Мария Буданова
Конспект занятия «Играем и считаем» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе
Тема: «Играем и считаем»
Задачи:
• упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг;
• закреплять навыки порядкового счета в пределах 5; различать количественный и порядковый счет; правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;
Публикация «Конспект занятия „Играем и считаем“ в средней группе» размещена в разделах
• раскрыть нa конкретных примерa х значение понятий: маленькая, большая, короткая, длинная.
Материал для занятия : Кукла Даша, письмо, геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг), мoдули геометрических фигур, обручи, карточки, проектор, слайдовая презентация «Занимательные задачки», подарки –«картинки с заданиями».
Ход занятия:
Организационный момент.
Встанем рядышком по кругу,
Скажем, здравствуйте друг другу,
Нам здороваться не лень,
Всем привет и добрый день.
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется.
У всех хорошее настроение?
Все забыты огорчения?
Я прошу вас мне сказать:
Готовы вы сейчас считать? (ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, сегодня почтальон принес нам письмо. Давайте посмотрим от кого оно?
«Добрый день, ребятки! Меня зовут кукла Даша. Я живу в сказочной стране Всезнайка! И я очень хочу, чтобы вы пришли ко мне в гости! Я знаю, что вы очень послушные, сообразительные, внимательные и умные ребята, я очень хочу с вами познакомиться! Надеюсь, вам очень будет интересно»
- А вы хотите попасть в сказочную страну и познакомиться с куклой Дашей? (ответы детей)
-И нам с вами предстоит очень интересный, познавательный, но долгий путь. Мы отправимся в наше путешествие на паровозике под названием «Букашка».
Отправляемся друзья! Отставать никак нельзя!
(дети под музыку вцепляются в вагончики и идут по кругу)
1 станция «Геометрические фигуры».
- Ребята, посмотрите, где это мы. Как вы думаете, куда мы с вами попали? Мы попали на зелёную лужайку. А кто живет на этой лужайке, мы сможем с вами узнать, если отгадаем загадки.
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня (круг)
***
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти,
Три угла, три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник)
***
Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестрёнки.
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это… (квадрат)
***
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).
***
Итак, вы догадались ребята, кто живет на этой лужайке? (ответы детей)
Какие молодцы!
- Ребята, я вам расскажу интересную сказку о квадрате и прямоугольнике. Давайте с вами сядем по удобнее и послушаем внимательно сказку.
«В некотором царстве, в некотором государстве», жили геометрические фигуры: Квадрат и Прямоугольник. «Я такой неуклюжий» - говорил Прямоугольник. Если встану во весь рост, то становлюсь узким и высоким.
А если ложусь на бок, то становлюсь очень толстым и низким, и некрасивым.
А ты всегда остаешься одинаковым, - говорил он, обращаясь к Квадрату, - и стоя, и лежа, и сидя» «Да, я такой, - отвечал с гордостью Квадрат. - У меня все стороны равны». И переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись.
Но однажды случилось вот такая история. Однажды девочка гуляла в лесу и заблудилась. Она не знала, где её дом и куда ей идти. Она очень испугалась. И вдруг она встретила Квадрат и Прямоугольник. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, девочка обратилась к нему: «Извините, а можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом?» Она забралась на одну его сторону, но ничего не увидела из-за деревьев, потом попросила Квадрата перевернуться, но и на этот раз ничего не увидела, поскольку все стороны квадрата равны. «Может быть, я чем- то смогу помочь тебе?» - спросил скромный Прямоугольник. Он встал во весь рост, девочка забралась на него и оказалась выше деревьев. Она увидела свой дом и узнала куда идти. Квадрат сказал девочки: «Давай мы тебя проводим». И они отправились. Вдруг на их пути повстречалась речка. «Уважаемый Квадрат, помогите мне, пожалуйста, через речку перебраться!» - попросила девочка. Квадрат подошел к речке и хотел дотянуться до другого берега, но. упал в воду. Добрый Прямоугольник помог своему товарищу вылезти из воды. А затем лег на бок и стал мостом. Девочка перебежала по Прямоугольнику и оказалась дома. «Спасибо, - сказала девочка геометрическим фигурам, - вы не оставили меня в лесу и помогли найти дорогу домой. Теперь я знаю, - обратилась девочка к Прямоугольнику, - что вы очень полезная фигура». «Ну что ты, - скромно ответил Прямоугольник, - просто мои стороны разной длины: две короткие, а две длинные».
-Ребята, вам понравилась сказка? Скажите, какие стороны у прямоугольника? (две короткие, a две длинные).
-Давайте мы с вами поиграем с геометрическими фигурами. Игра называется «Найди свой домик».
Жили-были в своих домиках геометрические фигуры. Как они называются? Квадрат, треугольник и прямоугольник (воспитатель показывает и раскладывает в обручи большие модули фигур, затем раздает всем детям по одной геометрической фигуре).
В математику играя,
Всех в фигуры превращаю!
Раз, два, три, квадраты, в дом беги! (дети-квадраты забегают в свой обруч).
(Так же обыгрывается треугольник и прямоугольник).
-Молодцы, ребята! Все справились с заданием!
- Ребята теперь, нам пора отправляться дальше! (дети под музыку вцепляются в вагончики и идут по кругу)
2 станция «Считаем до 5»
- Ребята, посмотрите по сторонам, куда мы с вами приехали? Мы оказались в волшебном замке, где живет Госпожа Считалочка, но она сейчас в гостях. Госпожа Считалочка уехала, a числа 1,2,3,4 и 5 решили пошалить, пока её нет. Они перепутались так, что даже забыли свои порядковые места. Давайте поможем им навести порядок!
(Дети расставляют числа по порядку).
-Молодцы, вы все сделали правильно!
- Смотрите, Госпожа Считалочка нам оставила ещё какое-то задание. Посмотрим?
(дети подходят к столу, у каждого ребенка карточка с заданием: сосчитать предметы и получившиеся ответы соединить с цифрами).
- Ребята, посмотрите, здесь тоже есть картинки.
(дети рассматривают картинки с изображением разных предметов, которые висят на доске, затем выполняют движения соответствующие тексту).
Сколько яблочек у нас,
Столько мы подпрыгнем раз. (1)
- Сколько красных мухоморов,
Столько сделаем наклонов. (2)
- Сколько листиков у нас,
Столько мы присядем раз. (3)
- Сколько бабочек у нас,
Столько хлопнем с вами раз. (4)
- Сколько кубиков у нас,
Столько топнем с вами раз (5).
- Ребята, вы такие молодцы! Справились со всеми заданиями Госпожи Считалочки.
Теперь ребята нам с вами нужно отправляться дальше в нашу сказочную страну (под музыку дети вцепляются в вагончики и идут по кругу).
3 станция «Реши задачку»
- Ой, а где мы с вами очутились? Мы попали в королевство принца Задачника. Он тоже для нас приготовил задание. Вы готовы? (ответы детей)
- Тогда давайте решим с вами задачки, которые для нас с вами приготовил принц Задачник! Слушайте внимательно! (презентация).
Задачка «В гостях у пчелы».
Пролетела сорока по лесу и сообщила, что пчелы будут зверей медом угощать. Первым к улью прибежал медведь с бочонком. За ним прискакала белочка с кружкой. Третьим примчался заяц с миской. Затем пришла лиса с кувшином, а последним приковылял волк.
- Перечислите всех, кто прибежал к улью. Сколько их всего?
- Каким по счету примчался к улью заяц? А белка?
- Каким по счету приковылял волк?
- У кого была самая маленькая посуда?
- У кого была самая большая посуда?
Задачка «У лося в гостях»
Купил лось телевизор, пригласил зверей мультфильм смотреть. Пришли гости к лосю, а у него только две скамейки: одна большая, другая маленькая. На большую скамейку сели лось и медведь. А на маленькую – еж, белка, заяц, суслик и мышь.
- Сколько зверей поместилось на маленькой скамейке?
- Сколько зверей поместилось на большой скамейке?
- На какой скамейке поместилось больше зверей? Почему?
- Молодцы, ребятa!
- Нам нужно отправляться с вами дальше! (вцепляются в вагончики и под музыку идут по кругу)
- Ну, вот, мы и дошли дo сказочной страны Всезнайка! (детей встречает кукла Даша)
- Здравствуй, Даша!
- Здравствуйте, ребята! Как вы до меня добирались? Трудно былo? (ответы детей).
Какие вы молодцы! A хотите поиграть со мной? Я посмотрю, какие вы сообразительные и умненькие!
Начинаем мы опять:
Отгадывать, смекать, решать!
Я удачи вам желаю-
За работу, в добрый чaс!
(Дети играют с куклой Дашей).
Игра «Когда это бывает?»
Завтракаем мы утром, а ужинаем (вечером)
Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром)
Днем мы обедаем, а завтракаем (утром)
Солнце светит днем, а луна (ночью)
Ужинаем мы вечером, а обедаем (днем)
В садик мы идем утром, а из садика….(вечером)
(после игры кукла Даша подводит совместно с детьми итог занятия и предлагает взять с собой игру-задание).
- Ребята, к сожалению, вам пора возвращаться в детский сад. Я очень рада, что вы ко мне приехали в гости. Мне очень понравилось с вами играть. До свидания! До новых встреч!