Кристина Критинина
Конспект занятия на тему «Рыбы Байкала»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создать условия для проведения занятия, познавательной деятельности (аппликация с элементами рисования).
Задачи:
Образовательные:
• Закрепить и пополнить знания о рыбах Байкала;
• Закрепить навыки порядкового счета;
• Побуждать детей давать развернутые ответы на вопросы, пополняя словарный запас;
Публикация «Конспект занятия на тему „Рыбы Байкала“» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Темочки
• Приобщать детей к искусству аппликации, учить, предварительно выкладывать на листе бумаги готовые детали различной формы, величины.
• Формировать умение пользоваться клеем: намазывать его тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры, прикладывать стороной намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.
• Закрепить умение пользоваться ножницами.
• Научить рисовать волнистые линии, имитируя чешую рыб.
Развивающие:
• Развивать умение отгадывать загадки;
• Развивать умение согласовывать слова и действия, общую моторику;
• Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка;
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к природе,
Методы:
• Словесные – художественные средства - чтение стихотворения, загадывание загадок, беседы.
• Наглядные – рассматривание иллюстраций.
• Практические – движения в соответствии с текстом, конструирование по образцу.
• Игровой - игра с мячом «Опиши озеро».
Ход деятельности:
I часть
1. Ребята, вы любите путешествовать?
На чем можно путешествовать?
Вы хотите отправиться в путешествие? Предлагаю совершить наше путешествие. А вот на чем мы отправимся в наше путешествие, вы узнаете после того как справитесь с заданием, соединив цифры по порядку.
У всех учеников на столе листы с заданием соедини цифры по порядку, получится корабль.
Мы начинаем наше путешествие на корабле.
Корабль отплывай,
Путешествие начинай.
II. часть
1. Чтобы узнать, куда мы плывем, я предлагаю вам послушать стихотворение. Но слушать его я предлагаю с закрытыми глазами. Закройте глазки и представляйте, что я говорю.
А что это такое, такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?
А что это такое, такое золотое,
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?
А что это такое, все время в непокое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо,
А это и не солнце, а озеро Байкал!
(М. Сергеев)
Откроайте глаза и посмотрите, какая красота открылась перед нами.
Макет Озера Байкал.
Что же вы знаете об этом, что можете рассказать? На что похож Байкал на макете. ?
Ответы детей….
Это озеро Байкал. Это самое глубокое и большое озеро на всей планете. Байкал находится на территории России, в Сибири. Край, где расположен Байкал, называют Прибайкальем. Байкал – озеро с самым большим на Земле запасом пресной воды. Это озеро очень красиво.
Давайте попробуем описать его. Для этого поиграем в игру «Опиши озеро». Я буду бросать вам мяч, а вы отвечать на вопрос: Какое озеро?
Проводится игра с мячом.
Мы продолжаем наше путешествие по озеру.
Обратите внимание, ребята. Мимо нас проплывают уникальные рыбки. Они обитают только здесь, в нашем озере Байкал.
Начинается на «о»,
Ох, и любят же его!
Говорят – живет в Байкале.
Вы, случайно, не слыхали? (омуль)
Воспитатель поднимает с полу 1 картинку с изображением омуля.
Ребята, что вы знаете об этой рыбе, что можете рассказать?
Ответы детей…
Дополнение воспитателя: Эта рыба наиболее популярна на Байкале. Омуль – рыба, которая обитает только в Байкале. Именно она по-настоящему прославила озеро. Омуль означает «странствующий сиг». И недаром его так прозвали. В конце лета омуль собирается в косяки и идет на нерест, т. е. откладывать икру. При этом он может пройти против течения довольно большие расстояния. Почему омуль уходи в реки на нерест? (потому что в реках вода теплее, чем в озере) Когда из икры появятся мальки, они начинают путь обратно в озеро. Большинство мальков погибает во время путешествия. Те же, которые благополучно вернулись, растут и развиваются, чтобы затем самим дать потомство.
Что за рыбка-невеличка –
меньше вашей рукавички?
Бледно-розова, нежна-
Студеная вода нужна.
А на солнце рыбка тает,
Рыбьим жиром истекает.
Что за рыбка-иностранка? Рыбка эта… (голомянка)
Воспитатель поднимает 2 картинку с изображением голомянки.
Ребята, что вы можете рассказать об этой рыбе, что вы знаете?
Ответы детей….
Дополнение воспитателя: Голомянка – это чудо Байкала. Эта рыбка будто бы стеклянная. Если её положить на газету, то сквозь голомянку можно читать, как через увеличительное стекло! Она прозрачная, потому что состоит почти из одного жира. У голомянки к тому же нет чешуи.
На дне живёт,
Ест, что найдёт,
В морях и реках обитает,
Скажи, как рыбу называют? (осетром)
Воспитатель поднимает 3 картинку с изображением осетра.
Ребята, что вы можете рассказать об этой рыбе, что вы знаете?
Ответы детей….
Дополнение воспитателя: Осетровые – древние по происхождению рыбы, дожившие до наших дней. Своего расцвета они достигли 100 – 200 млн. лет назад, когда по земле ещё бродили динозавры. Осетровые – костно-хрящевые рыбы, сочетающие в себе свойства как ещё более древних акул и скатов, так и современных костистых рыб. Позвоночника у них нет, вместо него в основе скелета – гибкая хорда. Тело осетровых покрыто крупной ромбовидной чешуёй, называемой по научному ганоидной, а в просторечии – жучками. Рот, расположенной на нижней стороне головы, - беззубой (зубы есть только у мальков, да и те быстро исчезают).У осетровых в отличие от акул и скатов имеется хорошо развитый плавательный пузырь.
Меж коряг, травы и тины,
Плавает большая рыба,
За другими наблюдает,
Зазевавших рыб хватает! (щука)
Воспитатель поднимает 4 картинку с изображением щуки.
Ребята, что вы можете рассказать об этой рыбе, что вы знаете?
Ответы детей….
Дополнение воспитателя: Щука – это хищница. Чтобы поймать свою добычу, она прячется в зарослях подводных растений, и затаившись там, неподвижно поджидает неосторожную рыбешку. Увидев подходящую жертву, щука резко бросается на нее, хватает своими острыми зубам и заглатывает целиком. Щуки имеют хороший аппетит, они легко проглатывают рыб, размер которых достигает половины ее собственной длины. Чаще всего добычей щуки становятся окуни, пескари, ерши, плотва, подлещик и другие рыбы. Голодная щука может проглотить и другую щуку меньшего, чем она размера. Эти хищные прожорливые рыбы могут охотиться и на других водных обитателей – лягушек, раков и даже утят и взрослых уток, а при случае могут схватить крысу, белку или мышь, переплывающих водоем.
ФИЗМИНУТКА
Рыбки плавали, ныряли – волнообразные вертикальные движения ладошками.
И плескались на воде – волнообразные горизонтальные движения ладошками.
То сойдутся, разойдутся, - горизонтальные сходящиеся и расходящиеся движения
То зароются в песке. – приседают с круговыми движениями ладоней.
III. часть
К сожалению, наше путешествие подходит к концу и мы,с вами возвращаемся на берег.
Я предлагаю закрепить то,что мы сегодня узнали и сделать аппликацию. Для этого вам понадобится картон синего цвета, шаблон омуля, клей, кисть и простой карандаш.
1. Возьмем картон синего цвета - это будет у нас озеро, полижем перед собой.
2. Берем шаблон омуля, обрисуем простым карандашом, вырежем, намажем получившееся клеем, наносим клей кисточкой аккуратно, не заходя за края.
3. Приклеим рыбу на середину нашего озера.
4. Простым карандашом волнистыми движениями, нарисуем нашей рыбке чешую.
5. Возьмите салфетку, вытрите руки.
Рефлексия. Все ли у вас получилось? Ч то нового вы сегодня узнали на занятии. ?