Эмилия Бобырь
«Я и моя семья. Семейные традиции». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: создание условий для формирования у детей представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; закрепить понятие как появляется семья, из кого она состоит.
Задачи:
– формировать у детей представление о понятии «семья», закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи, познакомить с историческими формами (моделями) семьи;
– развивать связную речь, логическое мышление, внимание, интерес к семейным традициям;
Публикация «„Я и моя семья, Семейные традиции“, Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
– воспитывать положительное взаимоотношение к членам семьи, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.
Предварительная работа:
1. Беседы о семейных традициях, расшифровка понятия «традиция».
2. Чтение литературы о семейных взаимоотношениях (А. Барто «Дома», «Его семья», «В пустой квартире», «Младший брат», Е. Благинина «Мать», «Вот такая мама», «Наш дедушка», Я. Аким «Мужчина в доме», «Мой брат Миша», О. Бундур «Семья», «Про любовь», «Воскресенье», «Папу с мамой берегу»).
3. Создание семейного фотоальбома «Наши путешествия».
Необходимый реквизит:
1. Игрушка Чебурашка.
2. Почтовая посылка (коробка) с марками «Апельсины».
3. Ноутбук, телевизор для демонстрации фотоснимков.
4. Семейные фотоснимки воспитанников группы.
5. Картинки на тему «Семья».
6. Мячик.
7. Солнце с лучиками, тучки, магнитная доска.
8. Карточки желтого и черного цветов.
9. Заготовки лепестков для ромашки. Ватман для «ромашкового поля», ножницы, клей.
10. Сердечки из фетра по количеству детей.
Дети заняты игровой деятельностью. Вдруг раздаётся звонок в дверь (можно включить фонограмму).
Воспитатель: Ребята, а кто же это мог быть? Кто там? Давайте узнаем.
(ребята подходят к воспитателю, им любопытно).
Голос за дверью: Это почтальон Печкин, вам - посылка.
Воспитатель: Ребята, нам посылка пришла! Ура, ура! Ой, какая странная коробка, на коробке наклеены необычные марки - на них изображены апельсины. Давайте посмотрим, поставим её на стол и откроем.
(дети с воспитателем открывают коробку, а в ней - Чебурашка (игрушка).
Чебурашка: Здравствуйте, ребята, я так рад, что, наконец, приехал к вам! Мне вручили этот фотоальбом и сказали, что, если мне нужны друзья и семья, то это только в вашу группу, номер 6 детского сада номер 7 «МоЗайка» города Великие Луки. Я по адресу?
(дети отвечают)
Чебурашка: Но я совсем не знаю, что такое семья. (плачет).
Воспитатель: Конечно, по адресу, Чебурашка! Мы с ребятами с удовольствием тебе расскажем, что такое семья. Правда, ребята? Ой, альбом какой у тебя интересный.
(берет в руки альбом).
Ребята, да это же наш потерянный фотоальбом путешествий! А Чебурашка его нашел! Ну, что же, Чебурашка, приглашаем тебя вместе с нами отправиться в путешествие!
Звучит песенка из мультипликационного фильма «Паровозик из Ромашково».
(Дети едут на «паровозике»).
Воспитатель: Приехали! Наша первая станция - «Семейные традиции».
Глаза закрываем и представляем:
У меня есть семья -
Мама, папа, брат и я,
Очень дружно мы живем,
Песни звонко мы поем.
Никому не разрешу
Обижать свою семью.
Глаза открываем!
Предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло, доброту и чувство радости своему товарищу! Чебурашку берем в наш семейный круг.
Все вместе стоят, образуя круг.
Воспитатель: А теперь я приглашаю вас на нашей станции в кинозал, просьба занять свои места в кинозале.
Дети садятся на места для просмотра презентации.
Вводная беседа и показ презентации
На экране появляются фотоснимки из фотоальбома, который принес Чебурашка. Дети с восторгом смотрят фото со своими мамами, папами, дедушками и бабушками. Воспитатель в руках держит фотоальбом и обращается к детям и Чебурашке.
Воспитатель: Давай представим, что семья — это как команда. В этой команде есть разные игроки, которые заботятся друг о друге. Каждый игрок — это кто-то из твоих близких: мама, папа, брат или сестра.
Когда кто-то из команды попадает в трудную ситуацию, остальные помогают ему, как в спорте: если друг упал, ты поднимаешь его и поддерживаешь. В семье тоже важно поддерживать друг друга, радоваться вместе и проводить время вместе, как в игре!
И помните, семья — это не только те, кто с нами живет. Иногда в семью могут входить и близкие друзья! Главное — это любовь, забота и поддержка друг друга.
После показа фотоснимков из альбома на экране демонстрируются карточки на тему «Семья».
Семья - одно из старейших социальных образований в истории человечества. Семейные отношения развивались от ничем неограниченных отношений между мужчинами и женщинами через групповой брак к парному браку.
Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные “семьи” не были похожи на современные. Вместе они хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни стал меняться. Так появились семьи похожие на те, что видим сейчас. В них отец приносит пищу, а мать заботится о доме, муже и детях. Вдвоем легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Примерно также распределяются обязанности в семье и сегодня. Но все равно люди чаще жили большими семьями, где в одном доме проживало ни одно поколение рода.
Воспитатель: Чебурашка, ребята, вы поняли, что же такое семья?
(ответы детей).
Воспитатель: Ребята, расскажите о своей семье Чебурашке. Вот наш потерянный альбом, который принес Чебурашка. В нем мы все вместе рассказывали о том, какие у наших семей традиции. И одна из таких традиций - семейные путешествия. Вот и расскажем о путешествиях. А мы все вместе с Чебурашкой послушаем.
(рассказы детей - 2-4 человека с показом фотослайдов на экране).
Воспитатель: Ребята, наш киносеанс завершился. Предлагаю вновь отправиться в путь. Но сначала нам надо зарядиться энергией.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре.
(дети шагают)
Кто живет у нас в квартире?
Мама, папа, брат, сестра
(считают на пальцах).
Кошка Муся, три котенка
(хлопают в ладоши)
Попугай, щенок и я
(показывают на себя)
Вот и вся моя семья
(разводят широко руками).
Вновь звучит музыка из мультипликационного фильма «Паровозик из Ромашково», дети вместе с Чебурашкой и воспитателем едут на следующую станцию.
Воспитатель: Приехали! Наша станция - «Счастливая».
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Мы прибыли на новую станцию - «Счастливая». Нам с Чебурашкой очень интересно, а какая она, ваша семья? Вот у нас волшебный мячик, мы его будем передавать по кругу. У кого в руках окажется мяч, тот и говорит одним словом, какая у него семья. Я начну первая. У нас, Чебурашка, семья очень счастливая.
(Примерные ответы детей: родная, дружная, спортивная, счастливая, трудолюбивая, хозяйственная, культурная, крепкая, жизнерадостная, гостеприимная, здоровая).
Воспитатель: Каждый ваш ответ - это, наш солнечный лучик. Вот какие у нас лучики!
(Предлагает детям прикрепить лучики к солнышку-заготовке на магнитной доске).
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что разрушает семью?
(дети отвечают, примерные ответы детей: ссоры, обиды, непонимание, невнимание, непослушание, лень, неправильные поступки).
Воспитатель: А теперь представьте, что ссоры закрыли наше счастье, наше солнышко.
(дети прикрепляют тучки к солнышку).
Воспитатель: Чебурашка, правда, плохо, когда все так хмуро и уныло? Ребята, мы же не будем огорчать нашу семью и не будем ссориться?
(ответы детей).
Воспитатель: Ребята, в семье вас любят и заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать и огорчать близких людей. У вас на столах лежат 2 кружка: черный и желтый. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (желтый, а какой огорчение (черный? Я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших родных.
Вы съели на завтрак всю манную кашу;
Вы подрались с другом;
Разбросали по комнате все игрушки;
Сделали уборку в комнате;
Сломали игрушку;
Нарисовали рисунок и подарили маме;
Сказали плохие слова бабушке;
Хорошо вели себя в детском саду.
Воспитатель: Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких и, надеюсь, что впредь чаще будете совершать хорошие, добрые дела. Чебурашка, тебе нравится семья нашей группы номер 6? Ты готов жить в нашей семье? Ребята, как вы думаете?
(раздается гудок поезда).
Воспитатель: Ребята, нам вновь пора в путь! Поехали!
(едут на «паровозике» под песенку из мультипликационного фильма «Паровозик из Ромашково»).
Воспитатель: Вот мы и прибыли на конечную станцию - «Ромашковая». А вы знаете, что символом любви, семьи и верности является цветок ромашка? Посмотрите, у нас тут целая творческая мастерская. Давайте мы покажем Чебурашке, какие бывают ромашковые поля.
(у детей заготовки лепестков ромашки, они вырезают и приклеивают на ватман, где уже заранее наклеены желтые сердцевинки цветов).
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами говорили о наших семьях, рассказали об одной из традиций наших семей - о традиции путешествовать. Узнали, какие бывают семьи и что бывает, если ссорится в семье.
Как вы думаете, нашему гостю из почтовой посылки -Чебурашке - понравится жить в нашей семье?
(ответы детей)
Чебурашка, а ты хочешь остаться жить в нашей семье, у нас в детском саду? Ты будешь у нас жить?
Чебурашка: Я очень-очень рад! Ребята такие дружные. Мы строили, строили и, наконец, построили дружную семью.
Воспитатель: Как же здорово, что у каждого из вас есть родной дом, где любят и ждут.
Каждому члену нашей семьи, в знак дружбы и любви, хочу вручить сердечко на память об этом занятии И нашему Чебурашке - тоже. Он теперь будет жить нашей группе номер 6.