Охова Людмила
Конспект занятия «Целевая прогулка в подготовительной к школе группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1 г. п. Терек»
Кабардино- Балкарская Республика
Конспект открытого просмотра прогулки в подготовительной к школе группе «Наблюдение за осенними изменениями на участке».
Воспитатель:
Охова Л. А.
2019 г.
Тип ОД: прогулка.
Тема: Наблюдение за осенними изменениями в природе.
Направление: познавательное развитие.
Публикация «Конспект занятия „Целевая прогулка в подготовительной к школе группе“» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей: Социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Форма организаций: групповая, индивидуальная.
Форма проведения: прогулка на участке.
Цель: создание условий для закрепления представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи: формировать познавательный интерес к природным явлениям; формировать понимание того, что ветер- это движение воздуха, который движется с определенной силой, и в определенном направлений; развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения; учить исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличий зеленого вещества в листьях: расширение знаний детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают, как они опадают.
Предпосылки к учебной деятельности: формировать навыки учебной деятельности: умение слушать указания и пояснения воспитателя, отвечать на вопросы; одновременно начинать и прекращать действия, не мешая друг другу.
Виды детской деятельности: познавательная, исследовательская, игровая, продуктивная, двигательная.
Демонстрационный материал: письмо.
Раздаточный материал: лупы, белые тканевые салфетки, листочки, камешки, листы бумаги в форме квадрата, ножницы, палочки.
Предварительная работа: наблюдение за тем, как опадают листья с деревьев; сбор листьев разной формы и окраски; беседы об осени; разучивание стихов и поговорок об осени; рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы; рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев.
Методы и приемы: организационный; мотивационный; словесный; наглядно- демонстрационный; практический; метод контроля; рефлексия.
Ход образовательной деятельности.
1. Сюрпризный момент.
Проблемная ситуация. Письмо от детей из Африки.
«Здравствуйте, ребята, из детского сада «Алмазик»! Пишут Вам ребята из Африки. Мы слышали, что в вашей стране наступает время года осень, но про осень мы ничего не знаем, еще мы слышали, что в вашем городе дуют сильные ветра. Расскажите нам пожалуйста, про осень и ветер».
- Ну что, ребята, расскажем? А для того, чтобы было интересней, мы снимем видео обращение.
Основной этап. - Ребята, давайте послушаем стихотворение А. Плещеева «Осень наступила…»
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Беседа о безопасном поведений на прогулке.
- Сегодня на прогулке мы будем искать следы осени. Сначала, давайте вспомним, какие меры безопасности мы должны соблюдать на прогулке :
- нельзя трогать незнакомые предметы, гладить животных, подходить к незнакомым людям и разговаривать с ними, нельзя драться, прыгать с высоты.
- Молодцы, ребята! Мы вспомнили правила безопасного поведения и теперь можем начать нашу осеннюю прогулку.
Дидактические упражнения: «Признаки и приметы осени».
- Ребята, какое сейчас время года?
- Как вы узнали, что наступила осень?
- Сколько осенних месяцев? Назовите их.
-Сколько всего месяцев в году?
- Ребята, скажите какая бывает осень? Опишите осень.
- Какая сегодня погода?
- Какие признаки осени вы знаете?
- А какие есть в народе осенние приметы? (Если осень ненастная, то и весна будет дождливая. Был дружный листопад- холодная зима. Облака идут низко- ожидай стужи. Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой вверх- к теплой зиме, лицевой стороной вверх- к зиме холодной).
- Давайте проверим, какой нам ждать зимы. (Дети рассматривают положение листьев на земле, и делают выводы. Если мнения разделились, подвести детей к тому, что положение листьев может меняться из- за ветра).
- Ребята, какие пословицы про осень вы знаете? «От осени к лету поворота нету. В сентябре и лист на дереве не держится. Холоден сентябрь да сыт. Октябрь то плачет, то смеется. В ноябре зима с осенью борется».
Дидактическая игра: «Закончи предложение».
- Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Закончи предложение» :
- Листья желтеют потому- что, …
- Осенью птицы улетают в …
- Осенью медведь уходит в …
- Люди одеваются в ….
- Осенью дни стали, а ночи ….
- Правильно ребята, по всем этим признакам мы узнаем, что наступила осень.
Исследовательская деятельность.
«Исследование №1- строение листа с помощью лупы».
- Как вы думаете, зачем дереву нужны листья? (Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит и питается.
- Хотите узнать, как устроен лист? Для того чтобы лучше рассмотреть строение листьев нам понадобится- лупа.
- Рассмотрим сначала черешок- это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите, жилки- тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
- Край листа называется «кромка», рассмотрим кромку листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка. Какой можно сделать вывод: у листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.
Проблемный вопрос: «Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
- Ребята, как вы думаете, почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
- Давайте сначала выясним, почему листья зеленые? Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь возьмите камень и сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
- На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного света, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым или коричневым, или оранжевым.
- Какого цвета бывают листья у деревьев осенью?
Наблюдение за ветром.
- Давайте, теперь, понаблюдаем за деревьями. Отгадайте загадку:
Гнет к земле деревья,
Тучи нагоняет,
Пыль с дороги темной
Нам в лицо бросает.
И в реке, и в море
Волны поднимает,
Кто о нем загадку, дети, отгадает? (Ветер)
- Правильно. А что такое ветер?
- С помощью чего мы можем узнать силу и направление ветра, есть ли сегодня ветер? Мы можем это узнать с помощью самолетика на участке, который показывает силу и направление ветра. Если самолетик сильно раздувается, то ветер сильный, если слабо раздувается- то слабый ветер. Если носик самолетика смотрит на юг, то дует южный ветер. Если же с запада, то это западный.
- Что вы знаете о ветре?
- Если дует ветер, то погода какая?
- Ребята, ветер- это движение воздуха над поверхностью земли. Определить есть ли ветер на улице, и какой он силы можно, если понаблюдать раскачиваются ли на деревьях ветви, шевелятся ли на них листочки, за движениями облаков в небе.
Трудовая деятельность. Изготовление вертушек.
- А для того, чтобы определить силу ветра мы с вами используем вертушки, которые мы заранее сделали с вами. Если есть ветер, то они будут кружиться. Давайте побегаем с ними, а теперь, давайте походим.
- Как кружатся вертушки? Какой вывод можно сделать? Ветер- это движение воздуха.
- Как определить направление и силу ветра?
Подвижная игра:
«Эстафета с вертушками».
Рефлексия.
«Метод пяти пальцев»
- Ребята, вот и подошло к концу время нашей прогулки. Выберите пожалуйста палец на руке, зажимайте пальцы при каждом ответе на вопрос.
- Скажите, мне пожалуйста: Мизинец: Понравилась ли вам прогулка? Безымянный: Что интересного было сегодня на прогулке? Средний: О чем говорили? Указательный: Что нового узнали? Большой: А, как вы думаете, мы рассказали детям из Африки про осень и про ветер?
- Молодцы, ребята! На этом наша прогулка подошла к концу, спасибо вам большое за внимание. Давайте попрощаемся с нашими го