Галина Гаран
Конспект занятия «Лесными тропинками»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Лесными тропинками».
Цель закрепить и расширить представления детей о особенностях поведения диких животных (зайца, белки, ежика, медведя, учить характеризовать особенности внешнего вида животных, способ их жизни; учить различать деревья, кусты по листьям, стволу; познакомить с перелетными птицами их внешним видом, способом жизни, формировать умения замечать интересные явления в природе, воспитывать желания любоваться природой.
Публикация «Конспект занятия „Лесными тропинками“» размещена в разделах
Материал: демонстрационный (заяц, белка, ежик, медведь); карточки с изображением деревьев, перелетных птиц (жаворонок, соловей, ласточка, кукушка, дятел, макет птичьего гнезда.
Раздаточный: конверты с рисунками дерева, разрезанный на три части (корень, ствол, крона).
Ход занятия.
-Дети я получила письмо от маленького лесного жителя, давайте прочитаем его и узнаем о чем он пишет: «Дорогие мои дети, на рисунке изображен лес в котором я живу. Художник Неумейка рисовал в лесу меня и моих друзей, наверно он что- то перепутал, я совсем не так выгляжу. Помогите исправить ошибки. Спасибо. Зайчик.»
-Дети, посмотрите пожалуйста, разве зайчик так выглядит? Я считаю, что необходимо зайчику помочь.
А вы как считаете?
-В первую очередь нужно вспомнить, как выглядит зайчик.
-Какое у зайчика туловище (небольшое, продолговатое);
-Какая голова? (маленькая, овальная);
-Какие уши? (длинные, мягкие) ;
-Какие лапки? (передние короткие, а задние-длинные, сильные, быстрые);
-Какой хвост? (маленький, подвижный).
Молодцы вспомнили.
Дидактическая игра «Собери дикого животного».
-Кажется мы помогли зайчику, и в благодарность за помощь он приглашает нас в лес. Он хочет познакомить нас со своими друзьями, и рассказать нам как живется в лесу зверям.
Но прежде чем отправится в путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу. Чего нельзя делать в лесу: громко кричать, ломать ветки деревьев, рвать цветы и бросать, раскидывать мусор, рушить птичьи гнезда и муравейники и т. д.
-Молодцы вспомнили правила поведения, а теперь становитесь друг за другом и тихонько двигайтесь за мной.
Физкультминутка.
Нам нужно пройти по узкой дорожке (20 см). А вот дорогу перегородил небольшой ручеек, что бы не намочить ножки, мы его перепрыгнем (15-30см). А вот это большое бревно мы переступим, вот так.
Наконец то мы пришли на лесную полянку. А вот и зайчик нас встречает. Сейчас зайчик загадает вам загадку и мы узнаем, с кем из его друзей мы познакомимся: Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это (белочка).
-Да, дети- это белочка. Давайте вспомним, какая шубка у белочки; какой хвост, ушки; чем питается; делает запасы на зиму или нет?
Дети, слушаем следующую загадку: Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(ёж)
-Да это ежик. А что вы знаете о ежике? (Его туловище покрыто иголками, иголочки черно-белые. Когда он чувствует опасность- сворачивается в клубочек. Видит и слышит плохо, зато хорошо различает запахи. Лапки у ежика маленькие, короткие, быстро бегать не умеет. Спокойное, доброе животное. Зимой спит в своем домике, который делает под сухими корнями из сухих листьев и травы.
-Дети давайте послушаем еще одну загадку и узнаем, кто еще спит зимой:
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(медведь)
-Да, молодцы правильно отгадали -это медведь. Давайте вспомним, как он выглядит (косолапый, большой, голова круглая, уши маленькие, лапы с большими когтями, может ходить на задних лапах, у него коричневый цвет меха).
-Дети, мы с вами уже знаем, что медведи и ежи зимой спят, а почему сейчас они проснулись?
-Да пришла весна.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
Все вокруг радуются приходу весны, потому что она несет нам тепло, ласковое солнышко, много цветов, зелени. А как изменения происходят с деревьями весной? (ответы детей)
Давайте вспомним строение деревьев, чем и как они питаются и держатся на поверхности?
(У деревьев есть корни, которые находятся под землей и удерживают растение на поверхности, корни питаются влагой из почвы и насыщают все части растения влагой. Чем длиннее корни, тем крепче растение. Листья выполняют очень важную работу, с помощью них растение может дышать, кроме того листья очищают воздух, которым мы с вами дышим. Поэтому чем больше растений вокруг нас, тем чище воздух.)
Давайте посмотрим все ли деревья одинаковы? Чем отличается береза от клена, ива от березы. (Ответы детей).
-Молодцы. А теперь давайте поможем деревьям подобрать их наряды, вспомним как выглядят их листики (у березки-маленькие листики; у ивы-узенькие, длинненькие; у клена-широкие, резные).
Дидактическая игра «Подбери листочек».
Молодцы, хорошо справились.
Листики на деревьях распустились и зашумели, почему они зашумели (подул легонький ветерок,как они шумят?
-ша-ша-ша;
-ши-ши-ши;
-шу-шу-шу.
Как вы думаете, о чем они разговаривают? (Они радуются приходу весны, теплому солнышку, птицам, которые возвращаются из теплых стран).
Звучит запись пения жаворонка. А вот и первая вернувшаяся птичка к нам из теплых стран (жаворонок).
Светит солнце, воздух тонок,
Разыгралася весна,
Вьётся в небе жаворонок –
Грудь восторгами полна…
Дети, а какие еще птицы к нам прилетят? (Ласточки, скворцы, соловьи, кукушки, дики утки, гуси и др.). Они летят очень длинный путь, они летят днем и ночью, над морями, полями, степями. Они очень устают во время перелета.
Подвижная игра «Воробьи-вороны».
Не много птички отдохнут и сразу начнут вить себе гнезда.
-Дети, а кто мне скажет из чего птицы вьют себе гнезда? (веточки, ниточки, листочки, сухая травка). Воспитатель показывает макет птичьего гнездышка, и рассказывает детям что
птичке нужно много раз слетать туда -сюда, пока она сделает себе его.
-Дети, для чего птичке нужно гнездышко? (Что бы отложить там яйца, и высиживать птенчиков).
-Молодцы детки, а мы с вами не будем им мешать и под веселые песни птиц возвращаемся в детский сад.
-