Елена Мощинская
Конспект занятия «И сыплет листья лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «И сыплет листья лес.»
Программные задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о лесе как сообществе животного и растительного мира (лес дарит чистый воздух, защищает поля и луга от ветра, дает древесину, лесные дары — ягоды, грибы, лекарственные травы). Расширить знания детей о родном лесе, в котором растут различные деревья, кустарники, ягоды, грибы, травы; живут звери, птицы и насекомые, в лесу люди отдыхают, любуются его красотой, пользуются его дарами. Развивать в детях культуру восприятия, умение наблюдать, сравнивать, видеть красоту осенних пейзажей. Воспитывать любовь к родному краю.
Публикация «Конспект занятия „И сыплет листья лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Предварительная работа. Рассматривание картин
Ф. А. Васильева «Перед дождем», И. Э. Грабаря «Сентябрьский снег». Пение песен, разучивание стихов об осени, загадывание загадок об осени. Чтение рассказа И. С. Соколова-Микитова «Осень». Слушание музыки об осени П. И. Чайковского. Занятие, рисование «Золотая осень».
Перед занятием педагог знакомит детей со сказочным героем «Дедушкой Знаем», который приглашает всех на экскурсию в лес. Педагог объясняет детям цель экскурсии, говорит о лесе как о «многоярусном» доме, в котором много жильцов — растений и животных.
В лесу детей встречает Дедушка Знай, который предлагает детям назвать правила поведения в лесу. В роли Дедушки Зная выступает один из родителей.
Советы детям. Не шуметь, чтобы не напугать лесных жильцов и услышать их голоса и шорохи. Ходить по протоптанным дорожкам. Не ломать ветки, не рвать цветы. Быть внимательными, чтобы не пропустить чьих-нибудь следов и увидеть красивые осенние пейзажи.
Ход экскурсии
По дороге в лес педагог обращает внимание детей на погоду (небо голубое, тепло, светит и пригревает солнце, ясный день).
Педагог и Дедушка Знай останавливают детей в месте, где лес хорошо виден издали и просматривается его ярусность. Они предлагают детям поздороваться с лесом стихотворением С. Погореловского «Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!».
Дедушка Знай обращает внимание детей на красоту осеннего пейзажа.
Дедушка Знай. Что вы можете сказать о деревьях осенью? Какие они?
Дети. Листья на деревьях еще зеленые, но кое-где уже появились желтые, красные и оранжевые.
Педагог. Почему начали желтеть и краснеть на деревьях листья? Вы, наверное, уже знаете, что наступила осень, удлиняются ночи, деревья получают меньше света, зеленый цвет в листве убывает и более заметным становится желтый, но не только он, а также и красный, багряный, фиолетовый. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода.
Дедушка Знай предлагает детям почитать стихи.
1-й ребенок читает стихотворение Е. Трутневой «По лесным тропинкам ходит-бродит осень.», 2-й ребенок — стихотворение И. Бунина «Лес точно терем расписной.». Педагог обсуждает с детьми ярусность леса.
Педагог. Есть ли в лесу этажи?
Дети. Это же не дом, как у него могут быть этажи?
Педагог. И все-таки у леса есть этажи. Разные птицы и звери заселяют свои этажи. А сколько в лесу этажей, как вы думаете, дети?
Дети. Много, три, пять.
Педагог. В высоком смешанном лесу — пять. Пятый этаж — это верхушки высоких деревьев: сосен, елей, дубов. Четвертый — кроны деревьев пониже: клена, березы, осины, рябины. Третий — кустарник и совсем молоденькие деревца. Этот этаж называется подлеском. А два нижних этажа — второй и первый — травы, цветы, мхи.
Дедушка Знай. Дети, а ниже первого этаже есть что-нибудь?
Дети. Да, там корни деревьев, трав, цветов, червяки, жуки; да, это вроде «подвала» — здесь прячутся корни зеленых обитателей леса.
П е д а г о г. На каждом из пяти этажей расположены «квартиры», и в каждой — свои жильцы! В «подвале», под землей кто живет, как вы думаете?
Дети. Живут мыши, кроты, землеройки.
Педагог. А кто из птиц гнездится на первом этаже?
Дети. Рябчик, глухарь, тетерев, козодой.
Педагог. А кто из зверей живет на первом этаже?
Дети. Заяц, кабан, волк, косуля и много других.
Педагог. Большинство певчих птиц вьют гнезда на кустах и низких деревцах. Жилье дятла, сойки, сороки чуть выше. Выше всех, на пятом этаже леса, строят свои гнезда иволги и крупные хищные птицы: канюк, ястреб. Словом, каждый живет на том этаже, где ему предназначено жить самой природой.
В лесу Дедушка Знай предлагает детям и воспитателю вместе отправиться с ним по лесной тропинке в глубь леса за чудесами.
Дедушка Знай. Там все встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. Что ни шаг, все для детей новое чудо. Хоть в лукошко собирай! Протянули руку к листку, а он. вспорхнул и полетел. Оказывается, бабочка притворилась листом.
Дети видят белку и удивляются, как она ловко перелетает с дерева на дерево, хотя у нее нет крыльев.
Дедушка Знай. А почему у нее так ловко получается?
Педагог. Хвост служит ей и крыльями, и рулем.
Дедушка Знай. Разве это не чудо? А в траве кто?
Дети. Муравьи.
Педагог. Почему их называют санитарами леса?
Дети. Они очищают лес от мусора, собирают различные палочки, соломинки, сор.
Дедушка Знай. Вот видите, куда в лесу ни глянь, повсюду чудеса, чудеса.
Подходят к деревьям.
Педагог. Назовите, дети, деревья, которые вас здесь окружают.
Дети. Сосны, ели, осины, клены, дубы, березки.
Педагог. А как вы узнали березку?
Дети называют характерные признаки: ствол белый, ветки тонкие, листья мелкие.
Педагог. А изменился ли цвет листьев на березе? Как вы думаете, почему?
Дети. Изменился, но не все листья пожелтели, а только некоторые, еще много зеленых. А изменился потому, что зеленый цвет в листве убывает и заметным становится желтый из-за того, что деревья стали осенью получать меньше света, т. к. день убывает, а ночь удлиняется.
Педагог хвалит детей за ответы. Дедушка Знай дает детям задание найти еще какое-нибудь знакомое дерево и описать его (например, клен).
Дети. Дерево высокое, ствол и ветки у него темные, листья большие, резные, разноцветные: желтые, красные, оранжевые.
Дедушка Знай и воспитатель предлагают детям поискать чудеса в лесу: разноцветные листья клена, березы и других деревьев; язык, покрытый липкой слюной, семена приклеиваются к языку и тотчас попадают в клюв.
Но и к подготовке гнезд клесты относятся с большой ответственностью — зима шутить не любит! Гнезда клестов хорошо укрыты от снега и постороннего взгляда в гуще еловых лап, сложены из сухих веточек и плотно оплетены лишайниками. Внутри они устланы сухим мхом, заячьей, беличьей и лосиной шерстью. А уж когда появляется первое яичко, самка из гнезда почти не вылетает, сидит и греет его, еду ей носит папа-клест. Вот какая чудесная птица — клест.
Педагог. И все же очень трудно зверям и птицам зимой в лесу. Чем люди могут помочь в голодную зимнюю стужу лесным обитателям?
Дети. Делают кормушки не только для птиц, но и для зверей. Для лося, например, раскладывают сено.
Педагог. Еще раз взглянем на зимний лес, запомним кому что понравилось, чтобы потом в детском саду нарисовать картинку, сделать аппликацию.
Заметает пурга белый путь, Хочет в мягких снегах потонуть. Ветер резвый уснул на пути, Ни проехать в лесу, ни пройти.
(С. Есенин)
А мы с вами отправляемся в детский сад.