Бутенко Алла
Конспект занятия «Мир Живописи»
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия
Цель: закрепление пройденного материала; формирование духовно-нравственных качеств.
Задачи:
образовательные: учить детей отвечать на вопросы; расширять и углублять познания мира, его красоту;
развивающие: развивать речь, мышление, память; развивать чувство прекрасного, способности художественного восприятия картин;
воспитательные: обогащать нравственные чувства, воспитывать художественный вкус.
Словарная работа:
активизация: живопись, пейзаж, натюрморт, портрет, художник;
обогащение: репродукции.
Публикация «Конспект занятия „Мир Живописи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Материалы к занятию : репродукции картин, натюрморт А. Герасимова «Розы».
Предполагаемый результат: у детей развивается речь, умение отвечать на поставленные вопросы; дети узнают красоту окружающего мира.
Ход занятия:
Дети стоят полукругом. Беседа об изобразительном искусстве.
Воспитатель: “Все прекрасное, что мы видим вокруг себя, все, что нас окружает, мы можем изобразить, передать в рисунке, запечатлеть на долгие годы. Изобразительное искусство позволяет нам развивать свою фантазию, развивать чувство прекрасного. Скажите мне, а на каких занятиях в детском саду вы знакомитесь с изобразительным искусством?”
Ответы детей: развитие речи, лепка, рисование, аппликация.
Воспитатель: “Правильно. На этих занятиях вы знакомитесь и сами приобщаетесь к изобразительному искусству. В рисунках вы передаете свое отношение к окружающему миру, изображаете его таким, каким вы его видите. Но так как вы еще маленькие, ваши рисунки не всегда получаются. Скажите мне, а кто же создает картины, которыми мы можем любоваться долгие годы?”
Ответы детей: “Художники”.
Воспитатель: “Кто такие художники?”
Ответ детей: “Художники – это люди, которые создают красивые вещи – картины, рисунки в книжках, придумывают рисунки посуды, тканей, расписывают игрушки”.
Воспитатель: “О чем пишут, рассказывают они в своих произведениях?”
Ответы детей: “О природе, о людях, животных, птицах, сценках из жизни, то есть о том, что их окружает”.
Воспитатель: “Как художники создают свои произведения?”
Ответы детей: “Думают, наблюдают, изучают, вспоминают, то, что видели, фантазируют”.
Воспитатель: “Молодцы. А с каким видом изобразительного искусства вы знакомы?”
Ответ детей: “Живопись”.
Воспитатель: “Что такое живопись?”
Ответы детей: “Живопись – создание художественных образов с помощью красок”.
Воспитатель: “Какие жанры живописи вы знаете?”
Ответ детей: “Пейзаж, натюрморт, портрет”.
Воспитатель: “Что изображают художники на пейзажах”.
Ответ детей: “На пейзаже художники изображают природу”.
Воспитатель: “Правильно. Что такое натюрморт и что изображают на натюрморте?”
Ответ детей: “Натюрморт – “мертвая натура”, изображение неодушевленных предметов. На таких картинах изображают вещи и предметы, которые окружают человека”.
Воспитатель: “И что же изображают на портретах?”
Ответы детей: “На портретах художники изображают людей. Это могут быть композиторы, поэты, летчики, рабочие”.
Воспитатель: “Молодцы. Вы ответили на все вопросы”
Воспитатель: “А сейчас я приглашаю вас на выставку картин”.
Воспитатель объясняет детям, что настоящие картины художников можно увидеть в музеях, а у нас мы можем рассматривать репродукции, то есть уменьшенные копии картин.
Дети подходят к картинам с изображением пейзажа, рассматривают, отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель: “К какому жанру живописи относятся эти картины? Что изобразили художники на картинах?”
Ответы детей: “Это пейзаж. Художники на своих картинах изобразили времена года”.
Беседа о временах года, их признаках.
Воспитатель: “А вот как поэты воспевают в своих произведениях времена года”.
Дети читают стихи.
А. Плещеев А. Фет
Осень. Зима
Скучная картина! Чудная картина,
Тучи без конца, Как ты мне родна:
Дождик так и льется, Белая равнина,
Лужи у крыльца. Полная луна,
Чахлая рябина Свет небес высоких,
Мокнет под окном. И блестящий снег,
Смотрит деревушка И саней далеких
Сереньким пятном. Одинокий бег.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!
А. Плещеев Я. Аким
Весна. Лето.
Уж тает снег, бегут ручьи, Хочешь поглядеть на лето?
В окно повеяло весною. В лес пускают без билета,
Засвищут скоро соловьи, Приходи!
И лес оденется листвою! Грибов и ягод
Чиста небесная лазурь, Столько –
Теплей и ярче солнце стало, Не собрать и за год!
Пора метелей злых и бурь А у речки, а у речки
Опять надолго миновала. С удочками человечки.
Подходим к картинам – натюрмортам. Дети рассматривают.
Воспитатель: “К какому жанру живописи относятся эти картины? Что на них изображено?”
Дети: “Это натюрморты. Художники на своих картинах изобразили цветы”.
Воспитатель: “Ребята, мы словно попали в небольшой сад. Как много вокруг цветов.
Они прекраснее всего,
Что нам дает природа на земле:
То – дар ее бесценный,
Для всех искусств цветок –
Образчик неизменный.
Вот как пишет о цветах поэт Жак Демиль. Так красиво звучат строчки: цветы – это бесценный дар природы, то есть не имеющий цены. И, действительно, художники и поэты, музыканты и артисты не раз обращались к красоте цветов, их хрупкости и недолговечности. Цветы – без души, неодушевленные, но человек наделяет их красотой своей души.
- Где растут цветы?
Ответ детей: “В лесу, в поле, в саду, в парке, на клумбе, в оранжереях”.
Воспитатель: “Приятно любоваться цветами в поле, в лесу, в саду. Хочется их принести домой, подарить друзьям, но полевые и лесные цветы рвать не стоит. А вот садовые – специально выращивают для срезки. Цветы подбирают по цвету, названию, высоте и составляют разные букеты. Цветы в букетах в определенное время выглядят по-разному”.
Воспитатель предлагает более подробно познакомиться с натюрмортом
А. Герасимова “Розы”.
Воспитатель: “Как называются цветы, изображенные на картине?”
Дети: “Розы”.
Воспитатель: “Какие они? Опишите их”.
Дети рассказывают о розах.
Воспитатель: “Сколько букетов вы видите на картине? Сколько букетов на самом деле?”
Ответы детей.
Воспитатель: “На этой картине мы встречаемся с игрой зеркала, которое создает впечатление, – в натюрморте не один букет, а два”.
Воспитатель читает фрагмент стихотворения И. Мятлева “Розы”.
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
Как я берег, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих,
Казалось мне – в них расцветала радость,
Казалось мне – любовь дышала в них.
Воспитатель: “Кто восхищается цветами?”
Ответ детей: “Поэт”.
Воспитатель: “Какие слова поэт говорит о розах, какие они?”
Дети: “Как хороши, как свежи они, значит, красивы”.
Воспитатель: “Где росли розы? Как ухаживали за этими розами?”
Ответы детей: “Розы росли в саду. Их оберегали от морозов и холодов”.
Подходим к картинам – портретам.
Воспитатель: “Какой жанр живописи перед нами?”
Дети: “Портреты”.
Воспитатель: “Кто изображен на портретах?”
Ответы детей: “П. И. Чайковский, Н. Носов, К. Чуковский”.
Воспитатель: “Кто такой П. И. Чайковский?”
Ответ детей: “Композитор. Композитор – это человек, который пишет музыку”.
Включить для прослушивания произведение Чайковского “Лебединое озеро”.
Воспитатель: “Что вы слышали? Что сейчас звучало?”
Ответ детей: “Прозвучала музыка”.
Воспитатель: “Музыка – это тоже вид искусства, как и живопись. Она создается человеком (композитором) и для человека. Музыка имеет свою интонацию, так же как и голос человека, поэтому часто говорят, что музыка рассказывает. Звучащая музыка дает возможность общаться людям, высказывать свои чувства. Исполнитель исполняет музыкальное произведение, а слушатели переживают услышанную музыку”.
Воспитатель: “Кто такой Н. Носов. И с какими его произведениями вы знакомы?”
Ответы детей: “Носов – детский писатель. Его произведения: “Живая шляпа”, “Мишкина каша”, “Фантазеры” и др. ”.
Воспитатель: “Ну, а кто – же К. Чуковский?”
Ответ детей: “Это тоже детский писатель. Его произведения: “Краденое солнце”, “Мойдодыр”, “Айболит” и др. ”.
Воспитатель: “Рассматривая портреты, скажите, можно определить настроение человека?”
Ответы детей: “Да, можно. По выражению лица, по выражению глаз, губ, бровей”.
Воспитатель: “Что еще может рассказать о настроении человека?”
Дети: “Его походка, движения”.
Воспитатель: “Молодцы, вы ответили на все вопросы. И на этом наша экскурсия закончилась, в заключение давайте еще раз скажем, что такое пейзаж, натюрморт, портрет”.
Дети читают стихотворение А. Кушнера “Что я узнал” :
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется – пейзаж.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это – натюрморт.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется – портрет.
Воспитатель: “Ребята, рассказывая сегодня о живописи, мы затронули и другие виды искусства – музыку, литературу. Все они учат нас сопереживать, передают чувства, эмоции, то есть все то, что переполняет душу человека”.
Итог занятия :
- Где мы с вами сегодня побывали?
- Что вы видели на выставке?
- Вам понравилась наша экскурсия?
И в заключение предложить детям в свободной деятельности изобразить один из жанров живописи : натюрморт, пейзаж или портрет (маму, папу, себя).