Папки-передвижки

Конспект занятия «Морское путешествие»

ирина бондаренко
Конспект занятия «Морское путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

Морское путешествие

Тема : Согласный звук [П][Пь], буква «П»

Цели: упражнять в составлении предложения с заданными словами;

Упражнять детей в делении слов на слоги;

Развивать фонематический слух, закреплять понятия «глухой» согласный звук;

Познакомить с буквой «П»;

Публикация «Конспект занятия „Морское путешествие“» размещена в разделах

Развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги.

Материалы и оборудование: рисунки почтальона Печкина, кота Матроскина, кораблей, корабликов, мышек, буквы, счётные палочки, тетрадь в клетку, тетрадь «Учим буквы», простой и цветные карандаши.

Активизация словаря: кораблекрушение, шторм, сбились с курса, приманка, бортжурнал.

Ход занятия:

1. Вводное слово воспитателя.

- Ребята, к нам приехал почтальон Печкин, который будет следить за вашим поведением. Он сообщил, что на занятии по обучению грамоте нас ждёт сюрприз. А сейчас…ой! Что такое? Кто это возится? Вот какой сюрприз приготовил Печкин… Ребята к нам в гости пришёл кот Матроскин, ему почтальон Печкин рассказал, как мы путешествовали на занятиях, и ему захотелось попутешествовать с нами. Мы сегодня отправимся в плавание на корабле. Вы согласны? Для того чтобы путешествие было удачным, необходимо соблюдать следующие условия : быть очень внимательными; правильно выполнять задания; не допускать ошибок иначе можно потерпеть кораблекрушение; регулярно выполнять физкультминутки.

- Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны сказать волшебные слова:

Плыви, плыви кораблик,

На запад, на восток,

Канаты – паутинки,

А парус - лепесток.

2. Работа с раннее изученными буквами.

Заранее вкладываю в тетради некоторых детей, но так чтобы они не знали, вырезанные из бумаги рисунки мышек, в лапах каждой мышки- буква.

- Ребята, я знаю, что на нашем корабле раньше жили мышки, а сейчас как появился кот Матроскин, они изчезли. Видимо мышки испугались кота и спрятались. И мне кажется, что они где –то у вас. Посмотрите! Нашли? Как хорошо! Так берите мышек и выходите к доске.

- Смотрите, у каждой мышки в лапке буква. Давайте назовём букву и расскажем всё, что мы о ней знаем.

-Какой звук обозначает эта буква?

- Какой это звук, гласный или согласный? Почему? (Ответы детей)

Когда дети проанализируют все буквы, выставляю мышек в ряд (в лапках- буквы) и предлагаю поиграть в игру «Найди лишний звук». Например : А,О, У, С, И.

- Ой, мне мышка предлагает поиграть с буквами в прятки. Поиграем (Выставляю тех же мышек только с другими буквами в лапках, дети закрывают глаза, а я меняю местами мышек. Дети должны определить, что изменилось. Например: Р, К, М, Х. К, Р,М, Х и т. д.)

- Ребята, смотрите, а вот мышка нам приготовила какой сюрприз…

(д/и «Как их зовут». перед детьми картина с изображением детей. Ребята вам нужно угадать,как зовут детей, изображённых на картине.

Суть игры: необходимо составить имена, ориентируясь на первые звуки в словах.

Опорные слова:

1) Шар, утка, рыба, апельсин -Шура;

2) Мышь, автобус, шишка, антенна - Маша.

- Составьте с одним из этих слов предложение.

(Из всех предложенных вариантов предложений предлагаю выбрать одно и «записать» его схематично. «Автор» предложения выполняет задание на доске, а остальные в тетради.) После записи каждого предложения дети его анализируют по плану:

1) Сколько слов в предложении?

2) Какое слово первое?

3) Почему мы его отметили на схеме короткой чёрточкой?

4) Какое слово второе, третье, четвёртое, пятое?

5) Какое слово последнее?

3 Игровое упражнение «Точно па курсу» (Деление слов на слоги)

Конкурс капитанов. На доске выставлены картинки. (рыба, сом, кит, бинокль.)

Вокруг картинок рисунки корабликов. На парусе каждого из них записаны числа 1, 2, которые указывают количество слогов в слове. Количество корабликов соответствует числу картинок, расположенных на доске.

- Мы уже далеко от родного берега. Какое здесь тёмное небо! И много кораблей. Видимо, был шторм, и корабли сбились с курса. Надо помочь провести каждый корабль точно по курсу. (Вызываю к доске двоих детей по количеству расположенных в столбик картинок. Они говорят сколько слогов в слове, находят кораблик с соответствующей цифрой, записанной на парусе, и ставят его напротив картинки.)

4 Физкультминутка

На доску вывешиваю рисунок с изображением моря, в котором плещутся рыбы (С обратной стороны записаны загадки для игры «Доскажи словечко», летают чайки, плавает надувной матрац, в форме круга.

- Поплыли дальше.

(Дети хором говорят)

Плыви, плыви,кораблик,

На запад, на восток

Канаты паутинки.

А парус – лепесток.

- Ребята, смотрите на море лёгкий ветерок, плещутся рыбы, качаются на волнах чайки. Давайте и мы отдохнём, проведём физкультминутку.

Рыбки весело плескались.

В чистой голубой воде.

То сожмутся, разожмутся.

То зароются в песке

5. Фонетическая зарядка.

- Ребята, давайте немного с вами порыбачим. Чтобы рыбка хорошо ловилась нам нужно приготовить для неё приманку, т. е сварить кашу. Вот наша каша закипела и запыхтела.

- Как пыхтит каша? (П-П-П)

- Какой звук вы услышали? (Звук [П].)

- Какой это звук?

6. Анализ звука. Закрепление понятия «глухой согласный» звук.

[П]-согласный звук, когда мы его произносим, у нас губы сомкнуты, воздух как бы разрывает сомкнутые губы. Этот звук может произносится как твёрдо (папа. Паук, полка, так и мягко (Пятачок, пирог, петрушка).

Ещё согласный звук [п] глухой. Когда мы его произносим (предлагаю детям тыльную сторону ладони приложить к горлу и произнести звук) голосок «спит», стенки «домика»не дрожат. Дети убеждаются в правильности определения.

7. Игра «Доскажи словечко»

Ловим в море рыбок, читаю на обратной стороне загадки. А дети определяют какой звук слышится в начале слова, дают ему характеристику (твёрдый или мягкий).

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней… (помидора).

Встаёт на заре,

Поёт во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это?. (петушок).

Я -хозяйка разных снов:

Про дельфинов, про слонов.

Про дворцы хрустальные

И про звёзды дальние.

Вы ложитесь,и на ушко

Вам нашепчет сны (подушка).

Я взял муку и взял творог,

Испёк рассыпчатый (пирог).

-Такие красивые рыбки! Как им хочется на простор. Может, мы их отпустим в море (да отпустим).

- Поплыли дальше.

Дети хором произносят:

Плыви, плыви,кораблик,

На запад, на восток

Канаты паутинки.

А парус – лепесток.

8. Знакомство с буквой П.

Показываю детям букву «П», сопровождая показ словами:

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали

- Ну –ка, милый, не ленись-

Подойди да потянись.

Буква прописывается в воздухе, рассматриваются элементы буквы.

Составление буквы П из палочек.

9. Физкультминутка.

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три –

Морская фигура замри

(Ноги на ширине плеч. Покачиваем руками справа налево, изображая волны.)

- Мы плывём к берегу. Нам необходимо сделать записи в бортжурналах. Проверьте своё рабочее место, сядьте удобнее. Постарайтесь, чтобы бортжурналы лежали правильно, а записи в них были аккуратными. (Дети работают в тетрадях «Учим буквы»)

10. Итог занятия.

- Путешествие наше подошло к концу. Благодаря дружной работе команды мы снова на родной Земле. Во время путешествия мы с вами составляли предложения и записывали их схематично, делили слова на слоги, познакомились с новыми звуками [П] [Пь] и буквой обозначающей эти звуки П.

- Ребята коту Матроскину очень понравилось путешествовать вместе с нами. И он в знак благодарности приготовил для вас сюрприз.

Показываю графический диктант записанный на карточке. На ней изображена рыбка. Эта работа выполняется во второй половине дня.

Используемая литература:

1. О. М. Ельцова Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте Волгоград : Учитель, 2009г.

2. Т. И. Гризик Развитие речи и подготовка к обучению грамоте Москва «Просвещение» 2006г.

3. Т. С. Голубина Чему научит клеточка6 методическое пособие для подготовки дошкольника к письму М. : Мозаика- Синтез, 2005г.

4. Журналы Дошкольное воспитание

5. Журналы Начальная школа

О себе: Бондаренко Ирина Викторовна, воспитатель 1 категория

МБДОУ детский сад №2 «Сказка» Алтайский край Кулундинский район с. Кулунда.

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Морское путешествие»
Опубликовано: 9 января 2013 в 17:54
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Морское путешествие»» (включая файлы) размещена пользователем ирина бондаренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД