Лисина Татьяна Владимировна
Конспект занятия для детей 4–5 лет «Лисонька-лиса»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Лисонька - лиса».
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Составила:
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Лисина Татьяна Владимировна
Новониколаевский
Образовательная область: художественно - эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально - коммуникативное, физическое развитие.
Возраст детей : 4- 5 лет.
Публикация «Конспект занятия для детей 4–5 лет „Лисонька-лиса“» размещена в разделах
Формы занятия (НОД) : речевая ситуация, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, решение проблемной ситуации.
Формы организации: группа.
Задачи:
- образовательные: формировать представления детей об изобразительных техниках, познакомить с техниками нетрадиционного рисования - методом рисования «тычком», закреплять умение правильно держать кисть, дорисовывать рисунок при помощи ватной палочки; расширять представления детей о животных, живущих в лесу.
- развивающие: развивать сенсорные умения (координацию руки и глаза при рисовании методом «тычка», мелкую моторику рук, образное эстетическое восприятие и представление.
- воспитательные: воспитывать у детей аккуратность, самостоятельность, активность.
Словарь новых слов: «тычок».
Предварительная работа:
1. Чтение русских народных сказок «Лисичка со скакалочкой», «Лисичка – сестричка и серый волк».
2. Разучивание потешки «Знает лисонька - лиса…».
3. Рассматривание иллюстраций и просмотр мультфильма «Лисичка со скакалочкой».
4. Подвижная игра «Хитрая лиса».
Оборудование и материалы: колокольчик; «сундучок»; картинки с изображением лисы: одна картинка цветная, вторая - в черно-белом изображении; трафареты («лиса бежит», «лиса сидит», «лиса прыгает»); кисти для рисования с жесткой щетиной, ватные палочки, салфетки для каждого ребенка; краски оранжевого и черного цветов, подставки под кисточки, «стаканчики-непроливайки».
Ход непосредственной образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Утренний круг «Серебряный колокольчик».
Воспитатель. Ребята, посмотрите в окно, зима пришла! Мороз звенит в серебряный колокольчик и весело говорит: «Зима пришла». Мороз подарил мне этот колокольчик, чтобы я вам сообщила эту радостную весть, а вы передали бы друг другу. Но обязательно позвоните в колокольчик с улыбкой и радостно скажите «Зима пришла!». Так, передавайте колокольчик друг другу, пока он не вернется ко мне.
2. Мотивационный этап.
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, где- то еще колокольчики звенят, что же там? Посмотрите, так это же сундучок, да тут еще и загадка - ключ к сундучку:
«Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней, пышный хвост - ее краса, а зовут ее (лиса)».
Дети: Лиса!
Воспитатель: Так это же сундучок прислала лисичка! Интересно, что же в этом сундучке? (Достает картинку с черно- белым изображением лисы).
Воспитатель: Ребята, кто же это?
Дети: Лиса!
Воспитатель: Да, лисичка прислала нам картинку. Посмотрите внимательно на лисичку, она очень грустная. Как вы думаете, почему? А кто думает по- другому?
Дети: У лисички нет теплой рыжей шубки, она может замерзнуть зимой.
Воспитатель: Конечно, без пушистой теплой рыжей шубки ей будет очень плохо зимой. А как вы думаете, отчего лисонька еще может грустить? Посмотрите, как нас много в группе, нам весело или грустно?
Дети: Нам весело, у нас много друзей! Лисичке грустно, потому что она одна, без друзей – лисичек.
Воспитатель: Ребята, как же помочь нашей лисичке?
Дети: Мы нарисуем много рыжих и пушистых лисичек.
Воспитатель: Ребята, в сундучке есть трафареты для рисования лисы (дети рассматривают шаблоны). Рассмотрите их внимательно и скажите, как изображена лиса на них? Что она делает?
Дети: Лиса сидит, прыгает, бежит.
- Разминка «Лисичка по лесочку петляла, хвостом следы заметала».
Воспитатель: Ребята, прежде чем мы приступим к рисованию, я предлагаю вам размять наши ладошки, а лисичка нам в этом поможет. Соедините все подушечки пальцев руки и представьте, что это пушистый лисий хвостик, раскачиваем хвостик вверх- вниз, затем вправо- влево.
Дети: (повторяют движения за воспитателем).
3. Открытие нового знания и умения.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите научиться рисовать необычным способом?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Мы сегодня научимся рисовать новым способом, при помощи кисточки с жесткой щетиной. Этот способ называется «тычок», для этого кисточку нужно держать тремя пальцами, выше металлической части, кисточку нужно держать прямо, и двигать кисточку сверху - вниз. Закрашивать «тычком» начнем по контуру, не оставляя белых пятен, а потом и внутри контура лисы.
-Показ нового способа рисования «методом тычка» (рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части, кисточка ставится вертикально листу бумаги сверху - вниз, ритмично повторяются движения).
-Упражнение – разминка кисточкой с жесткой щетиной без краски по контуру.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам взять любой понравившийся вам трафарет, положить его на белый лист бумаги, левой рукой придерживайте трафарет, в правую руку возьмите тремя пальцами кисть и сухой кистью без краски сделайте «тычки» по контуру, а затем и внутри контура.
(Дети самостоятельно выполняют упражнение).
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам «тычком» нарисовать лисичку гуашью. Какой цвет гуаши вы будете использовать?
Дети: Гуашь оранжевого цвета.
-Самостоятельное рисование тычками (сначала по контуру, делая тычки по кругу, не оставляя промежутка, затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура лисы).
Динамическая пауза.
Воспитатель: Ребята, а пока рисунки подсыхают, предлагаю вам поиграть. Вы хотите стать ненадолго хитрой рыжей лисой?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Хорошо, тогда ребята, повторяйте за мной!
Физкультминутка «Лиса».
А в четверг к нам приходила хитрая лисичка, (ходьба на месте)
Показала хвостик рыжий, такой мягкий и пушистый, (повороты туловища вправо, влево)
Посидели, постояли, притаились как лиса, (приседания)
Мышку в норке поискали, (присели)
Вот такие чудеса! (встать, развести руки в сторону).
Воспитатель: А теперь наши лисички превращаются обратно в ребят!
Воспитатель: Ребята, посмотрите на рисунки внимательно. Как вы думаете, что же нужно еще дорисовать?
Дети: Нужно нарисовать глаза, нос, усы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат ватные палочки. Как вы думаете, для чего они нам могут пригодиться?
Дети: Ватными палочками можно нарисовать глаза, нос и усы.
Воспитатель: Я с вами согласна. Нарисуйте с помощью ватной палочки: глаза - бусинки, носик - пуговка, усы- длинные и тоненькие полоски! Гуашь какого цвета нам понадобится?
Дети: Гуашь черного цвета.
Самостоятельное рисование ватной палочкой.
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации.
(Воспитатель обращает внимание детей на цветную картинку с изображением лисы).
Воспитатель: Ребята, что же произошло с картинкой нашей лисички?
Дети: Лисичка снова в своей шубке – рыжей и пушистой, теперь она не замерзнет зимой.
Воспитатель: Конечно, в такой теплой шубке ей не страшны холода. Ребята, посмотрите, раньше лисичка была грустная, а теперь что- то изменилось?
Дети: Она стала веселой.
Воспитатель: Как вы думаете, почему наша лисонька теперь весела?
Дети: Мы нарисовали ей много друзей - лисят.
5. Рефлексия
Воспитатель: Что вам понравилось на занятии?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, скажите, какие предметы нам помогли нарисовать лисят?
Дети: трафареты, ватные палочки, жесткие кисти.
Воспитатель: Каким новым способом рисовали?
Дети: Рисовали «тычком».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые лисички у вас получились! Вспомним потешку про лисичку:
«Знает лисонька - лиса :
В шубе вся ее краса,
Шубы нет в лесу рыжей,
Зверя нет в лесу хитрей!»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в сундучке для вас сюрприз от лисички! Вы очень ей помогли, и за ваши старания лисонька прислала вам трафареты для рисования лесных жителей. Выбирайте любой вам понравившийся!
(Дети в свободное время закрепляют навык рисования «методом тычка», используя новые трафареты).