галина кипрушкина
Конспект занятия «Зима»
▼ Скачать
Конспект занятия по теме «Зима»
Задачи:
1. Учить детей составлять повествовательные рассказы с элементами описания из личного опыта детей, опираясь на планы-иллюстрации по теме.
2. Продолжать учить детей выделять звук из слова; придумывать слова с определенным звуком; находить однокоренные слова «слова-родственники» к слову снег; отвечать на вопросы полным, развернутым предложением.
3. Выделять основную мысль высказывания и соответственно озаглавливать свой рассказ.
Публикация «Конспект занятия „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
4. Развивать выразительную сторону речи.
5. Воспитывать у детей бережное отношение к природе; желание покормить птиц зимой.
Предварительная работа
1. Наблюдение в природе.
2. Занятия по познавательному развитию с целью расширения кругозора детей.
3. Чтение художественной литературы по теме.
4. Загадывание загадок
5. Заучивание стихотворений.
6. Работа с текстами по образцу воспитателя
Материал к занятию
1. Художественное слово (стихотворение).
2. Иллюстрация по теме.
3. План рассказа.
4. Письмо африканского мальчика Тома.
Ход занятия:
— Послушайте, пожалуйста, стихотворение (дети стоят около воспитателя)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки
Радость детям подарила
И на санках покатила
— О каком времени года говорится в стихотворении? Скажите, пожалуйста, какой первый звук в слове зима?
За стол садится тот, кто придумал слово с этим звуком.
— А теперь представьте себе, что я телеведущая и сейчас буду брать у вас интервью. Готовы?
1. Назовите по порядку зимние месяцы 1-й …., 2-й …., 3-й …
2. Придумайте слова, которые помогут рассказать о том, какая зима.
3. Подберите, пожалуйста, слова-действия, которые помогут рассказать как падают снежинки.
4. Представьте, что мы идем гулять. Какую одежду вы наденете на прогулку?
5. Чем покрыта земля зимой?
6. Придумайте слова-родственники к слову снег.
7. Хорошо или плохо когда зима снежная? Для чего хорошо, а для кого плохо.
8. Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать?
9. Каких зимующих птиц вы знаете?
10. В какие игры дети могут играть на прогулке?
— Дети, у вас нас на столе лежат картинки. Нужно придумать предложения по этим картинкам.
Физкультминутка:
1 упражнение — лепим снежки;
2 упражнение — бросаем снежки;
3 упражнение — катаем снежный ком.
«Давай дружок, смелей дружок
Кати по снегу свой снежок
Он превратиться в снежный ком
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла
Два глаза, шляпка, нос, метла».
Дети садятся на места. Стук в дверь. Дети, нам пришло письмо. Интересно от кого оно? Воспитатель зачитывает письмо.
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам мальчик Том из далекой и жаркой Африки. Я никогда не видел зимы и поэтому очень хочу, чтобы вы рассказали мне, что такое зима».
Давайте для Тома составим рассказы о зиме. А чтобы вам было легче рассказывать, я приготовила иллюстрации о зиме.
— Расскажите, пожалуйста, какая она зима? Что бывает зимой? Какая погода была в тот день, о котором вы будете рассказывать? Как и чем вы занимаетесь зимой?
(Детям предложены 4 вида картинок. Одним из приемов обучения является то, что во время занятия, воспитатель спрашивает рассказы четырех детей. Начинаем с более сильного ребенка с тем, чтобы слабый, который будет рассказывать за ним следом имел не только наглядный пример — картинку, а еще и образец рассказа ребенка, который уже чему-то научился. Следом за ребенком со слабо развитой речью идет ребенок среднего уровня речевого развития. И в конце рассказ составляет ребенок, который хорошо усвоил материал. Даю время подумать. Заслушиваются рассказы. Каждый рассказ анализируется.)
Примерный анализ рассказа.
— Катя, ты сегодня постаралась. Спасибо, рассказ получился интересный, последовательный. Хорошо рассказала, как необычно раскрасила снеговика. А еще мне понравилось как ты закончила свой рассказ. (Если нет заголовка) Давайте вспомним, что она рассказала, но каждый рассказ имеет заголовок. О чем самом главном говорится в твоем рассказе? Как бы ты его озаглавила? Какой получился снеговик? Как бы вы озаглавили Катин рассказ?
— Вот сколько разных названий мы придумали. Мы сегодня составили много рассказов о зиме. А чей рассказ вам понравился больше? Нарисуем к нему рисунки и отправим Тому, чтобы он узнал, что такое зима.
Ход занятия
1 часть. Знакомство детей со свойствами и качествами металла и дерева.
Д. игра "Чудесный мешочек". Дети поочередно опускают руку в "Чудесный мешочек ", на ощупь определяют по одному предмету, называют и выкладывают на стол. В результате игры на столе появляются металлические и деревянные предметы (металлический шар, деревянная ложка и т. п.).
Воспитатель: Из какого материала сделаны эти предметы? (деревянные и металлические)
2 часть. Физминутка
Раз, два, три, четыре-
(дети маршируют)
Нужна мебель для квартиры.
(наклоны вперед)
Грузчиков мы пригласим
(повороты туловища вправо и влево)
И поедем в магазин.
(руки перед собой сжаты в кулак - поворачиваем влево – в право изображая руль)
-Что там сегодня продают?
(повороты вправо – влево)
-Кресла, стулья, табуреты,
Шкафы, диваны и буфеты.
(приседания)
3 часть. Практическая часть
Д. игра " Найдите одинаковые предметы". Дети показывают предмет по очереди и называют его : " ложка - деревянная", "шар - металлический" и т. п., находят одинаковые предметы. Воспитатель предлагает детям объединиться таким образом, чтобы деревянные предметы были у одной группы, а металлические у другой.
Воспитатель: У металлических и деревянных предметов свойства и качества одинаковые или разные? (ответы детей)
Воспитатель: Какие на ощупь деревянные предметы? Твердые или мягкие? А металлические? (ответы детей) А если мы бросим их на пол, что с ними станет? (дети бросают предметы на пол и убеждаются, что деревянные и металлические предметы прочные, они не разбиваются).
Воспитатель подводит итог, что у деревянных и металлических предметов есть одинаковые свойства и качества - они твердые и прочные.
Воспитатель: Давайте проверим, если постучать металл о металл, а дерево о дерево, какой звук получится? (выясняют, что у дерева звук глухой, а у металла более звонкий.).
Воспитатель: Как вы думаете, мы сможем постругать деревянную палочку? У нас получится? А металлическую? (ответы детей)
Воспитатель стругает палочку вместе с детьми. Дети видят, что у воспитателя это получается.
Воспитатель проделывает тоже с металлической палочкой.
Воспитатель: Ребята, почему деревянная палочка легко стругается, а металлическая нет? Как вы думаете? (ответы детей)
Воспитатель подводит детей к выводу, что дерево мягче, чем металл.
Воспитатель: Интересно, тонут ли ваши предметы в воде?
Дети опускают предметы в таз с водой и убеждаются, что металл тонет, а дерево нет.
Воспитатель: Почему же так происходит? (ответы детей)
.Воспитатель подводит детей к мысли, что дерево пористое, а металл плотный.
Воспитатель показывает детям молоток и спрашивает, из какого материала он сделан?
Воспитатель: Мы с вами убедились, что металлические предметы тонут, а деревянные всплывают. Как вы думаете, молоток потонет, или всплывет? Дети спорят,каждый доказывает свою версию. Опускают молоток в воду и видят, что металлическая часть тонет, а деревянная всплывает. Дети оставляют предметы на столе и присаживаются на стульчики.
4 часть. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, давайте сейчас поговорим, какие свойства, и качества мы сегодня с вами узнали?
Проводится социо - игра " Волшебная палочка". Дети передают волшебную палочку друг другу по кругу, называя при этом свойства и качества дерева, а затем металла.
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы занимались, поэтому я приготовила для вас сюрприз, но сначала отгадайте загадку:
Жмутся в узеньком домишке,
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю-
Где была пустота,
Там, глядишь, - красота!
(цветные карандаши)
Воспитатель предлагает детям нарисовать все, что им понравилось на занятии.
А давайте расскажем, что хорошего и плохого в дереве?
Хорошее: Дерево-дом, для многих птиц и животных, дает тень в жаркие дни, из дерева, делают различные предметы, деревья вырабатывают кислород, которым мы дышим. Плохое: об дерево можно пораниться, бывает аллергия (тополиный пух)