Эльвира Ахтареева
Конспект занятия по эстетическому воспитанию «История кинематографа»
▼ Скачать + Заказать документы
г. Уфа
Конспект занятия по эстетическому воспитанию «История возникновения кинематографа»
.
Конспект разработан воспитателем 3-4 группы
Ахтареевой Э. М
2016 год
История возникновения кинематографа.
Цель:
Развитие у воспитанников эстетической культуры.
Задачи:
1. Знакомство с историей возникновения кино
2. Развитие зрительской активности, художественного вкуса;
Публикация «Конспект занятия по эстетическому воспитанию „История кинематографа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
3. Формирование навыков киновосприятия и стремления к самовоспитанию.
Ход занятия
• Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами поговорим о кинематографе. Кто может сказать, что такое кинематограф?
Кинематограф (от греч., род. п. — движение и греч. — писать, изображать; то есть «записывающий движение») — отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синематограф (от фр. cinmatographe, устар.) и кинематография. Кинематограф был изобретён в XIX веке и стал крайне популярен в XX веке.
Ни один вид искусства не обладает такими широкими возможностями воздействия на наше восприятие, как кино: в нем сочетаются игра актера, свет и цвет, разные планы, композиция и музыка, слово, шумы и звуки…
Это «седьмое искусство», как называют кинематограф, впитало в себя опыт всех других шести искусств, ведь достижения кинематографа связаны и с развитием техники. Кино — детище технического прогресса.
13 февраля 1895 года братья Люмьер получили патент на аппарат «Синематограф», который стал результатом усовершенствования «Кинетоскопа». В отличие от своего предшественника, новый аппарат позволял демонстрировать фильмы большой аудитории на экране.
Слайд с фото братьев Люмьер
Самый первый фильм, который получил широкое распространение, был снят в 1895 году - «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты». Начало эпохи кинематографа положила именно эта картина.
Это документальная короткометражная лента, которую сняли и публично показали братья Люмьер. С тех пор Огюст Луи Мари Николя и Луи Жан считаются родоначальниками кино.
В русскоязычных источниках этот 49-секундный фильм известен под названием «Прибытие почтового поезда» или «Прибытие поезда». Этот фильм имеет довольно незамысловатый сюжет. Первый показ фильма широкой массе был 6 января 1896 года.
На экране демонстрируется остановка поезда на железнодорожной платформе вокзала Ла-Сиота, а так же идущие вдоль вагонов пассажиры. Но, несмотря на это, картина стала широко известна. По некоторым данным, показ фильма шокировал публику того времени, поскольку она была психологически не подготовлена воспринять «ожившее» изображение поезда. Люди отскакивали от экрана, боясь быть сбитыми поездом.
Показ кинофильма «Прибытие поезда»
Можно ли сейчас сравнивать современные фильмы с первыми шагами немого кино? А ведь с момента изобретения кинематографа прошло не так уж много времени…
В самом конце прошлого и начале нынешнего века кинематограф постепенно входит в быт и становится одним из популярнейших зрелищ. С 1903 года в крупных городах появляются специальные «электротеатры» для демонстрации фильмов. Это дало толчок к производству новых картин. Те-перь нельзя было все время повторять одну и ту же программу, требовалось обновление репертуара. Владельцам новых зрелищных предприятий невыгодно было приобретать киноленты в собственность, так как после нескольких дней показа они теряли ценность для данного предприятия, но они могли с успехом демонстрироваться в другом. Так возникла идея проката кинолент.
Вначале программа состояла из пяти-десяти короткометражных фильмов. По содержанию их можно было разделить на две группы: фильмы, посвященные реальным событиям (быт разных народов, картины природы, политическая жизнь, научные опыты, и фильмы развлекательные, демонстрировавшие цирковые и эстрадные номера. На первых порах это была лишь простая фиксация представления актеров. Дальнейшее развитие кино привело к возникновению фильмов, специально поставленных для экрана.
Воспитатель : Кто скажет, чем особенно отличались первые фильмы?
(варианты детей)
С момента изобретения кинотехнологии и вплоть до появления звукового кино немые фильмы были единственной разновидностью кинофильмов. Вместо синхронной фонограммы в качестве звукового сопровождения немых кинокартин использовалась живая музыка в исполнении тапёров или специально приглашённых оркестров.
Показ слайда с изображением тапёра
Первые фильмы снимались с учетом ограниченных возможностей «немого» кино. В них было много трюков, сюжет развивался в действии. Зрителя смешили драки, падения, нередко грубые шутки. «Звезды» экрана увлекались подчеркнутой мимикой лица, комики кривлялись, били посуду. Все это культивировало примитивный юмор. Актеры театра не спешили в них сниматься, так как считали ниже своего достоинства сниматься в таком кино.
Сложившаяся к середине 1920-х годов эстетика немого кинематографа сделала его равноправным среди других видов искусств. Благодаря усовершенствованиям киноаппаратуры появились совершенно новые изобразительные приёмы, такие как крупный и средний планы, панорамирование, движение камеры и ракурсная съёмка. Кинооператор из технического специалиста превратился в полноценного соавтора кинопроизведения. Монтаж стал динамичным и приобрёл собственный язык, усложнивший повествование. Сниматься в кино стало престижным даже для маститых актёров, пришедших на съёмочные площадки вместе с режиссёрами-новаторами. К концу десятилетия были созданы киношедевры, оказавшие влияние не только на немой, но и на будущий звуковой кинематограф. Это такие картины, как «Броненосец Потёмкин» Эйзенштейна, «Мать» Пудовкина и «Рождение нации» Гриффита.
Воспитатель : Одним из самых знаменитых актеров немого кино был Чарли Чаплин. Сэр Чарльз Спенсер (Чарли) Чаплин родился 16 апреля 1889 и умер 25 декабря 1977) —показ слайда фото Чарли Чаплина.
американский и английский киноактёр, сценарист, композитор и режиссёр, универсальный мастер кинематографа, создатель одного из самых знаменитых образов мирового кино — образа бродяжки Чарли, появившегося в короткометражных комедиях, поставленных на поток в 1910-е годы на киностудии Кистоуна. Чаплин активно использовал приёмы пантомимы и буффонады, хотя начиная с 1920-х годов в его творчестве стали проходить значительно более серьёзные социальные темы, чем это было в раннем периоде короткометражного кино. Начиная с апреля 1914 года Чаплин стал выступать в качестве режиссёра и автора сценария большинства фильмов с собственным участием, с 1916 года он также продюссировал фильмы, а с 1918 — писал музыку. Чарльз Чаплин основатель киностудии United Artists в 1919 году.
Я могу перечислить некоторые фильмы, в которых снимался Чарли Чаплин: «Огни большого города», (о бродяге влюблённом в слепую цветочницу) «Цирк» (о слепом клоуне, «Бродяга», «Малыш» и «Великий диктатор».
Показ слайда фрагмента кино «Великий диктатор»
Фильм «Великий диктатор» был запрещен Адольфом Гитлером. В Германии запрет оставался в силе до 1958 года. Однако сам фюрер посмотрел «Великого диктатора» дважды. В Испании фильм был запрещен к показу вплоть до смерти Франко в 1975 году. В Италии картина вышла на экраны с существенными сокращениями и полная версия «Диктатора» была показана в стране только в 2002 году.
Показ фрагмента «Танец с булочками» из кинофильма «Золотая лихорадка», премьера которого состоялась в 1925 году в Голливуде.
Чарли Чаплин образец подражания и для современных актеров.
В Россию так же пришел кинематограф. И первым фильмом российского производства стал короткометражный фильм производства петербургского киноателье Александра Дранкова «Понизовая вольница» («Стенька Разин», который вышел на экраны 15 (28) октября 1908 года. В Москве к съёмкам отечественных художественных фильмов приступает так же кинопромышленник Александр Ханжонков.
Фильм снят по сюжету русской народной песни о Степане Разине, который влюбился в княжну и перестал заниматься делами. После того как его воины стали возмущаться, Степан Разин утопил княжну в реке Волге.
Показ кино «Понизовая вольница»
В 1907 году начинает выходить журнал «Кино» — первое российское периодическое издание, посвящённое кинематографу. Растущий интерес к синематографу вызывает появление множества тематических газет и журналов, большинство которых выпускались очень недолго.
В России так же появляются актеры немого кино.
Вера Васильевна Холодная 1893 г. р. — актриса российского немого кино.
Показ слайда с портретом Веры Холодной.
За сравнительно недолгий период кинокарьеры, начавшийся в 1914 году и продолжавшийся вплоть до самой смерти актрисы в 1919 году, Вере Холодной удалось стать самой знаменитой киноактрисой своего времени — она вошла в историю как «королева экрана» кинематографа России начала XX века. Холодная снималась у таких режиссёров, как Евгений Бауэр и Пётр Чардынин; её партнёрами в кино были Витольд Полонский, Владимир Максимов, Осип Рунич. Популярность Холодной не угасала во время революционных событий 1917 года и в годы Гражданской войны. Фильмы с ее участием «Бесприданница», «Лунная красавица», «Дети века», «Пламя неба», «У камина».
Показ слайдов с картинками из кино Веры Холодной
Смерть актрисы в Одессе в 1919 году, по официальной причине наступившая из-за гриппа-«испанки», стала поводом для многочисленных слухов и породила целый ряд легенд на этот счёт. Об этой актрисе современные режиссеры снимали и снимают кино. Одним из известных фильмов об этой актрисе является фильм Никиты Михалкова «Раба любви».
Показ слайда афиши кино «Раба любви».
Кинематограф не стоял на месте, и вместе с техническим прогрессом развивалось мировое киноискусство. Немые фильмы сопровождались звуковым и текстовым приложением, но многие кинематографы пытались создать звуковое кино.
Музыкальный фильм «Певец джаза» режиссера Алана Кросленда стал первым в истории полнометражным кино со звуком. В картине использовалось озвучивание синхронных реплик. Выход ленты в 1927 году означал закат эпохи немого кино. Первая фраза сказанная главным героем: «Подождите минутку! Вы ещё ничего не слышали!» — стала символом наступления эры звукового кино.
Показ слайда из кино «Певец джаза».
1 июня 1931 года вышел первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь», режиссера Николая Экк. Героями фильма были беспризорники, перевоспитанием которых занимались в трудовой коммуне. И как бы не было обидно положительному герою, которого играл актер Никалай Баталов, именно слова детей беспризорников повторял народ. У фильма был ошеломительный успех, на премьере люди и плакали и смеялись. Теперь любой безграмотный человек мог знать, о чем идет речь в фильме. «Путевка в жизнь» была куплена для показа в 26 странах. Наше киноискусство прорвалось на мировые экраны. На Венецианском фестивале в 1932 году лента была признана одной из лучших. Да и сегодня, несмотря на то, что со дня ее выхода на экраны будет 85 лет, "Путевка" смотрится с интересом.
Показ слайда с фильмом «Путевка в жизнь».
С приходом звука в кино начался новый виток развития в кинематографе. Кино стали использовать не только в развлекательных целях, но и как средство пропаганды и агитации, как механизм культурной экспансии и даже в информационно-психологической войне. Но это совсем другая история, которую я вам расскажу в другой раз.
Воспитатель : Теперь я хочу обратиться к вам с вопросами:
-Любите ли вы кино? Какого жанра вы любите фильмы?
-Кого вы знаете из зарубежных актеров? Кого из актеров советских фильмов вы знаете? Кого из актеров российского кино вы знаете?
-Обсуждаете ли вы просмотренные фильмы со сверстниками, со взрослыми?
- Какой из просмотренных ранее фильмов на вас произвел самое большое впечатление и почему?
Спасибо за ответы. Мне было интересно узнать ваше мнение.
А теперь я хочу узнать, знаете ли вы кинофильмы. Сейчас я буду показывать вам кадры из известных фильмов, а вы попробуйте угадать название кинофильма и по возможности имена актеров.
Показ слайдов с кадрами известных фильмов, с комментариями к каждому кадру.
Сегодня вы познакомились с удивительным миром кинематографа, надеюсь, что на этом наше путешествие в мир кино не закончится.
Ведь не зря о кино сказал швейцарский психиатр Карл Юнг:
«Кино дает возможность без всякой опасности испытать восторг, страсти и желания, которые в обычной жизни обязательно подавляются! «
Показ слайда с выражением Карла Юнга