Марина Петрова
Конспект занятия «Куклотерапия в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ
В работе педагогов с детьми дошкольного возраста бывают определенные сложности- это завоевать доверие малыша и получить своего рода разрешение на оказание помощи, когда она понадобится ребенку. Помочь воспитателю в этом может одно из направлений игротерапии (арт-терапии)-куклотерапия
Цель куклотерапии:
ликвидировать болезненные переживания
укрепить психическое здоровье
улучшить социальную адаптацию
развить самосознание
разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности
Публикация «Конспект занятия „Куклотерапия в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
Метод куклотерапии основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т. д.) и базируется на трех основных понятиях:
«игра» - «кукла» - «кукольный театр»
Беря куклу, ребенок «передает» ей свои чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы.
Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:
• коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
• релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
• воспитательную – психокоррекция, проявление личности в игровых моделях жизненных
ситуаций;
• развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.,
развитие речи, моторики;
• обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.
Главная задача куклы:
обеспечить диалог, в котором ребенок будет общаться со взрослым посредством куклы. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения, с игрушкой легче разговаривать, дети нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».
Главным принципом достижения эффективности при использовании метода куклотерапии является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его
- возрастных,
- речевых,
- психофизических
возможностей.
Процесс куклотерапии проходит в два этапа:
1. Изготовление кукол.
2. Использование кукол.
Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение.
Варианты кукол, используемые в куклотерапии
куклы-марионетки
пальчиковые куклы
теневые куклы
веревочные куклы
плоскостные куклы
перчаточные куклы
объемные куклы
Куклы-марионетки. Такая кукла может состоять из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая - руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (различные эмоции, а может быть без лица, что позволяет ребенку фантазировать.
Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять.
Теневые куклы. Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами, в коррекции повышенной тревожности.
Веревочные куклы. Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.
Плоскостные куклы. Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. Обычно они используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, нарушении образа "Я".
Перчаточные куклы. Могут применяться в развитии речи детей встреча с перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет ему спрятаться и раскрыться.
Объемные куклы. Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр.
Пальчиковые куклы. Пальчиковые куклы могут изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров (шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка.
Вывод
Целенаправленное, систематическое использование куклотерапии на непосредственно образовательной деятельности, в свободной деятельности детей, и индивидуально позволяет значительно расширить круг знаний об окружающем мире, активизировать развитие речи и в целом повысить эффективность коррекционно-педагогической работы, укрепляет связь ребёнок – педагог.