Людмила Аминева
Конспект занятия «Радость послушания»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия на тему «Радость послушания».
(совместная деятельность педагога с детьми, с родителями)
ЦЕЛЬ: создание условий для активного приобщения воспитанников к базисной социокультурной категории «Радость послушание».
Задачи:
1. Продолжать наполнять социокультурную категорию «Вера»
(вера рождает доверие; доверие к опыту взрослых;
уважение; послушание; душевный покой).
Публикация «Конспект занятия „Радость послушания“» размещена в разделах
2. Развивать у детей мотивацию к послушанию взрослым, активную самооценку.
3. Воспитывать в детях доверие опыту старших;
Подготовила: Аминева Людмила Александровна
воспитатель 1 кв. категории МАДОУ№15 «Югорка»
Программное содержание:
1. Дальнейшее освоение духовно-нравственной категории «Вера».
2. Развитие у детей мотивации к послушанию взрослым.
3. Развитие активной самооценки
Цель:
1. Развивать у детей мотивацию к послушанию взрослым.
2. Продолжать наполнять социокультурную категорию «Вера»
(вера рождает доверие; доверие к опыту взрослых; уважение; послушание; душевный покой).
3. Воспитывать доверие детей к опыту старших.
Задачи:
Обучающие:
- осмыслить и конкретизировать духовно-нравственные критерии доверия опыту предков, послушания слову родителей
Развивающие:
-развивать у детей мотивацию к послушанию взрослым;
- развивать адекватную самооценку;
Воспитывающие:
- воспитывать уважительное отношение к родителям;
- воспитывать в детях доверие опыту старших;
Предварительная работа:
Чтение сказки «Гуси-лебеди», П/и «Гуси-лебеди». Чтение сказки С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Чтение сказки «Царевна – лягушка» (фрагмент) Словесная игра «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, отгадывание загадок, просмотр презентации «Радость послушания, раскрашивание раскрасок.
Методы и приемы:
Наглядный метод: (ИКТ, музыка, картинки – отгадки, слайды
презентации, иллюстрация с изображение членов семьи,
оформление аппликации «Плоды послушания», сюрпризный момент, русские народные костюмы)
Практический метод: (наблюдение, беседа)
Словесный метод: диалог с педагогом;
рассказ ребенка о послушании из личного опыта;
отгадывание загадок, восприятие поэтического текста;
восприятие видео эпизодов сказки.
Ситуативный разговор. Создание игровой ситуации. Игра.
Разговор в ресурсном круге.
Словарная работа: матушка, батюшка.
Оборудование:
ИКТ, Мольберт, дерево яблонька, яблочки красные и зеленые, русские народные костюмы, презентация слайды, клубочек, обруч с лентами.
раздаточный материал: (яблочки зеленые, красные, картинки)
предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию :
Чтение сказки «Гуси-лебеди», Чтение сказки С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» Чтение сказки «Царевна – лягушка» (фрагмент)
предварительная работа с детьми: беседа, театрализация сказки «Гуси- лебеди», просмотр мультфильма» Царевна-лягушка», посещения музея «Русская изба», беседы с детьми по русским народным сказкам о послушании, «Воспитанный ребенок – мамина радость»; - семейное чтение книги «Радость послушания»; - дидактические игры «Хорошо – плохо», «Выбери иллюстрации», «Быть послушным хорошо, а непослушным плохо», «Похвалим друг друга», «Я умею»; - игры «Как у дедушки Трифона», «Как у бабушки Ларисы»,
Ход ООД:
Под русскую народную музыку входят воспитатель, в русском народном костюме и дети в костюмах входят в зал, встают в полукруг.
Психо-гимнастика:
Руки к солнцу протяните,
лучики возьмите,
к сердцу прижмите,
другу протяните.
Воспитатель:
- Ребята, гости к нам пришли сегодня.
-К ним сейчас вы повернитесь, улыбнитесь, подружитесь.
- Давайте, с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю.
Дети: - Здравствуйте, гости дорогие! (отдают низкий поклон).
Воспитатель:
-Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем занятии. Сегодня вы узнаете о значении очень важных слов.
(звучит стихотворение)
ИКТ: Звуковое письмо.
Был с утра я не послушен,
Не хотел мыть нос и уши,
Чтобы не ходить гулять,
Спрятал шапку под кровать.
Съел четыре шоколадки –
Их в буфете разыскал,
А под вечер вдруг украдкой
Мелом пол изрисовал.
Мне сказала с грустью мама:
– Сын ты был такой упрямый,
Что к несчастью, вот бедняжка,
Превратился ты в барашка.
Ведь барашки все упрямы
И не слушаются маму.
Должен ты помочь себе!
Я в ответ промолвил: «Бе-е-е!»
Воспитатель:
-Что можно сказать о мальчике? Какой он?
(ответы детей)
Поможем мальчику изменить себя, чтобы он не превратился в барашка?
Дети:
-Конечно поможем.
-И вы уважаемые родители присоединяйтесь к нам.
Воспитатель:
-Сегодня мы с вами поговорим о послушании, об уважительном отношении к старшим.
Игра в круге «Клубочек послушания»
(сказав свое мнение клубочек передают следующему отвечающему.)
Воспитатель:
- Что значит, для вас быть послушным?
(ответы детей)
-Как думают наши родители?
- Поделитесь с нами вашим жизненным опытом.
(рассказы родителей.)
Ролевая игра родителя с ребенком:
Взрослый играет роль мамы, которая просит что-то сделать.
Ребёнок показывает нужную картинку и отвечает на просьбу мамы.
Потом можно поменяться ролями: ребёнок просит, взрослый отвечает.
Взрослый: «Сейчас я буду просить тебя что-то сделать, а ты будешь послушным ребёнком – говори, говори, что ты делаешь, и показывай картинку.
-Что ты делаешь? Покажи картинку.
Воспитатель:
-Послушным детям не надо много раз повторять одно и тоже,
они с радостью повинуются родителям, бабушкам, дедушкам, потому что любят их.
Но есть много детей, которым нужно много раз повторять: «Будьте послушными».
Воспитатель:
- Дети я тоже хочу прочесть Вам стихотворение
«Разговор с дедушкой», написал стихотворение поэт В. Орлов.
- Ты, дедушка, прожил
На свете сто лет!
Скажи нам, пожалуйста,
В чем тут секрет?
-Тут нету секрета,
- Ответил нам дед.
-Я слушался взрослых
До старости лет!
Воспитатель:
- О каком секрете поведал дедушка?
(Ответы детей)
-Ребята, как вы считаете, что обозначает слово «послушание»
Ответы детей.
- Слово «послушание» происходит от слов слушать, слышать.
- А теперь скажите, чему учит послушание?
(Ответы детей.)
- Послушание учит уважать и любить своих родителей.
Оно учит слышать голос совести и повиноваться правилам.
- А что означает «Быть послушным»?
(Ответы детей.)
- Быть послушным
– значит внимательно выслушать то, о чем тебя просят, и сразу же сделать это.
Послушным детям не надо много раз повторять одно и тоже, они с радостью повинуются родителям, бабушкам, дедушкам, потому что любят их.
Но есть много детей, которым нужно много раз повторять: «Будьте послушными».
-Давайте немного отдохнем поиграем
Игра на послушание : «Тишина-шепот-крик»
Вы договариваетесь с ребёнком, что каждому условному знаку соответствует уровень звука. Например, когда вы прижимаете палец к губам - это тишина, ладонь к уху - шёпот, рука вверх - крик. Постоянно меняйте знаки, а ребёнок должен не ошибиться и верно среагировать.
Заканчивать игру обязательно тишиной или шёпотом
ИКТ: презентация (СЛАЙДЫ)
Воспитатель: - А вот ещё одна загадка.
- А теперь, угадайте из какой сказки эти слова «Жил старичок со старушкой. Были у них дочка да сынок маленький. Собрались старики в город и говорят дочке…»
(Гуси-лебеди)
Воспитатель: - В чем девочка ослушалась своих родителей в сказке «Гуси-лебеди». (Оставила братца одного и убежала гулять).
Воспитатель: - Что же помогло девочке спасти своего братца?
(ответы детей)
Воспитатель: - Почему девочке сначала отказались помогать, а затем помогли речка, печка, яблонька?
(Сначала девочка не послушалась их, а затем, чтобы спастись от гусей – лебедей, проявила послушание : попила киселька с молочком, съела ржаной пирожок и лесное яблочко).
Стрела молодца угодила в болото,
Ну, где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут (Царевна-лягушка)
- Из какой она сказки?
(Царевна-лягушка)
- А в этой сказке, кто послушался своего отца-государя)
(Ответы детей)
- А почему мы говорим, что Ивану-царевичу всех труднее было послушаться, но он все – таки выполнил наказ своего батюшки?
(Потому-что его стрела попала в болото)
- Хотел ли он жениться на лягушке?
(Нет)
- Что он сказал?
(Лягушка мне не ровня)
- А батюшка сказал, все равно бери, знать судьба твоя такая! И кто же достался ему в жены?
(Василиса Премудрая)
Импровизированная сценка «Тайсия с мамой в магазине»
(мама с дочерью обыгрывают сценку)
Воспитатель:
-Однажды мама с Тайсией были в магазине, Тайсия увидела красивую дорогую куклу, и сказала маме: «Купи мне эту куклу». Мама посмотрела и сказала: «Доченька, у тебя есть куклы, много кукол и без этой дорогой куклы можно пока обойтись. Тебе к зиме надо купить шапку, пойдем, посмотрим». Но Тайсия сильно рассердилась и резко сказала: - Мне не нужна шапка, я хочу куклу…. Мама пошла дальше, а обиженная и недовольная Тайсия ещё долго не разговаривала с мамой. Испытывала ли в это время Тайсия чувство радости и счастья, легко ли было ей в этот вечер сказать маме: «Доброй ночи?
(ответы детей).
-Конечно, нет.
-Почему?
Воспитатель:
-Быть послушным, значит не только исполнять волю родителей, но исполнять ее тотчас же, охотно, без всяких возражений. Многим детям нужно повторить одно и то же несколько раз, пока они выполнят просьбу, другие препираются и заставляют долго себя уговаривать, - это непослушание.
Физминутка: «Карусели»
К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Ресурсный круг «Расскажите, когда вы послушались взрослых?»
- Мы с вами много говорили о послушании.
Теперь я предлагаю вам вспомнить и рассказать о том, когда вы послушались своих родителей, бабушку, дедушку, своего воспитателя.
Рассказы детей из личного опыта. - Приятно ли было старшим, кого вы послушались?
Ответы детей.
- Как это быть послушными?
Ответы детей.
- А бывает ли такое, что вы все- таки не слушаетесь родителей, взрослых? Ответы детей.
- Что же делать в таких случаях?
Дети: просить прощения и исправляться.
- А почему нужно слушаться старших?
Ответы детей.
- У взрослых большой жизненный опыт, они умеют отличать добро и зло, учат не делать ошибок, учат поступать по честности и справедливости. - Назовите правила послушания.
Практическая часть «Плоды послушания»
- Ребята, посмотрите у меня два яблока красное спелое, сладкое и зеленое - кислое.
- Какое яблоко вкуснее красное или зеленое?
Ответы детей.
- Давайте представим красное яблоко это послушный ребенок, а зеленое как вы уже догадались не послушный.
Сейчас вы поразмышляете, затем подойдете и возьмете, то яблоко, к которому вы себя относите красное – вы послушный ребенок и вы довольны своим поведением, что всегда поступаете правильно, если вы понимаете, что не всегда поступаете правильно, и вы не будете стараться быть послушными, тогда берете зеленое яблоко.
Каждый ребенок подходит к дереву с выбранным яблоком и наклеивает его на дерево.
Работа в микро- группах с родителями «Жизненные правила»
Воспитатель:
- Сейчас прошу всех встать в круг.
-О чем мы сегодня говорили?
(ответы детей)
-Какими жизненным правилам вы хотели бы следовать?
-Что вы почувствовали, когда послушались взрослых?
- А как вы думаете, что взрослые почувствовали, когда вы их послушались?
- Почему нам так важно прислушиваться к советам старших?
(жизненный опыт большой, богатый, доверяем опыту старших, они умеют отличать добро и зло, учат не делать ошибок на жизненном пути).
Спасибо вам всем – и детям, и родителям за ваш труд души!
-Очень важно понять, что Вы родители являетесь примером послушания для своих детей.
-А вы дети стремитесь всегда выполнять важнейшие жизненные правила: жить со всеми в мире и согласии, уважать старших, проявлять заботу о слабых.
-Спасибо!