Наталья Лещенко
Конспект НОД «Нерпа — чудо Байкала» с использованием дидактического пособия «Интеллект — карта»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с животным озера Байкал – нерпой, используя дидактическое пособие «Интеллект – карту».
Задачи:
Образовательные:
• Сформировать представления детей о нерпе : где живёт, чем питается, как зовут детёнышей нерпы.
Коррекционно – развивающие:
Публикация «Конспект НОД „Нерпа — чудо Байкала“ с использованием дидактического пособия „Интеллект — карта“» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Дидактические игры
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нерпа, тюлень, морж
- Темочки
• Развивать коммуникативные навыки через расширение словарного запаса, формировать умения составлять небольшие рассказы по карте, умение ориентироваться, выдвигая предположения.
• Развивать мелкую моторику рук при изготовлении силуэта животного нерпы, способом ниткографии.
Воспитательные:
• Воспитывать дружеские отношения к сверстникам; способность договариваться друг с другом в процессе совместной деятельности.
Предполагаемый результат:
• В результате совместной деятельности у детей сформируются представления о нерпе : где живёт, чем питается, как зовут детёнышей нерпы.
• Реализация в полном объёме поставленной цели и задач;
• Дети слышат и выполняют словесную установку педагога;
• Использование детьми полученных знаний в процессе НОД в совместной деятельности.
Наглядно – дидактическое обеспечение :
Экран, проектор, видеоролик с загадкой, слайдовая презентация. Карточки, символы для составления «Интеллект – карты». Шерстяные нитки, клей, силуэты нерпы с детёнышем.
Структура НОД: вводная, основная и заключительная.
Форма проведения: групповая.
Авторский материал: «Интеллект – карта».
Ход НОД
Организационный момент «Встанем рядышком по кругу»
Воспитатель:
«Встанем рядышком по кругу,
Скажем «здравствуйте» друг другу,
Нам здороваться не лень.
Всем «Привет» и «Добрый день»!
Если каждый улыбнётся, утро доброе начнётся.
Доброе утро! (ответ детей)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с удивительным животным. А кто это, вы можете узнать, отгадав загадку. Загадку вам прислали видеописьмом ребята группы №6.
На экране транслируется видео загадка от воспитанников подготовительной группы.
Дети отгадывают загадку, садятся на стульчики.
Воспитатель задаё т вопрос: Ребята, а вы знаете где нерпа живёт? (ответ детей). Чем нерпа питается?
Воспитатель выслушивает предположения детей.
Воспитатель: Давайте все ваши предположения и идеи выстроим на карте. (Воспитатель с детьми подходят к столу, на котором обозначена Интеллект – карта с картинкой нерпы в центре).
Работа с Интеллект – картой. Воспитатель рассказывает, как составить познавательный маршрут по карте.
Воспитатель: В центре располагается наш объект – нерпа. От картинки отходят четыре луча к символам, обозначающим место обитания (где живёт нерпа, вид (нерпа это : птица, рыба, животное, чем питается нерпа, как называется детёныш нерпы. Рядом со значками лежат наборы картинок с предполагаемыми ответами. Все идеи, предположения, которые вы выдвинули, мы обозначим картинками на карте.
Дети выполняют практическую работу. Воспитатель поддерживает инициативу детей, не давая комментариев по поводу выбора карточек с ответами.
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики. Мы с вами посмотрим презентацию о нерпе и выясним, правильно ли вы составили карту. Воспитатель на экран выводит слайдовую презентацию, рассказывает о жизни нерпы : нерпа – это тюлень, обитающий в Байкале. Байкальская нерпа живёт только в нашем озере, нигде на планете не встретишь это удивительное животное. Нерпа питается рыбкой голомянкой. Эта рыбка маленькая, но очень питательная, что важно для животного, потому что нерпа плавает на большой глубине, а вода в озере холодная. Чтобы тюлень не замёрз, ему необходимо иметь много подкожного жира.
На берегу нерпа передвигается с трудом, опираясь на ласты, зато в воде она ловкая и быстрая. Дышит животное воздухом, поэтому каждые 20 минут оно всплывает на поверхность озера.
Зимой нерпы чтобы дышать и добывать корм, делают во льду Байкала лунки – продухи. Весной у нерпы рождаются 1-2 детёныша белого цвета. Нерпят называют бельками.
Воспитатель: как вы думаете, почему детёныши нерпы рождаются в белой шубке? Если дети затрудняются ответить, рассказывает воспитатель.
Мама-нерпа кормит детёнышей молоком, поэтому нерпы – млекопитающие животные.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру «Мы на озере купались». А после игры мы узнаем, верно ли вы составили карту.
Физкультурная минутка.
А мы к озеру спустились,
(идут в круг)
Наклонились и умылись.
(имитация умывания)
Раз, два, три, четыре,
(брызги в лицо)
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брас
И другой – это кроль
(имитация)
Вышли на берег крутой!
(идут по кругу)
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте подойдём к карте и уберём неверные картинки.
Работа с Интеллект-картой : дети самостоятельно убирают неверные картинки, сравнивают полученный результат с Интеллект-картой на экране.
Воспитатель: кто желает составить рассказ по карте? (1-2 ребёнка составляют рассказ). Оценку деятельности проводят дети.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось работать с картой? Хотите своими руками сделать нерпу с нерпёнком? Я предлагаю сделать нерпу из шерстяных ниток, способом «ниткография» (показывает готовый образец).
Изобразительная деятельность. Аппликация «Нерпа с нерпёнком».
Воспитатель: для изображения силуэта нерпы и нерпёнка вам понадобятся серые и белые шерстяные нитки. Обводим клеем края контура животных и прикладываем нитки: серые для нерпы и белые – для нерпёнка. Показ осуществляет ребёнок
Дети приступают к выполнению работы. Воспитатель оказывает помощь или делает в паре с ребёнком, у которого нет пары.
Воспитатель: Ребята, что вам запомнилось и понравилось больше всего в нашей деятельности? (ответы детей).
Воспитатель: Я вам подарю шерстяные нитки, а вы в группе можете нарезать нитки и украсить нерпу внутри контура. Спасибо, мне было очень приятно сегодня с вами пообщаться.