Валентина Сотникова
Фронтально-подгрупповое занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР с использованием куклотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу представить вашему вниманию конспект фронтально - подгруппового занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему:
«Звук К», с использованием метода куклотерапии.
Занятие предназначено для учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений.
Открытое занятие проводилось в рамках методического объединения учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений Губкинского городского округа Белгородской области.
Публикация «Фронтально-подгрупповое занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР с использованием куклотерапии» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Куклотерапия
- Старшая группа
- Темочки
Работа методического объединения проводилась по теме: «Нетрадиционные технологии в коррекционно-логопедическом процессе».
На занятии использовались несколько видов кукол: перчаточные куклы, веревочные, куклы-рукавички, плоскостные куклы, что дало возможность широко осветить использование метода куклотерапии в коррекционно-логопедической работе.
Конспект
фронтально – подгрупповой
непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи
на тему: «Звук К»
Цель: 1. Закрепить знания детей о звуке К, умение выделять звук в начале и конце слова.
Учить выполнять звуковой анализ слова КОТ.
Совершенствовать умение употреблять в речи существительные в винительном падеже, согласовывать существительные с прилагательными. Закреплять умение вести небольшой диалог от имени сказочного героя.
2. Развивать фонематический слух, мелкую моторику.
3. Воспитывать творческую инициативу, самостоятельность.
Ход занятия:
1. На руке у логопеда кукла-колобок, на руках у детей перчатки – колобки.
Колобок (логопед) : Здравствуйте, мои друзья – колобки! Я приглашаю вас на прогулку!
Проводится пальчиковая гимнастика «Колобок» :
По тропинке, по дорожке – дети шагают на месте, ладошки от себя
Покатился колобок – сжимают руки в кулаки, выполняя круговые вращения
Он веселый и забавный – разжимают кулаки, пальцы разводят в стороны
У него румяный бок – поворачивают ладошки к себе – от себя
Солнце в небе ярко светит – руки поднять вверх, скрестив пальцы
Дует легкий ветерок – руки вытянуть перед собой, перебирать пальцами
Колобок скатился с горки – присесть, руки сжать в кулаки
Закатился на пенек – встать, снять перчатки
2. Логопед: Сидит колобок на пеньке и думает….
Колобок: По какой же дорожке мне сначала покатиться?
Логопед: Помните, что случилось с колобком в сказке?
Дети: Его съела лиса.
Логопед: Мы не хотим, чтобы колобок снова попал в беду. Я приготовила карты, с помощью которых мы поможем нашему колобку путешествовать в безопасности. Подойдите к столам, посмотрите в карты. В левом нижнем углу карты находится колобок, сейчас он покатится вверх по дорожке. Каким цветом эта дорожка?
Дети: Синим.
Логопед: Проведите по дорожке правым указательным пальцем от начала дорожки и до конца.
Колобок: Катитесь за мной по синей дорожке.
Дети идут по синей дорожке, приклеенной на полу, и находят синюю коробку.
Колобок: Кто же спрятался в синей коробке? (Логопед достает согласный звук в образе мальчика)
Дети: Это согласный звук.
Колобок: Вы узнаете, какой это звук, если назовете первый звук в слове КОЛОБОК.
Дети: Звук К.
Логопед: Сегодня мы с вами поговорим о звуке К.
Колобок: Расскажите все про звук К.
Дети: Звук К – согласный, глухой, твердый.
Колобок: Больше всего я люблю слушать песенки, которые поют согласные и гласные звуки.
Логопед: Сейчас дети споют тебе песенки. Сядьте на свои места. Над синей дорожкой в плане есть звуковые песенки. Синим квадратом обозначен звук К, красным цветом – гласные звуки. Чтобы правильно спеть песенку, нужно соединить звук К с гласным звуком.
Логопед: Можно я первой спою свою песенку. Я внимательно смотрю на гласный звук, и соединяю согласный звук К с гласным: КА – КУ – КО. Кто хочет спеть свою песенку? (Дети по очереди называют цепочки слогов со звуком К)
КА – КО – КУ КЫ – КО – КУ АК – КЫ – КО
Колобок: Спасибо, мне очень понравились ваши песенки! Стало весело и сразу захотелось продолжить путешествие.
3. Логопед: Продолжим наше путешествие. Я нарисую коричневую дорожку от звуковых песенок, а вы раскрасьте свои дорожки коричневым цветом. Ваня, каким цветом ты раскрасил дорожку? Миша, какого цвета дорожка?
Логопед: Пойдем по коричневой дорожке. (Пальчиковая гимнастика «Человечки» : указательными и средними пальцами левой и правой рук дети передвигаются от начала стола до конца)
Логопед: Мы дошли до конца дорожки, и нашли коричневую коробку.
Колобок: Интересно, кто спрятался в этой коробке?
Логопед: Посиди, Колобок на пеньке, а я посмотрю, кто спрятался в коричневой коробке. (Логопед достает из коричневой коробки куклу собаки Кузи и надевает ее на руку).
Кузя: Здравствуйте, ребята! Я Кузя – друг колобка.
Логопед: В коробке еще кто-то есть (логопед надевает на руку куклу волка). Волк: Здравствуйте, друзья! Мы приготовили подарки для колобка. Вы поможете их нам подарить?
Кузя: Я хочу подарить Колобку картинки, в названии которых звук К стоит в начале слова. Найдите эту картинку в плане и обведите ее красным карандашом.
Волк: Где стоит звук К в названии картинок, которые вы не обвели? Назовите картинки. Ваня, где стоит звук К в слове ЛУК?
Ребенок: В слове ЛУК звук К стоит в конце слова.
Волк: Картинки, в названии которых звук К стоит в конце слова вы поможете мне подарить Колобку.
Логопед: Сейчас Кузя и волк подарят колобку свои подарки. Вика, помоги подарить подарок Колобку от Кузи. Где должен стоять звук К в названии картинки?
Ребенок: В начале слова.
Логопед: Максим, помоги подарить картинку Колобку от волка. Где должен стоять звук К в названии этой картинки?
Ребенок: В конце слова.
Дети (надевают кукол волка и Кузи и по очереди дарят Колобку подарки от волка и собаки) : Я дарю Колобку конфету. Я дарю Колобку козу. Я дарю Колобку замок. Я дарю Колобку сок.
4. Физкультминутка.
Логопед (от имени Колобка) : Спасибо за подарки! Я хочу пригласить вас в свою любимую страну «Кривляндию». В ней все должны кривляться и весело смеяться.
По кривой дорожке мы идем в Кривляндию – идут по кругу друг за другом, держась правой рукой за веревочный круг.
В Кривляндии конфеты на кактусах растут – поднять руки вверх и опустить
Красивые клубочки по воздуху бегут – скатывают клубки, сходясь в кругу
В Кривляндии квадратным станет колобок – разматывают клубки
И кот в красивой кофточке купит сапожок – поднимают и опускают веревку
5. Логопед: Хотите увидеть кота из Кривляндии. Нарисуйте кривую дорожку в плане и увидите кота. Поднимите вверх шторку. Вам нравится кот из Кривляндии?
Дети: Да.
Логопед: Колобок, хочешь, чтобы ребята научили тебя выполнять звуковой анализ слова КОТ. Нам помогут квадраты, которые нарисованы в плане.
- Какой первый звук в слове КОТ.
Дети: В слове КОТ первый звук К. Звук К – согласный, глухой, твердый. Логопед: Раскрасьте квадрат – звук К. Каким цветом должна быть рубашка звука К?
Дети: Синим.
Логопед: Марат, иди поставь звук К на доску.
Логопед: Какой второй звук в слове КОТ?
Дети: В слове КОТ второй звук О.
Логопед: Нарисуйте артикуляцию звука О. Кто хочет поставить звук О рядом со звуком К? Какой третий звук в слове КОТ.
Дети: В слове КОТ третий звук Т.
Логопед: Расскажите все про звук Т и раскрасьте его рубашку.
- Сколько звуков в слове КОТ?
Дети: В слове КОТ три звука.
Логопед: Правым указательным пальцем покажите звук К в слове КОТ. Где стоит звук К в слове КОТ?
Дети: В слове КОТ звук К стоит в начале слова.
Логопед: Покажите звук Т. Где стоит звук Т в слове КОТ?
Дети: В слове КОТ Звук Т стоит в конце слова.
Логопед: Назовите гласный звук в слове КОТ.
Дети: В слове КОТ гласный звук О.
Логопед: Давайте соединим звуки и прочитаем слово.
- У кота из Кривляндии нет клички. Давайте подберем ему кличку: замените гласный звук О другим гласным звуком и прочитайте слово. Варя, иди к доске и замени гласный звук в слове КОТ (КУТ).
Логопед: давайте спросим у кота, нравится ли ему его кличка КУТ?
- Кто хочет быть котом КУТОМ?
Варя: Кут, тебе нравится твоя кличка?
КУТ (ребенок) : Мне нравится моя кличка
Логопед: Кот хочет еще услышать новую кличку.
Ваня: КЭТ.
Логопед: Ваня, спроси, нравится ли коту твоя кличка?
Кот – Кэт: Мне нравится эта кличка тоже.
Логопед: Кот сказал мне, что каждый день он будет менять свою кличку и, вместе с кличкой, будет менять свой характер. Давайте представим нашего кота с разными кличками. КУТ, КАТ, КЭТ, КЫТ
6. Итог занятия.
Колобок: Вам понравилась прогулка? Что вы узнали нового, гуляя со мной?
Дети: Мы научились выполнять звуковой анализ слова КОТ, петь твои любимые песни, определять место звука К в словах.
Колобок: Мне тоже понравилось гулять с вами. Я хочу подарить вам вот эту красивую коробочку, в ней вы найдете сюрприз. До свидания!