Ирина Гуськова
Конспект занятия «Мудрые сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста. Рассуждая о народной мудрости, заучивая слова пословиц дети приобретают дополнительные знания, пополняют активный словарь, учатся образно мыслить. Например, заучив пословицу о дружбе, дети вспоминают как сами подружились в детском саду, кто из детей может дружить, чем привлекает тот или иной сверстник в общении, с кем хочется дружить. Пословица о терпении пригодится, когда речь и дет о трудном деле. необходимо постараться, попыхтеть, добиться результата. Частые конфликты между детьми тоже требуют включения мудрых рассуждений. И опять на помощь могут прийти пословицы. Когда не хочется выполнять какую-то работу, тоже вспомнив мудрые слова можно попробовать решить проблему с наименьшими затратами. Цель: формировать понимание того, как не надо поступать с другими людьми.
Публикация «Конспект занятия „Мудрые сказки“» размещена в разделах
Задачи:
Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;
Продолжать работу по формированию интереса к книге, помогать детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям;
Продолжать развивать интерес к театрализованной игре;
Познакомить с новыми пословицами. Предварительная работа: чтение русских народных сказок, беседы по ним.
Материалы и оборудование: фланелеграф, фигурки сказочных животных, маски-шапочки.
Методы и приемы: беседа, мини инсценировка, вопросы, рассуждение, пересказ по ролям, повторение.
Ход.
Воспитатель: «Я знаю, ребята, что вы любите очень сказки. Сказки учат нас мудрости, то есть, тому, как нужно жить, и как не нужно поступать. Посмотрите на фланелеграф, вы наверно узнали героев этой сказки?»
Дети: «Это лиса и заяц из сказки про то, как лиса выгнала из домика зайчика».
Воспитатель: «Вы правы. Эта сказка называется «Заюшкина избушка». Давайте вспомним, почему лиса и заяц поссорились?»
Дети: «Лиса выгнала, обманула зайчика…»
Воспитатель: «Правильно, лиса нечестно поступила, обманув доброго зайчишку. Я предлагаю вам вспомнить и рассказать с помощью фигур и фланелеграфа как начиналась сказка».
Дети рассказывают по ролям начало сказки до того эпизода, как лиса выгнала зайца из избушки.
Воспитатель: «Вы хорошо справились с заданием. Я хочу теперь вам прочитать слова народной мудрости – пословицы, вот послушайте. «На чужой каравай рот не разевай». Может вы догадались, что означают эти слова?»
Дети: «Чужое брать нельзя…»
Воспитатель: «Да, это так. Чужие вещи присваивать не годиться. Если ты взял чужое, не спрося, держи ответ. Лиса знала, что нехорошо поступила, потому и испугалась, когда петух пригрозил ей наказанием –«посечи». Так же и в нашей жизни бывают неприятности, если кто-то берет, например, чужую конфету или игрушку без разрешения. Я предлагаю вам повторить и запомнить эту пословицу».
Дети повторяют вместе с воспитателем.
Воспитатель: «Смотрите, а вот и другая сказка. Кто помнит, как она называется? (На фланелеграфе появляются Лиса и Журавль около кувшина на столе)».
Дети: «Про то, как в гости ходили лиса к журавлю, а журавль к лисе».
Воспитатель: «Правильно. У меня в коробке есть шапочки-маски для этой сказки. Хотите поиграть в эту сказку?»
Дети: «Хотим!»
Воспитатель: «Тогда выбираем артистов на роль лисы и журавля и будем рассказывать».
Разыгрывается короткая сценка из сказки.
Воспитатель: «Можно ли лису и журавля назвать гостеприимными хозяевами?»
Дети: «Нет нельзя…»
Воспитатель: «Надо ли плохим поступком отвечать на плохой?»
Дети: «Не надо, надо…»
Воспитатель: «Из-за плохих поступков люди ссорятся, обижаются, злятся. Чтобы прекратить ссору нужно сделать добрый шаг к примирению. То есть, не повторять злой поступок, а поступить великодушно – ответить добрым делом. Давайте переделаем сказку так, чтобы лиса и журавль остались довольны».
Сказка рассказывается сначала, но по-новому: «Журавль решил научить Лису доброте, показать ей правила гостеприимства: извинился за случившуюся неприятность и угостил ее, как полагается доброму хозяину. А Лиса поняла, поняла, что дружба бывает только там, где нет обмана».
Воспитатель: «Я скажу вам еще одну пословицу, то есть, мудрые слова : «Как аукнется, так и откликнется». Это значит как ты поступил, такой ответ и к тебе придет. Так же как в нашей сказке : с обманом и хитростью встретила Лиса Журавля, и он также поступил с ней; добром ответил – сердце злое смягчилось и подобрело. Предлагаю вам запомнить мудрые слова пословицы».
Дети вместе с воспитателем повторяют пословицу.
Воспитатель: «Сколько мудрости узнали мы сегодня из русских народных сказок и пословиц. Я желаю вам, чтобы мы поступали в своей жизни по-доброму «кто добрее, тот сильнее».