Наталья Адамовна Александрова
Конспект занятия «Мои друзья» в подготовительной группе детей с ОНР с использованием технологии ментальных карт
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование и стимуляция мотивированного отношения детей к дружеским чувствам.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные задачи: помочь детям разобраться со своими эмоциями и ценностями через творческую фиксацию воспоминаний; упражнять в установлении простейших причинно-следственных связей, в умении делать выводы.
2. Коррекционно-развивающие задачи: способствовать развитию умения разбить понятие на простые составляющие с помощью ментальной карты; вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью.
Публикация «Конспект занятия „Мои друзья“ в подготовительной группе детей с ОНР с использованием технологии ментальных карт» размещена в разделах
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Воспитательные: воспитывать культуру межличностных отношений.
Предварительная работа:
чтение и обсуждение сказок, рассказов о дружбе и друзьях; дидактические игры и упражнения «Клубок», «Светофорики», «Загадка», «Кто с кем дружит», «Продолжи пословицу»; сюжетно-ролевая игра «День рождение друга»; разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о дружбе; НОД «Дом Дружбы»; рисование «Мой лучший друг»; составление ментальных карт «Ветерок и я», «Калина»; обыгрывание различных ситуаций; прослушивание песен о дружбе.
Оборудование и материал: магнитофон, серия картинок «Верный друг», листы бумаги, цветные карандаши, картинка к ментальной карте «Наши друзья».
Ход занятия:
Организационный момент: Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Эстафета дружбы»?
Дети встают в круг. Передают, как эстафету, рукопожатие. Затем протягивают руки вперед и соединяют их в центре круга. Произносят слова:
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.
Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, внимательно отрывок из песни, который сейчас прозвучит.
Дети слушают отрывок из песни «О дружбе» И. Шаинского.
Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (ответы детей).
Воспитатель: Да, мы поговорим с вами о дружбе и друзьях, без которых на свете жилось бы очень грустно. А у вас есть друзья? (ответы детей).
Воспитатель: О дружбе и друзьях есть много книг. Я предлагаю вам небольшую викторину.
Воспитатель проводит викторину.
1. Назовите имя девочки, которая очень любила свою бабушку, заботилась о ней. И бабушка была ей добрым другом. (Красная Шапочка).
2. Встретились однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили. Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел).
3. Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (слоненок)
4. Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? (Герда выручила своего друга Кая).
5. Этот герой книги произнес такие слова: «Я самый больной в мире человек!». Потребовал лекарство. Ему дали его, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!». О ком идет речь? (о Карлсоне).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Читая книги, вы приобретаете новых друзей – героев книг. Другом можно ещё назвать родных и близких. Кто это может быть?
Дети: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, дядя и т. д.
Воспитатель: А как вы думаете, есть ли друзья среди животных? Какие?
- Что самое хорошее в дружбе с животным?
Дети: преданность, верность животных.
Воспитатель: О такой верности мы узнаем из серии картинок «Верный друг». Вам надо догадаться, что было сначала, а что произошло потом. И разложить картинки по порядку.
Дети рассматривают картинки, обсуждают последовательность событий и выкладывают картинки в нужном порядке.
Воспитатель: А теперь составьте предложения по вашим картинкам.
Получился маленький рассказ:
1 картинка. Ученик пошел в школу. А с ним и его щенок.
2 картинка. В школе мальчик учился: решал примеры и задачи.
3 картинка. На другом уроке он читал.
4 картинка. А верный щенок все это время ждал его у дверей.
Воспитатель: Значит, друзьями могут быть не только ребята, взрослые люди, герои книг, мультфильмов, но и животные.
Воспитатель: А сейчас немного отдохнем.
Физкультминутка. Дети встают в круг.
Друзья все вместе спозаранку
Утром делают зарядку,
Дружно, дружно потянулись. (Дети поднимаются на носочки)
Раз нагнулись, два нагнулись. (Нагибаются вперед)
Руки шире разведем. (Разводят руки в стороны)
И присядем мы потом. (Приседают)
Встанем дружно, раз и два. (Встают)
Вот и кончалась игра.
Присаживайтесь на свои места.
Воспитатель: Ребята, я знаю у вас много друзей. Назовите их. Предлагаю вам составить карту о своем друге. Внимание! Сейчас я вам напомню правила составления карт:
1. В центре листа обозначаем словом или рисунком выбранного вами друга – это крупная картинка.
2. От неё рисуем главные толстые ветки – это черты характера, занятия, интересы.
3. Дальше уже пойдут тонкие веточки – отражаем подробности и детали.
4. Старайтесь отобразить самые важные и интересные моменты вашей дружбы.
- Хорошо подумайте, о ком будет ваша карта. Думайте…
Дети рисуют ментальные карты на тему: «Мой друг».
Воспитатель: Вы свои мысли изложили на карте и теперь легко сможете рассказать о своем друге.
Воспитатель: Разместите свои карты на доске вокруг главной картинки «Наши друзья».
- Назовите друга, о котором вы составили свою карту и обозначьте главную ветку рисунком. К доске будем выходить по очереди, чтобы не мешать друг другу.
Дети размещают свои карты на доске и рассказывают о своем друге.
Воспитатель: Я надеюсь, что в жизни у вас будет много друзей и со временем ваша дружба станет настоящей, крепкой и долгой. Настя прочтет стихотворение «Дружба»:
- Что такое дружба? – Спросила я у птицы.
- Это когда коршун, летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя: - Что такое дружба?
- Это когда зайцу, лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки: - Дружба – что такое?
- Это что – то огромное, радостное, большое.
Это когда ребята все сразу, все вместе играют
Это когда мальчишки девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете и звери, и птицы, и дети.
Воспитатель: Ребята, вы согласны с автором этого стихотворения? (ответы детей). Я в этом не сомневалась.
Дети с воспитателем исполняют песню «Настоящий друг» слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева.