Ольга Жарова
Конспект занятия к Дню Победы «Битва на Перемиловской высоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия к Дню Победы
Цель: воспитание у детей нравственно-патриотических чувств;
Познакомить детей с историческими событиями Великой Отечественной войны: битва на Перемиловской высоте.
Программные задачи:
Образовательные:
- Расширять знания у детей о событиях Великой Отечественной войны, о героическом прошлом народа;
- Дать детям представления о мужестве и героизме защитников Дмитрова.
- Воспитывать чувство гордости за свою Родину, свой народ, чувство
сострадания к тем, кому выпала тяжелая доля военной поры.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия к Дню Победы „Битва на Перемиловской высоте“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Развивать любознательность, кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории своей страны, своего города;
- Развивать у детей способность сопереживать другим людям;
- Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением, принимать активное участие в диалоге с воспитателем;
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к памяти воинов - победителей, к традиции преемственности поколений;
Воспитывать чувство гордости за свою Родину, свой народ, чувство
сострадания к тем, кому выпала тяжелая доля военной поры.
- Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, уважение к ветеранам ВОВ;
- Воспитывать чуткое, доброжелательное отношение к товарищам.
Методы и приемы:
- практический: игра «Каким должен быть воин?», физминутка «Самолеты»;
- наглядные: демонстрация картин и иллюстраций боевых сражений, памятников, парада Победы;
- словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми по содержанию, чтение детьми стихотворений, прослушивание аудиозаписей, ответы на вопросы.
Ход занятия:
Совсем скоро мы будем отмечать знаменательный день – День Победы. Вот уже много лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная Война, но каждый год снова и снова мы вспоминаем тех, кто отстоял нашу Родину в той страшной войне.
Так что же это за праздник – День Победы? (ответы детей)
Правильно ребята! Это праздник всего нашего народа, который не только на фронте, но и в тылу день за днем, месяц за месяцем одерживал победу над врагом.
Ребята, а вы знаете когда началась Великая Отечественная Война? (ответы детей)
Давным-давно, когда ваши дедушки и может даже прадедушки и прабабушки были маленькими, на нашу страну напал враг – германские фашисты. Над страной нависла смертельная опасность.
(запись «Голос Левитана о начале войны», песня «Священная война»)
Крики, ужас, смерть. Фашисты убивали стариков, детей. Так на нашу землю пришла война. И страшнее этой войны до сих пор ещё не было. Весь народ встал на защиту своей Родины. В те дни повторяли слова:
Вставай страна огромная
Вставай на смертный бой
С фашисткой силой темною
С проклятою ордой. (слова из песни «Священная война)
Поэтому и поговорим мы сегодня о тех далеких военных годах, когда весь русский народ сражался за Родину.
- Ребята, что такое Родина? Ответы детей: (предполагаемые ответы)
Воспитатель:
- Давайте вспомним стихотворение «Родина» автора Татьяны Боковой
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
Для нас с вами Родина – Россия, наш родной город Дмитров.
22 июня 1941 года на нашу страну напал враг – фашистская Германия, которой руководил Гитлер. Началась Великая Отечественная война.
- Ребята, что такое война? (это когда бомбы падают и взрывают города, людей…; это когда убивают, и т. д.)
Внезапно фашисты напали на нашу Родину: танки, пехота, самолеты, артиллерия. Немецкие самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции, бомбы сыпались на больницы, жилые дома, детские сады, школы.
Ребята, что хотели сделать фашисты с нашей страной?
Ответы детей: (предполагаемые ответы)
Поэтому так важна была для народа первая победа над фашизмом. Враг рвался к сердцу нашей страны – к Москве. Если бы они захватили Москву – это означало бы только одно – фашисты победили!
Гитлеровцы все ближе и ближе подходили к Москве. Они хотели провести операцию «Тайфун». Так называют ураган огромной разрушительной силы. Но наши воины не испугались немецко-фашистских войск.
Бойцы и командиры Советской Армии проявляли мужество, стойкость, героизм. Бои не затихали ни днем, ни ночью. В ноябре1941 г. гитлеровцы приближались к нашему каналу Москва-Волга. Над городами Дмитров и Яхрома стали летать немецкие самолеты. И здесь наш город отличился. Фашисты пробирались к Москве, хотели захватить нашу столицу. Но, дойдя до Дмитрова, дальше они пройти не смогли. Здесь их встретили наши войска и погнали фашистов обратно.
Наш канал был очень важен для Москвы, так как из него брали воду и по нему шли корабли и теплоходы с оружием и продуктами. Вдоль его берегов проходили автомобильные и железная дороги. Сам канал и даже плывущие по нему баржи немцы не бомбили, его старались сберечь для того, чтобы затопить Москву. Чтобы враг не смог использовать канал и прилегающие к нему дороги в своих целях, наши люди взорвали башни управления на шлюзах канала, железнодорожный мост между станциями Яхрома и Турист, а также автодорожный Рогачевский мост в Дмитрове. Мосты упали прямо в канал, перегородив его. Оставался единственный мост у города Яхромы, а напротив был очень высокий берег. Немцы захватили Яхрому и устремились к селу Перемилово.
На мосту через канал фашисты высадили десантников, переодетый в нашу военную форму. Десантники убили наших часовых, охранявших мост. В результате группа немецких танков захватила канал им. Москвы, и деревню Перемилово, которая находилась на высоком берегу.
С этой высоты был хорошо виден канал им. Москвы, прямо под самой высотой — шоссе на Дмитров, железная дорога, далее автодорожный мост через канал, на противоположном берегу — город Яхрома, важный узел обороны.
Ребята, сейчас я предлагаю вам превратиться в военных летчиков и поиграть в игру «Самолет».
Физкультминутка «Самолёт» :
Руки ставим мы вразлё т: (Руки в стороны.)
Появился самолёт. ("Полетели" как самолёты.)
Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)
Делай "раз", делай "два". (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Хлопаем ладоши.)
Руки в стороны держите. (Руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)
Опустили руки вниз, (Опустили руки)
И на место ты садись! (Сели на места.).
У немцев был план – окружить Москву. На высоте у деревни Перемилово, между Дмитровом и Яхромой, решилась судьба столицы.
Наших войск в Дмитрове не было, но на станции оказался бронепоезд, который сумел задержать продвижение врага. Он первым вступил в бой с прорвавшимся к каналу противником. Помогла бронепоезду дойти до пункта назначения стрелочница Маша. Ей тогда было всего 20 лет. Хрупкая девочка вручную перевела рельсы, чтобы проехал бронепоезд, который шел на помощь бойцам. За три часа боя бронепоезд отразил пять атак противника!
На пути врага встали красноармейцы под командованием лейтенанта Г. Лермонтова. Начался ожесточенный бой самоотверженных бойцов при поддержке двух орудий, прикрывавших отход войск, против 14 танков противника в сопровождении пехоты. Внезапно у одной из пушек кончились снаряды, она замолчала. Фашисты стали буквально поливать пулемётным огнем. К ящикам со снарядами попытался прорваться политрук Митяшев, но был убит автоматной очередью. Бои за Перемиловскую высоту развернулись 28—29 ноября 1941 года. Немецкие войска вплотную подступили с запада к Дмитрову, откуда обстреливали город. Группа вражеских танков прорвалась к Дмитрову со стороны Яхромы, но огнём советских орудий и бронепоезда были разбиты. Наутро, 29 ноября, дождавшись подкрепления, атаку деревни Перемилово повторили. Она была назначена на 6 часов утра. Солдаты под покровом темноты подошли к противнику на близкое расстояние, внезапно перешли в атаку и ворвались в деревню. Потеряв несколько десятков солдат и 20 танков, противник в беспорядке отошёл на западный берег канала через мост и закрепился там. Для создания дополнительных препятствий наступающему противнику — было решено взорвать мост через канал, который находился на нейтральной полосе и простреливался как с той, так и с другой стороны. Для выполнения поставленной задачи была направлена группа из 13 саперов. В живых остался только один. Задача была выполнена.
Но ещё существовала возможность пройти через канал по льду. Стояли сильные морозы под -20 -30°С. Лед был прочный. С помощью шлюзов часть воды из канала была спущена в реку Яхрому. Подо льдом образовалось безвоздушное пространство. Танки попытались перейти по льду канала, но провалились под лед, под которым не было воды. Потом воду пустили вновь, и она доломала остатки льда. Канал превратился в водную преграду шириной 80 м. Пойма рек Яхромы и Сестры на многие километры оказалась затоплена и стала дополнительной преградой для наступления противника.
Молниеносный удар на Москву с севера был сорван.
От нашего города фашистов погнали от Москвы.
А теперь скажите мне:
- Можно ли утверждать, что народ горячо любил свою Родину?
- Какими словами можно назвать людей, защищавших Дмитров?
- А как вы думаете, сумела бы Красная армия победить, если бы воины не были дружны между собой?
Ребята, какими были наши солдаты в бою?
Ответы детей: (предполагаемые ответы)
Как называют человека, который проявил в бою храбрость, отвагу, бесстрашие?
А вы хотите быть военными? (физкультминутка)
Мы станем все военными (шагаем на месте)
Большими, здоровенными (руки вверх, через стороны вниз)
Будем в Армии служить (маршируем на месте, рука под козырёк)
Будем Родину любить (руки вверх, через стороны вниз)
Сад и дом свой охранять (наклон, смотрим в бинокль)
Будем мир мы защищать (маршируем на месте)
В честь этого сражения был установлен монумент Неизвестному солдату на Перемиловской высоте, где каждый год проходит празднование Дня Победы. И вы, наверняка там бываете каждый год с родителями. (показ фото)
Запомните: от этого порога
В лавине дыма, крови и невзгод,
Здесь в сорок первом началась дорога
В победоносный Сорок пятый год.
Это строки поэта Роберта Рождественского, высеченные на мемориале «Перемиловской высоты» в Яхроме.
- А где еще в нашем городе есть памятники воинам, защищавшим нашу страну в годы ВОВ? (сопровождаем показом слайдов)
- Ребята, а для чего устанавливают такие памятники? Что они означают?
(ответы детей)
Стихотворение М. Исаковского «Куда б ни шел, ни ехал ты…» читает ребенок:
Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты – рыбак,
Шахтер,
Ученый иль пастух –
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберег.
- Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии?
- Что вам запомнилось?
- Легко ли далась победа над фашистами?
- Как вы будете почитать память погибших за нашу Родину? (Ответы детей)
Родина помнит своих героев. И мы с вами тоже должны их помнить. Потому что, если бы не они и не их героические действия, то не было бы мира в нашей стране.