возможно, перед вами сразу извинятся, скажут, что задели нечаянно. Если каждый, не разобравшись, будет давать сдачи — в группе с утра до вечера будут драки. Давайте придумаем правило: прежде, чем дать сдачи, спросить: «Ты сделал назло, нарочно?» Второе правило: задел — немедленно извинись!