Светлана Соловьева
Конспект занятия с дошкольниками «Состав семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия на тему «Состав семьи»
Цель: расширение пассивного и активного словаря, формирование простого предложения.
Оборудование: сюжетная картина, изображающая семью, семейные фотографии.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Детям предлагается назвать свои имена.
2. Знакомство с составом семьи каждого ребенка.
Громко назовите имя ребенка, к которому я подойду.
Дети должны громко и четко назвать имя ребенка. Названному ребенку задаются вопросы.
У тебя есть мама (папа, брат, сестра, бабушка, дедушка? Давайте познакомимся с фотографиями Ваниной семьи.
Детям последовательно показывают фотографии разных членов семьи названного ребенка. Например, показывают фотографию папы и спрашивают ребенка: "Это мама?" Ребенок должен ответить: «Нет. Это папа». Затем всем детям задают вопрос: «Кто это?» На одном занятии желательно рассмотреть фотографии членов семьи двух-трех детей. При рассматривании фотографий членов семьи другого ребенка ему задается вопрос: «Кто это?» Упрощенный вариант этого задания – альтернативный вопрос: «Это мама или папа?»
3. Рассматривание сюжетной картины.
Посмотрите на картину. Здесь нарисована семья. Помогите мне правильно назвать всех членов семьи. Вот (папа, мама, дочка, сын, бабушка, дедушка).
Затем предлагается дать имена детям (мальчику и девочке, изображенным на картине, например Коля и Маша.
4. Выяснение родственных отношений в семье (задание по картине).
Для мамы Маша дочка. Для папы Маша…кто? Помогите мне… (Дочка) Для мамы Коля кто? Помогите мне… (Сын.) Для папы Коля? (Сын) Мама (папа) говорит о Маше: «Маша – моя дочка». Мама (папа) говорит о Коле: «Коля – мой сын». Как говорит мама о Коле? (о Маше? Как говорит папа о Коле (о Маше? Для Маши Коля брат. Для Коли Маша сестра. Как зовут Колину сестру? Как зовут Машиного брата? Коля говорит о Маше: «Маша – моя сестра». Маша говорит о Коле: «Коля – мой брат». Как Коля говорит о Маше? Как Маша говорит о Коле? У Маши есть бабушка и дедушка. А у Коли есть бабушка и дедушка?
Затем детям предлагается подумать, как бабушка скажет о Маше, о Коле. Как дедушка скажет о Маше, о Коле?
5. Итог.
О ком мы сегодня говорили? (О семье.)
Каждому ребенку предлагается назвать членов семьи: «Ваня, назови членов твоей семьи».
Литература: Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 128 с. – (Логопед в ДОУ).