Людмила Криворучко
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Как у нашей у светелки огонек горит»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1
СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОГО РАЙОНА
«Как у нашей у светелки огонек горит»
ВОСПИТАТЕЛЬ: КРИВОРУЧКО Л. Ю.
2013г
Цель:
- продолжать знакомить детей с отдельными историческими событиями через
народное творчество, с разновидностью кубанской керамической посуды и элементами ее украшения (декора).
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром „Как у нашей у светелки огонек горит“» размещена в разделах
- развивать интерес к культурному наследию своего народа.
- закреплять знание правил гостеприимства, приобщить к бытовой и семейной
культуре предков.
-воспитывать любовь к родному краю, привлечь внимание к неповторимой красоте Кубани, обогащать и активизировать словарь
- воспитывать уважение к труду народных умельцев, восхищения их творчеством.
Предварительная работа: знакомство детей с народно-прикладным искусством Кубани (гончарным делом и росписями, ознакомление с кубанскими обрядами и праздниками. Изготовление предметов быта из папье-маше. Посещение музея. Прослушивание аудиозаписи, разучивание народных песен, хороводов, наблюдение за кустарниками малины, крыжовника, смородины.
Словарная работа: макитра, глэчик, сходница, крынка.
Материал и оборудование: часть группы оборудована под светелку, кубанские песни в музыкальном сопровождении. Макитра, глэчик, кувшин, сундук, прялка.
Ход занятия
Дети играют.
Дорогие ребята, речь сегодня пойдет о русской старине, о том как жили - не тужили наши предки. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно! Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага! Но не ушло ли все старое – доброе, что велось веками?
Играет старинная музыка, которая постепенно затихает.
Воспитатель обращает внимание детей, что в группе появился сундук.
В-Ребята посмотрите, что это такое?
Д-Сундук.
В-Что может быть в этом сундуке, давайте пофантазируем (ответы детей)
В-Разные версии мы услышали. Теперь давайте откроем и посмотрим, кто же прав.
(открывается сундук,в сундуке папахи, платочки, венки и шали)
В-Ребята,давайте все это мы примерим. Это шаль, наверное для меня,а вам,девочкам,платочки и венки, а мальчикам папахи. Кто же носил эти вещи?
Д-Их носили наши деды. Они были казаками.
В-А где жили казаки?
Д-Казаки жили на Кубани.
В- Зимними холодными вечерами наши предки занимались рукоделием, украшением своих домов-вязали, пряли, вышивали. Иногда это делали в одиночку, а чаще собирались вместе на сходницу. Не зря есть пословица: «Собирай всю родницу на веселую сходницу».Вот и я вас приглашаю на сходницу.
(Первыми пришли девочки. Они начали вышивать, прясть).
Стук в дверь.
Мальчики-Тук-тук,
Девочки-Кто там?
М-То мы пришли.
Д-Зачем пришли?
М-Попеть,поплясать, языками почесать.
Д-А гостинцы у вас есть?
М-А как-же.
1-пряники печатные.
2-конфеты ароматные.
3-яблоки моченые.
Д-ну тогда заходите.
Мальчики проходят, угощают девчонок. Девчонки хихикают.
В-А теперь мы посидим, кой о чем поговорим.
В- ребята я вам много рассказывала о том как люди жили в старину у нас на Кубани, об их быте, праздниках, обычаях. Забывать мы стали, что главное в доме – печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно. Русская печь отапливает жилье, в ней приготавливается пища, выпекается хлеб, сушатся продукты и одежда, в ней даже мылись!
Русская печь – это и посуда особой формы: горшки да чугуны. Приготовленные в русской печи кушанья отличаются особым вкусом и ароматом.
А какие угощения дарит нам печь. Каша, щи, пироги самые румяные! Вот собрались у нашей печки и стар, и млад блинов и пирогов покушать, старинные песни послушать, умение свое показать. Казаки очень гостеприимный народ. Они любили принимать гостей и угощать их разными кушаньями. А для того,чтобы угощать гостей. в доме было много разной посуды. Например в чугуне казачки готовили еду. Он очень тяжелый чугунный каша в нем никогда не подгорала, а оставалась вкусной, пальчики оближешь. Тесто месили в макитре-большом глиняном горшке. Теста делали много,так как семьи были большие, и пекли много хлеба. А еще макитру использовали для хранения сала, колбасы, различных солений. И чтобы продукты долго не пропадали макитру опускали в колодец ведь у наших предков холодильников не было.
В-Ребята, а кто из вас знает,какой любимый напиток был у наших предков?
Д-Молоко, квас, узвар.
В-Правильно, ребята. А в чем подавали эти напитки?
Д-В крынке, кувшине,глэчике.
В-Правильно ведь каждой хозяйке хотелось, чтобы ее посуда была самая красивая,поэтому они старались украсить ее красивой росписью, подсмотрев узоры у матушки- природы. Это и кусты малины, смородины, земляники, и крыжовника, их резные листочки и ягодки.
И вот сегодня я предлагаю вам украсить посуду для нашего музея. А для того, чтобы это получилось красиво, мы должны вспомнить, какие элементы росписи можно использовать, и при помощи чего мы их будем рисовать.
Например, малина. Как мы будем ее рисовать?
Д-ягодки малины рисовать тычками, а листики кисточкой прикладывая ее к листу. А у смородинки сначала нарисуем веточку кончиком кисти, проводя тоненькую линию, а затем ягодки-тычками.
В- молодцы, а расположение узора вы придумаете сами.
(Дети рисуют звучит спокойная кубанская песня).
В-Красивая посуда у вас получилась. Из такой не стыдно и гостей угощать.
Казаки после посиделок, провожая гостей домой, пели песни. И сегодня наши ребята споют песню «У Кубани матушки- реки». А сейчас ребята-казачата по старой кубанской традиции хотят вас угостить вкусным пирогом.
1-ребенок:
Есть хлеб у нас,картошка
И в крынке молока немножко
2-ребенок:
К столу всех просим!
Не стесняйтесь!
Пирогами угощайтесь!