Виктория Кондратова
Конспект открытого занятия по эксперементально-исследовательской деятельности в старшей группе «Извержение вулкана».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по эксперементально-исследовательской деятельности в старшей группе «Извержение вулкана».
Цель:
• Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения.
Задачи:
• Сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений; помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы.
Публикация «Конспект открытого занятия по эксперементально-исследовательской деятельности в старшей группе „Извержение вулкана“,» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• Активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава.
• Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.
• Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предложения.
• Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
• Интеграция: ФЦКМ; развитие речи; худоджественно-эстетическая деятельность.
Предварительная работа:
1. Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» .
2. Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.
3. Беседы о видах вулканов.
4. Изготовление макета вулкана.
Оборудование:
• Презентация «Вулканы»,
• Видеофильм «Вулканы»,
• Макет вулкана,
• поднос,
• сода,
• уксус,
• гуашь красного цвета.
• 5 капель моющей жидкости (пипеткой)
Ход занятия:
I. Приветствие.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами вспомним о свойствах воды.
II. Вводная беседа.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с вами, для чего же нам нужна вода? – Чтобы пить, варить пищу, поливать цветы и т. д.
Воспитатель: Хорошо, молодцы! А как вы думаете, какая бывает вода? – Вода бывает твердая и жидкая.
Воспитатель: Правильно! – Как, вы представляете «твёрдую воду»? В виде чего? – В виде льда, сосульки.
Воспитатель: Правильно! А ещё, какая бывает вода? – Холодная, горячая. Воспитатель: Правильно! Как вы думаете, если смешать холодную и горячую воду, что получится? – Получится тёплая вода.
Воспитатель: Правильно, молодцы
1 ребё нок: Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране… Раз, два – всем нужна вода, Три, четыре, пять – будем воду охранять.
III. Основная часть.
Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать ещё об одном интересном свойстве воды. Горячая вода, ребята, встречается не только на кухне, она бывает в природе. Это явление называется гейзер. Гейзеры – редкое явление природы. Это разновидность кипящих источников, температура в которых достигает 98 градусов. Слово «гейзер» означает фонтанирующий, бьющий фонтаном. Встречаются гейзеры в Северной Америке, в Исландии, Новой Зеландии. В России тоже есть это уникальное явление и необыкновенное зрелище. Это место называется Долина гейзеров, и находится оно на Камчатке. Все источники носят интересные «говорящие» названия. Жемчужный, Малахитовый, Розовый получили свои названия из-за разных цветов водного осадка. Великан, Фонтан, Большой – по мощности струй, которые они выбрасывают вверх. Самый крупный гейзер – Великан. Столб его воды взлетает на высоту 30 метров. Это удивительное зрелище сопровождается оглушительным рёвом. Каждый из гейзеров имеет определённый режим и ритм извержения, но все они действуют с точностью часового механизма.
Слайд 3 Воспитатель: Помимо гейзера в природе существуют похожие явления. Только вместо воды в воздух выбрасывается дым, пепел. Вы можете сказать, что это? О чём я говорю?
Дети: Вулкан.
Воспитатель: Кто из вас видел вулкан? Может, кто то рассказать, что такое вулкан? Рассказы детей
Воспитатель: Молодцы, всё правильно! А сейчас послушайте, что же такое вулкан.
Вулкан это большая гора с крутыми склонами. Какой формы вулкан? (конус).
На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато-оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно».
Слайды 4,5,6 Раскалё нная магма напоминает дрожжевое тесто: она увеличивается в объёме, занимает всё свободное пространство и поднимается из глубин Земли по трещинам, норовя вырваться на волю. Как тесто, приподнимает крышку кастрюли и вытекает через край, так и магма прорывает земную кору в самых слабых местах и вырывается на поверхность.
Слайд 7 Если открыть бутылку с каким-нибудь газированным напитком, которая долго тряслась в рюкзаке, то из неё хлынет фонтан пены и брызг. Это происходит потому, что от сотрясений внутри бутылки образуется слишком много газа, который и выталкивает её содержимое наружу. При извержении вулкана происходит нечто подобное.
Слайд 8 По активности вулканы бывают : действующие, спящие и потухшие. Действующие – это вулканы, извергавшиеся хотя бы раз в памяти человечества.
Спящими называют вулканы, извержение которых давно не происходило, но всё же оно возможно. Это вулканы, не извергавшиеся больше 10 000 лет.
И, наконец, потухшими считают вулканы извержение которых маловероятно или они не извергались несколько сотен тысяч лет.
Слайды 9,10,11 Вулканологи считают, что каждые два года Земля рождает в среднем три новых вулкана. Причем каждый третий из них — не на суше, а под водой. Всего же на планете зарегистрировано более 1300 действующих вулканов, из которых почти четверть — подводные. Знаменитых вулканов на планете множество, такие как – Везувий, Фудзияма, Кракатау, Этна и другие. Известность их вызвана различными причинами…
Слайд 12 Рассказ про Везувий, демонстрация картины «Последний день Помпеи»
Слайд 13 Человечество не в силах предотвратить извержения вулканов, ,но будем надеяться, что учёные-вулканологи будут постоянно углублять свои знания в этой области, и мы сможем избегать человеческих жертв.
Слайд 14 Физкультминутка
Вулканы начали “ вулканить” – Из жерла лаву извергать. По склонам лава потекла И Землю сильно обожгла. Спустя века закашлял злой Вулкан и пеплом, и золой. Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! Как грозен он сейчас на вид! Но вот он начал уставать – Огонь в нём начал угасать. Последний раз огнём дыхнул –И на десятки лет уснул. Пройдут века… И вновь вулкан проснётся, И лава из нутра его польётся.
IV. Проведение опыта
А сейчас давайте пройдем в лабораторию «интересных открытий». В лаборатории у нас все готово для проведения опытов.
Сейчас мы с вами посмотрим на опыте, как происходит извержение вулкана.
Воспитатель проводит опыт: 3 ложки соды насыпать в макет вулкана добавить, немного разведённой гуаши, моющей жидкости, уксус. Образуется пена, она поднимается и выливается через край. Создаётся эффект действующего вулкана. Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Он извергается спокойно. А сейчас возьмите свои блокноты и зарисуйте свой опыт.
V. Просмотр видеофильма «Вулканы».
VI. Подведение итогов. Молодцы ребята, вы были внимательными экспериментаторами, работали аккуратно и все у вас получилось, замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается? Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете учеными! Вы будете изучать, и беречь нашу Землю.
Земля нас кормит, одевает, греет, дает нам все необходимое для жизни. Ребята, помните, что Земля без нас будет жить, а вот мы без земли жить не сможем. Так было, есть, и так будет всегда.