Дарья Иванова
Сценарий мероприятия по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Мелкое хулиганство»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий мероприятия по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
«Мелкое хулиганство».
Выполнила: Иванова Д. В. –социальный педагог
Для детей 5-9 класс
Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся
Задачи:
- познакомить учащихся с разными аспектами последствий правонарушений, с точки зрения закона и с точки зрения морали;
Публикация «Сценарий мероприятия по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних „Мелкое хулиганство“» размещена в разделах
- Права детей. Сценарии развлечений
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2020
- формировать умения учащихся выбирать правильную позицию и уметь ее отстоять;
- способствовать воспитанию законопослушного поведения.
Формы и методы работы:
- беседа;
- просмотр мультика про хулигана;
- викторина;
- стихи об уголовно кодексе;
- сценка;
- мозговой штурм (разработка памятки)
- подведение итогов занятия.
Ход мероприятия:
Ведущий:
В современном мире у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития: музыкальные и художественные школы, молодежные театральные студии, секции и пр. Но случается так, что подросток не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что проводит его и во вред самому себе. Давайте сегодня попробуем найти ответы на вопросы:
- Что же такое правонарушение?
- Несет ли подросток ответственность за правонарушения?
- Как не допустить неправильного поступка в своей жизни.
- Ребята, почему ваш возраст особенно сложен? (Подростковый возраст – чуть ли не самый активный период жизни человека. Взрослеющему человеку, чувствующему приток физических сил, кажется, что он может все. Однако недостаток жизненного опыта, незнание уголовных законов, а часто и просто неумение себя контролировать приводят порой к печальным последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии).
Как вы понимаете слова «законопослушный гражданин»
Законопослушный гражданин – это человек, имеющий права и исполняющий обязанности.
Подумайте, какие черты характера помогают быть законопослушными, а какие мешают.
• вспыльчивость (-)
• торопливость (-)
• осмотрительность (+)
• аккуратность (+)
• честность (+)
• лживость (-)
• уважение к людям (+)
• безразличие (-)
• Приведите примеры правонарушений
• (Курение, употребление алкоголя в общественных местах, переход железнодорожных путей в неположенном месте)
•
А теперь обсудим такие, часто встречающиеся и порой незамечаемые нами примеры правонарушений, как нарушение правил дорожного движения (передвижение по проезжей части не по своей стороне, пересечение улицы одновременно с идущим транспортом и т. д.).
• Пожалуйста, поднимите руку те, кто хотя бы раз позволил себе подобные правонарушения.
Просмотр мультика про хулигана
Викторина «Я и закон».
1. Что такое правонарушение? (Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков)
2. С какого возраста наступает ответственность за все виды нарушения закона? (с 16 лет)
3. За какие виды правонарушений ответственность наступает с 14 лет?
4. Что такое мораль? (система норм и ценностей, регулирующих поведение людей)
5. Какие виды наказаний не применяются к несовершеннолетним?
(Смертельная казнь и срок лишения свободы более 10 лет.)
4. Где отбывают наказание несовершеннолетние?
(Осужденные впервые – в колонии общего режима. Осужденные мужского пола, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы – в колонии усиленного режима.)
5. Несовершеннолетний совершил преступление в день своего рождения, по достижении 14 лет. Может ли он привлекаться к уголовной ответственности?
(Нет, т. к. лицо считается достигшим определенного возраста не в день рождения, а с 0 часов следующих суток.)
6. Какие бывают виды задержаний?
Административное – не более чем на 3 часа по подозрению в совершении административных нарушений.
Уголовно-процессуальное – до 72 ч. по подозрению в совершении преступления.
7. Вы решили «отложить» контрольную работу и позвонить в полицию, сообщив, что в здание школы заложена бомба. Какое наказание предусмотрено за заведомо ложный вызов?
(Штраф на родителей)
8. Подлежит ли наказанию нецензурная брань в общественных местах, приставание к гражданам?
(Эти действия квалифицируются, как мелкое хулиганство и за это может быть наложен штраф до 2 мин. зарплат, исправительные работы до 2 месяцев с удержанием 20 % заработной платы, арест до 15 суток.)
9. Вас задержали и доставили для допроса в отделение полиции. Какие существуют правила проведения допроса несовершеннолетних?
Допрос должен вестись в присутствии родителей, представителей центра, родственников или других взрослых.
10. Как наказывается распитие спиртных напитков в общественных местах?
(Появление в пьяном виде в общественных местах, а также распитие ими спиртных напитков, влечет наложение штрафа на родителей или законных представителей)
Ведущий:
Некоторые подростки рассматривают свои проступки как проявление обыкновенной шалости. «Подумаешь, какие мелочи - разбил стекло, выругался нецензурной бранью, сделал непристойную надпись на парте, сломал дерево», - говорят они когда приходится отвечать за содеянное. Нет, это не шалости, не мелочи. Стоит только задуматься о последствиях таких проступков и станет понятным, что в результате их несет материальный ущерб государство, морально или физически страдают другие люди, и что самое главное, сам правонарушитель оказывается у опасной черты в нравственном развитии, за которой - преступление.
Детям зачитываются отрывки, а они должны сказать, согласны они с эти или нет.
1. Если вы окно разбили,
Не спешите признаваться.
Погодите, — не начнется ль
Вдруг гражданская война.
Артиллерия ударит,
Стекла вылетят повсюду,
И никто ругать не станет
За разбитое окно.
Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича.
А могучими руками,
Ты, когда придут враги,
Сможешь в трудную минуту
Защитить своих друзей.
2. Если вы еще не твердо
В жизни выбрали дорогу
И не знаете, с чего бы
Трудовой свой путь начать,
Бейте лампочки в подъездах —
Люди скажут вам «спасибо».
Вы поможете народу
Электричество беречь.
3. Решил подраться — выбирай
Того, кто послабей.
А сильный может сдачи дать,
Зачем тебе она?
Чем младше тот, кого ты бьешь,
Тем сердцу веселей
Глядеть, как плачет он, кричит,
И мамочку зовет.
Но если вдруг за малыша
Вступился кто-нибудь,
Беги, кричи и громко плачь,
И мамочку зови.
Все правила, установленные законом, расписаны в Уголовном кодексе РФ (УК)
Стихи детям об Уголовном Кодексе РФ
Статья 162. Разбой.
Я работать не могу –
Я здоровье берегу,
Но ужасно уважаю
Эту самую деньгу.
Заработать? Ну уж нет!
Дайте хлопцу пистолет,
Живо Вас оставит хлопец
Без пальто и без штиблет.
А финал весьма уныл!
Срок наш хлопец получил…
Статья 105. Убийство.
Деньги украл – их можешь возвратить;
Обидел кого-то – вину искупишь;
Страшнее ж всего – человека убить
Другую жизнь ты ему не купишь.
Статья 116. Побои.
Спорить с Вами не хочу –
Лучше Вас поколочу.
Суд сказал, что я не прав,
И папа мой заплатит штраф.
Статья 161. Грабеж.
Говорят грабители:
«Дорогие жители,
Вы отдать нам денежки
Ваши не хотите ли? –
Если не хотите – что ж,
Есть у нас кулак и нож.
Так что отдавайте,
Нас не раздражайте».
Но перед милицией
Побледнели лица их.
И в суде ребятки
Робки, как ягнятки.
Статья 213. Хулиганство.
Не хочу я добрым быть,
Всех хочу ругать и бить.
Вот поймаю старика
Да намну ему бока.
Всем, кто меня слабее,
Могу намылить шею.
Разобью стекло в окошке,
Запущу я камнем в кошку.
Тут патруль меня поймал,
И я ужасно тихим стал.
-Ребята, любой человек, и пожилой, и молодой, и подросток в ответе за себя, за свои слова и за свои действия.
Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений.
Виды ответственности:
А- административная ответственность.
Г – гражданско – правовая.
У- уголовная.
Д - дисциплинарная
Примеры нарушений:
1. Порвал учебник одноклассника (Г)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3. Избил одноклассника (У)
4. Совершил кражу мобильного телефона (У)
5. Совершил прогул в школе (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте (А)
7. Разбил мячом окно (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте (А)
Просмотр видеоролика про мелкое хулинство.
Сценка : «Суд над хулиганством».
Оформление:
1. Эпиграфы на доске.
2. Судья одет в мантию и шапочку судьи, в руках молоток.
3. Журнал регистрации самовольных уходов.
В аудитории стоят: стол, за которым сидит адвокат, и стол, за которым сидит прокурор. Нужны стулья для свидетелей.
Эпиграфы:
… Государство, в котором граждане наиболее повинуются закону, счастливо во время мира и незыблемо во время войны…
Из китайской притчи
Я буду слушаться властей…повиноваться установленным законам…и если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, и буду защищать их один или вместе со всеми.
Участники: Судья, прокурор, адвокат, 2 свидетеля со стороны обвинения, 2 свидетеля со стороны защиты, секретарь.
Ход суда
Судья: На рассмотрение суда поступило 3 заявления от лиц, оказавшихся свидетелями следующих ситуаций:
Дело № 1
Нарушение режима в центре.
Дело № 2
Курение на территории центра.
Дело № 3.
Неадекватное поведение воспитанников
Подробно познакомлю вас с существом каждого дела в отдельности.
Дело № 1
Несовершеннолетний подросток Максим Нестеров неоднократно нарушает режим нашего центра. Не всегда присутствует на самоподготовке. Не всегда вовремя возвращаются домой. 20.11.2019 г. Максим совершил самовольный уход. Администрация центра считает, что воспитанник совершает хулиганские действия и просит проводит с Максимом почаще индивидуальные беседы, а также после каждого самовольного ухода приглашать на беседу с инспектором ПДН.
Дело № 2
Несколько подростков (воспитанников центра) были замечены в курении на территории центра. На просьбы социального педагога Дарьи Владимировны: курить на территории запрещено, и замечания инструктора по труду Татьяны Анатольевны: убирать за собой бычки, они никак положительно не отреагировали. Неоднократно они были замечены в курении. Причем некоторые подростки делают это в открытую, не стесняясь взрослых. Считая их действия хулиганскими, администрация просит привлечь их к административной ответственности.
Дело № 3
Воспитанник второй группы Саша М. ведет себя неадекватно. Часто впадает в истерику, кричит, матерится, обзывает детей. Бывает, стучит по мебели.
Воспитанник Женя Поплавский и Илья Азаренко не соблюдает нормы общения. Переговариваются с воспитателем, оскорбляют, матерятся в присутствии взрослого. На замечания не реагирует. С мальчиками неоднократно проводились беседы, их поведение рассматривали на совете профилактики, но мальчикиположительные выводы для себя не делают. Воспитатели и социальный педагог просят Женю и Илью привлечь к административной ответственности.
Секретарь: Слово предоставляется прокурору.
Прокурор: Уважаемый судья, адвокат и свидетели.
Прежде, чем перейти к обсуждению каждого дела, я хотел бы вспомнить одну китайскую притчу, которая заканчивается словами «…Государство, в котором граждане наиболее повинуются закону, счастливо во время мира и незыблемо во время войны…»
Прокурор: Хулиганство есть трусость и подлость.
Каждый человек нашего государства имеет право на нормальную спокойную жизнь, работу, приходить с работы во время, не униженной и неоскорбленной.
Основной закон нашего государства, Конституция, вот она закрепляет основы общественного и государственного строя, основные права и обязанности граждан государства, принципы их организации и деятельности.
Поэтому Нестеров Максим и другие ребята, которые нарушаю режим центра попадают под определение «мелкое хулиганство» и рассматриваются законом как административный поступок, что влечет административную ответственность, которая наступает с 14 лет.
Секретарь: Слово предоставляется адвокату.
Адвокат: Уважаемый судья, педагоги я не буду столь красноречив, как господин прокурор, а сразу остановлюсь на существе каждого дела.
По делу № 1
Обвиняемый Илья, Женя уже идут на путь исправления. Последнее время, они не уходят из центра, вовремя возвращаются домой. А вот у Максима имеется самовольный уход. Вот имеется журнал самовольных уходов. Что касаемо, после отбоя, когда уходит воспитателя, нужно провести еще раз с детьми профилактическую беседу.
По Делу № 2 хочу сказать следующее. В вашем центре курят всего трое воспитанников. Это уже успех. Значит, вы правильно работаете с воспитанниками по профилактике табакокурения. Хочу обратить ваше внимание, что курят только взрослые, малыши не курят.
По третьему делу хочу сказать следующее: Конечно, это недопустимо, чтобы воспитанники так себя вели по отношению к воспитателю или любому другому взрослому человеку. Но каждый взрослый должен находить подход к ребенку и решить вопрос, не усугубляя конфликт.
Судья: Мы выслушали обвинительную речь прокурора и оправдательную речь адвоката.
Есть ли со стороны обвинения и защиты свидетели?
Адвокат: да
Прокурор: да
Секретарь:Приглашаем первого свидетеля, со стороны обвинения.
Судья: Есть ли вопросы у прокурора к первому свидетелю.
Прокурор: Да.
Что вы можете сказать по существу данных дел? .
Свидетель: Вы знаете, я не курю, но мне приходится убирать иногда территорию, в том числе и окурки тех ребят, которые курят. Еще мне не нравится, что мальчики ходят на сторону девочек, после того как уходят воспитатели.
Судья: Есть ли вопросы у адвоката к первому свидетелю?
Адвокат: Да. Скажите, пожалуйста, вас Женя оскорблял?
Свидетель1 Нет, меня не оскорблял, но я неоднократно слышала, как Женя матерится при воспитателях.
Секретарь: Спасибо, вы можете сесть на свое место. Мы приглашаем второго свидетеля.
Судья: Есть ли вопросы у адвоката ко 2 свидетелю?
Адвокат второму свидетелю.
Да. Что вы можете сказать по существу каждого дела?
Свидетель2:У нас курят трое мальчишек. И когда мы убирает территорию центра, они никогда не хотят убирать за собой окурки, приходится нам за них убирать. Просьба, мальчики, убирайте за собой сами.
Среди всех воспитанников неадекватно ведет себя Саша М. он кричит на весь центр, мешает делать уроки. А еще Женя Поплавский постоянно чем - то недоволен, часто матерится.
Судья: Есть ли вопросы у прокурора к свидетелю?
Да. Скажите, а как часто Женя и Илья матерятся?
Свидетель2:ну это происходит практически каждый день. Илья вроде бы стал исправляться, а вот Женя не меняет своей позиции.
Судья:Есть ли вопросы у прокурора ко второму свидетелю?
Прокурор: Да. Как часто Максим уходит из центра и почему?
Свидетель2: У Максима был зафиксирован один самовольный уход.
Но режим центра он продолжает нарушать. Не присутствует на самоподготовке, когда все ребята делают уроки.
Секретарь: Хорошо, спасибо, вы можете присесть на свое место. Слово предоставляется прокурору
Прокурор: Уважаемый судья, педагоги, воспитанники, я не буду многословен, я лишь хочу еще раз повторить одну истину. Мы живем в правовом государстве, и каждый человек должен слушать властей. Хулиганство в любом его проявлении есть трусость и подлость.
Поэтому поведение Жени, Ильи, Максима и других молодых людей подпадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается законом как административный проступок, что влечет административную ответственность, которая и наступает с 14 лет. И я говорю «виновны» и требую самого строгого наказания.
Судья: Адвокату предоставляется последнее слово.
Адвокат: Уважаемый судья, педагоги, ребята. Мне очень хочется, чтобы вы увидели в этих делах всего лишь мелкие проступки, а не хулиганские выходки. Ведь еще в древности было рекомендовано: прежде чем осудить, попытайся оправдать. Поэтому я думаю, уважаемый судья, примут во внимание все факты этих дел и все-таки вынесут оправдательное решение по каждому из них. А я говорю «невиновны».
Судья: Заслушав показания свидетелей, заключительные речи адвоката и прокурора, суд удаляется на совещание.
Суд удаляется на совещание на несколько минут. Заранее заготовлена «Выписка из решения суда».
Судья: Заслушав выступления обеих сторон, заключительные речи прокурора и адвоката, суд постановил: считать «хулиганство» виновным во всех трех делах.
В связи с этим суд вынес решение:
1. Искоренить из жизни все «хулиганские» атрибуты, маты, оскорбления.
2. Не нарушать режим центра, слушаться педагогов и воспитателей.
Приговор окончательный и обжалованию не подлежит.
Ведущий: Мы познакомили вас с одной из разновидностей хулиганства, а именно с мелким хулиганством, влекущим административную ответственность.
Сегодня мы убедились, что выходки хулиганов бывают разнообразными по содержанию и по форме проявления, а значит и по степени причиняемого обществу вреда, который определяется тем, в какой степени нарушен общественный порядок, каковы последствия его нарушения. И в ряде случаев характер хулиганских действий может быть таким, что наносимый вред перерастает в общественную опасность и закон квалифицирует его как преступный.
«Правонарушения имеют серьезные последствия, как для общества, так и для личности подростка и его родителей. Воспитать законопослушного человека очень непросто в наше время, но можно. Как же не допуститьправонарушение? Давайте совместно составим памятку, которую так и назовем - как не допустить правонарушение»
Работа в группах
Примерная памятка «как не допустить правонарушения»
1. Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
2. Организация свободного времени отдыха (посещение кружков, секций, занятие любимым делом)
3. Не общаться с сомнительными компаниями (пояснение с какими компаниями и почему)
4. Если что-то произошло обязательно рассказать об этом взрослым
5. Помнить, что за все свои поступки всегда будет ответственность
Ведущий: «Наше мероприятие подходит к завершению. Настало время подвести итоги.
Была ли полезна сегодняшняя встреча для каждого из вас? (ответы детей)
На слайде вы видите «древо мнений»
Ведущий: «На этом древе каждый из вас поместит либо красное яблоко, что значит - я выбираю законопослушное поведение, либо зеленый лист, что значит - я задумаюсь, либо голубой цветок - я останусь при своем мнении»
«Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего занятия, вы будете совершать только хорошие поступки. Удачи вам!»