Cветлана Cулакина
Конспект занятия «Как крестьяне хлеб выращивали»
Задачи:
1. Активизировать и расширить словарный запас: соха, борона, молотилка, серп, коса, жернова.
2. Развивать грамматический строй речи; продолжить развитие навыков чтения.
3. Развивать логическое внимание, мышление, память, творческое воображение. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Материалы и оборудование:
Ноутбук, презентации, музыка.
Предварительная работа:
Беседа о сборе урожая хлеба;
Рассматривание иллюстраций;
Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме: Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;
Публикация «Конспект занятия „Как крестьяне хлеб выращивали“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.
Ход занятия.
Вот он хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем – земли родимый соки,
Солнце свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
С. Погореловский.
Представить жизнь современного человека без хлеба невозможно. Хлеб- всему голова. А как же обходились наши предки без хлеба? И когда они научились его печь? Вот об этом мы сегодня узнаем с вами на занятии. (Слайд 1)
Племена первобытных людей селились неподалеку от полей диких злаков. Каменными серпами они собирали зрелые колосья. Постепенно люди изобрели различные инструменты, с помощью которых научились обрабатывать землю, убирали, зерно, мололи муку.
Подготовка земли под посев – работа тяжелая. Чтобы земля «ожила», надо было её вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты каждый крестьянин мог смастерить сам. Позднее появился плуг. (Слайд 2).
После того как поле вспахано, надо его «причесать» - боронить. Борона – это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья. При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для посева. (Слайд 3).
День сева – один из самых ответственных, но и самый торжественный день. Поэтому и выходил первый сеятель в поле в белой или красной рубахе, на груди у него висело лукошко с семенами. Сеятель разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить. (Слайд 4).
С того момента как зернышко попало в землю, оно стремиться выбраться наружу.
Накормить зернышко может мать-сыра-земля. В ней находиться все необходимое для роста растения. (Слайд 5).
Жатва пора ответственная. Работа была очень трудная. Убирали зерновые косами и серпами. Скошенные растения увязывали в снопы. (Слайд 6).
Снопы сначала везли на овен. Овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Затем зерно везли на гумно – и там обмолачивали. Брали молотило или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно осыпалось с колосьев. После обмолота зерно веяли – обычно стоя на ветру с помощью лопаты. (Слайд 7).
Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить – перемолоть. Поэтому зерно везли на мельницу. (Слайд 8).
В жерновах растирали зерно. Зерно засыпалось через специальное отверстие в верхнем жернове, которое приводилось в движение силой человека или животного. (Слайд 9).
В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать на рассвете. Замесив тесто и сформировав округлые хлеба, отправляли в печь (Слайд 10).
Поскольку хлеб был основным продуктом питания, а хлеборобство – основным занятием славян, то с хлебом связано много традиций и обычаев. Встречать гостя с хлебом – солью означало проявить уважение и почет гостю. Разделить хлеб – признать человека другом.