Засименко Лилия Григорьевна
Конспект занятия «В волшебный мир музыкальной сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей основы музыкальной культуры
Задачи: накапливать слуховые и визуальные впечатления; вызывать сопереживание музыке, проявлять эмоциональной отзывчивости на музыку; развивать музыкальное мышление (осознание эмоционального содержания музыки, языка музыки, развивать творческое воображение; побуждать к оценке музыки (эмоционально и словесно)
Публикация «Конспект занятия „В волшебный мир музыкальной сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные сказки. Сценарии
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Методы:
наглядно-слуховой,
словесный,
художественно-практический
Оборудование: фортепиано, металлофон, треугольник, портреты композиторов П. И. Чайковского, С. Майкапара, ноты.
Ход:
Музыкальный руководитель : Сегодня у нас необыкновенное занятие, мы с вами попадем в музыкальную сказку. А все сказки - весёлые, добрые, с приключениями.
Звучит музыка «Сладкая грёза» П. И. Чайковского. Дети заходят в зал, садятся на места и слушают музыку.
Ребята, какая музыка сейчас прозвучала? Кто её композитор? Вы узнали музыку? (Ответы детей) Конечно, вы узнали музыку Чайковского. (Демонстрируется портрет Чайковского) Композитор нарисовал нам музыкальными красками сладкий сон, который переносит нас в мир сказок и фантазий. Вальсовый ритм придаёт особое очарование нежной, взволнованной мелодии. Мы оказались с вами в волшебной стране - музыкальной сказке. Пора «просыпаться!».
Пальчиковая гимнастика «Утречко»
Музыкальный руководитель :
Утро настало
Солнышко встало
Эй братец Федя,
Разбуди соседей (правый кулачок с отгнутым большим пальцем ставят на раскрытую левую ладошку, произнося текст, покачивают пальцем - он «разговаривает» с детьми)
Вставай Большак! (левой рукой дважды лёгким щелчком прикасаются к большому пальцу правой руки, далее такие-же действия выполняют с указательным пальцем правой руки, со средним, с безымянным, с мизинцем.)
Вставай Указка!
Вставай Серёдка!
Вставай, Сиротка!
И крошка Митрошка!
Привет ладошка! (левая ладошка бьёт по правой два раза (Игра проводится ещё раз с пальцами левой руки)
Наши пальчики проснулись
Потянулись, потянулись.
И друг, другу улыбнулись.
Распевание.
Попевка (похвали себя) «Я пою, хорошо пою»
Звуковая зарядка (пропевание гласных на одном дыхании –а,о,у, и)
Игра «Ходит песенка по кругу».
Музыкальный руководитель исполняет первую фразу знакомой песни, дети по одному исполняют последующие фразы и т. д. В качестве распивания исполняются песни «Мамочку люблю» сл. и музыка З. Роота, «Осень» муз. И. Кишко.
Музыкальный руководитель : А теперь послушайте фрагмент знакомой вам мелодии и постарайтесь её узнать (исполняю на металлофоне мелодию песни «Голубые санки») Узнали? Молодцы!
О чём поётся в песне? Какой характер песни, определите сколько куплетов, небольшую заключительную часть. Что отсутствует в песне? (припев)
Во время исполнения, музыкальный руководитель обращает внимание чтобы дети правильно брали дыхание, «не проглатывали» окончание фраз, пели негромко, не форсируя звук, правильно произносить гласные в словах: «дует», «ветер», «лает», «голубые».
Разучивание 3-го куплета, используя игру «Эхо».
Музыкальный руководитель пропевает первую фразу - дети по возможности точно воспроизводят её и т. д.
Исполнение всей песни в сопровождении фортепиано.
Музыкальный руководитель : Сказка продолжается (играет на треугольнике «Тик-так…»).
Тик-так, тик-так, тики-тики-тики-так. Вы помните эту попевку? (ответы детей). Да, верно это попевка «Часы».
Музыка часов - это целый мир звуков и призвуков! …помните как в сказке «Золушка», они совершали волшебные превращения? Вот и мы сейчас будем с вами выполнять движения как эти волшебные стрелки.
(Выполнение движений – на долгие звуки, дети делают большие шаги и ладошками делают колебательные движения вправо, влево; на короткие звуки дети делают мелкие шаги на носочках и, ладошками делают колебательные движения вправо, влево).
Музыкальный руководитель : Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь проходите на стульчики и садимся.
Слушание «Сказочка» С. Майкапара.
Музыкальный руководитель : Пьеса вошла в сборник маленьких пьес «Бирюльки». Это слово означает что-то незначительное, неважное, слишком простое. Простенькие, небольшие и лёгкие в исполнение пьесы рассказывают нам о первых детских впечатлениях композитора. Маленьким, он, как и все дети, любил слушать сказки. Став композитором, С. Майкопар сочинил свою сказку - музыкальную.
После первого прослушивания, детям предлагается ответить на вопросы?
Музыкальный руководитель :
- Какими словами можно описать прозвучавшую музыку?
- Какие чувства передаёт музыка?
- Что рассказывает музыка?
- Меняется ли характер музыки?
- Как заканчивается музыка?
- Можно-ли содержание музыки сравнить с зимним пейзажем?
Ответы детей: Музыка напевная, мелодия звучит мягко ласково, немного грустно. Создаётся настроение лёгкой задумчивости, спокойной безмятежности, композитор рассказал нам добрую сказку, с хорошим концом. В ней выражены разные чувства - и грусть и тревога и волнение. Заканчивается таинственно, сказочно, волшебно.
Музыкальный руководитель : Правильно ребята! Мелодия лёгкая, задумчивая. Вначале сказка излагается тихим голосом, почти шёпотом, по мере развития сюжета, амплитуда звука увеличивается, затем вновь уменьшается до шепота. Музыка напоминает хоровод снежинок. Как- будто они медленно кружатся и ложатся на землю…. Игра «Найди свою снежинку» Каждый из детей получает вырезанную из бумаги снежинку. Внимательно рассмотрев её рисунок, возвращает воспитателю. Тот подбрасывает их вверх. После того как они опускаются на пол, дети пытаются отыскать «свою» снежинку.
Повторное слушание музыки, дети исполняют импровизированный танец снежинок.
Затем рассматривали с детьми иллюстрации И. Билибина, В. Канашевича, которые по содержанию соответствуют содержанию музыки.
А дома придумайте свою сказку, которая похожа на музыку С. Майкапара. Но прежде представьте себя художником, или композитором. Нарисуйте, что возникает в вашем воображении.
Заключительная попевка «До свидания»