оксана морозова
Конспект занятия «Хлеб — всему голова» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать +Заказ
Цель: закрепить представления детей о сельскохозяйственных профессиях (пахарь, тракторист, комбайнер, агроном, элеваторщик, соответствующих орудиях труда и технике, воспитывать уважительное отношение к профессиям хлеборобов.
Задачи: закрепить знания детей о сельскохозяйственных профессиях и соответствующих орудиях труда, процессе выращивания и изготовления хлеба, обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, разнообразных хлебобулочных изделиях; воспитывать у детей уважение к труду хлеборобов, пекарей, бережное отношение к хлебу; развивать память, мышление, речь.
Публикация «Конспект занятия „Хлеб — всему голова“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материалы: мольберт; картины из серии «Выращивание хлеба»; колоски пшеницы; мяч; платок для завязывания глаз; хлеб (белый и черный, хлебобулочные изделия; дощечка для лепки пирожков; поднос, миска для замешивания теста; мука, яйцо, сахар, соль; фартуки.
Предварительная работа: отгадывание загадок о хлебе; заучивание стихотворений и песен о хлебе; объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе; чтение рассказов М. Глинской «Хлеб», М. Пришвина «Лисичкин хлеб»; сравнение колосков ржи и пшеницы; сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу; экскурсия в булочную; участие в выставке картин государственного клуба-лицея «Хлеб — всему голова».
Ход занятия
Дети заходят в зал под песню «Отличные пшеничные», садятся на ковер.
Воспитатель. Ребята, если отгадаете загадку, то узнаете, о чем сегодня будем говорить.
«Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет». (Хлеб.)
Воспитатель. Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? (Мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый).
Верно, молодцы! Мы уже много говорили о хлебе : знаем, из чего делают хлеб, как его выращивают, в каком магазине можно купить хлеб. Знаем, что хлеб очень полезный и вкусный. А сегодня мы еще раз вспомним о хлебе и поиграем.
Ребята, а кто знает стихотворения о хлебе? Дети читают стихотворения о хлебе :
Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Сеют в поле зерна раннею весной,
А над ними светит солнышко родное.
На ветру веселом зашумят колосья.
Будет урожайной золотая осень.
П. Качанов
Воспитатель. Стихи вы хорошо читали, молодцы. Воспитатель с детьми обсуждает ранее прочитанный рассказа М. Глинской «Хлеб».
Ребята, а какой рассказ о хлебе мы читали? («Хлеб»).
А кто написал этот рассказ? (М. Глинская).
Какой хлеб дала мама Грише? (Вкусный, душистый, с блестящей корочкой).
Как поступил Гриша, когда его позвали играть? (Бросил хлеб на землю).
Почему он так поступил? (Он наелся и не знал, что делать с хлебом).
Правильно Гриша поступил? (Нет).
Почему неправильно? (Хлеб надо беречь, в нем работа многих людей: дяди Матвея, Гришиной мамы, всей деревни).
Как Гриша исправил свою ошибку? (Отдал хлеб жеребенку).
А как вы поступили бы на месте Гриши? Ребята, как нужно обращаться с хлебом? (Бережно! Не крошить хлеб за столом; никогда не выбрасывать; брать столько хлеба, сколько можешь съесть. Хлеб нужно беречь, потому что на его выращивание и производство люди тратят много сил).
Воспитатель. А я знаю интересную игру со словом «хлеб», называется она «Придумай слово» (Игра с мячом на образование родственных слов к слову «хлеб»).
Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку, ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю:
Назови хлеб ласково (Хлебушек).
Крошки хлеба какие? (Хлебные).
Квас из хлеба как называется? (Хлебный).
Прибор для резки хлеба. (Хлеборезка).
Посуда для хлеба. (Хлебница).
Кто выращивает хлеб? (Хлебороб).
Кто печет хлеб? (Хлебопек).
Назови завод, где выпекают хлеб. (Хлебозавод).
Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия).
Молодцы! Вы хорошо играли.
Беседа «Откуда хлеб пришел»
Воспитатель. Давайте сейчас отправимся в путешествие и вспомним - откуда хлеб попадает к нам на стол.
Дети идут к столу, где лежат картины на тему «Выращивание хлеба» и колоски (на подносе под полотенцем). Перед детьми картина «На поле».
Воспитатель. Куда мы пришли? (На поле).
Что видим там? (Трактор пашет землю).
Для чего он это делает? (Чтобы земля была мягкая, пушистая, чтобы зернам было уютно, и они не остались на поверхности).
Землю вспахали, а потом что делают в поле? Воспитатель демонстрирует картины, где люди сеют зерна.
А что нужно для того, чтобы зерна проросли? (Солнце, вода, удобрения).
Посмотрите на эту картинку — что на ней нарисовано? (Самолет распыляет удобрения по полю).
Солнышко согрело зерна, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зерна превратились во что? (В колосья).
Дети рассматривают картину.
Что здесь изображено? (Комбайн убирает пшеницу).
У нас собранные колоски. Возьмите себе по колоску. Рассмотрите, какие они. (Пузатые, колючие, много зернышек).
А что дальше делают с колосками? (Достают зерна — молотят. Это делает специальная машина). А мы попробуем руками достать зерна. Трудно это сделать?
А зачем зерна достают? (Из них делают муку — измельчают).
А из муки? (Замешивают тесто и пекут хлеб).
Динамическая пауза.
Воспитатель. Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (присядьте). Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимайте руки). Колоски тянутся к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище, опуститесь на пол). Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу). А теперь изобразите колоски-толстячки, превратитесь в колоски-худышки.
Воспитатель. Какие замечательные колоски у нас выросли! Как много муки из них получится! А что можно печь из муки? (Хлеб, булки, торты, пироги и т. д.) А как двумя словами сказать? (Хлебобулочные изделия). А в каком магазине можно купить хлебобулочные изделия? (В булочной).
Правильно. Вот и давайте пойдем в булочную! Дети идут к столу, на котором лежат хлебобулочные изделия.
Какие изделия есть в нашей булочной? (Баранки, сухари, кекс, булки, печенье, пряники, вафли, хлеб ржаной, хлеб пшеничный).
Игра «Узнай на вкус»
Воспитатель. Вы знаете много хлебобулочных изделий. Вы их любите есть? (Да).
Сейчас мы проверим, сумеете ли вы отгадать их по вкусу. Дети угадывают хлебобулочные изделия по вкусу с завязанными глазами.
Вы много знаете о хлебе, а давайте сами испечем пироги. Чтобы хорошо замесить тесто, нужно размять пальчики (Дети делают, гимнастику для пальцев «Пекарь»).
Воспитатель. Что нам нужно, чтобы замесить тесто? (Мука, яйцо, соль, сахар).
Дети подают заранее подготовленную муку, яйцо, соль, сахар. Воспитатель замешивает тесто.
Чтобы наши пирожки получились вкусными и пышными, тесту нужно подойти (постоять). А пока тесто подходит, споем песню:
«Мы печем пшеничные Пироги отличные.
Кто придет к нам пробовать
Пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра,
Пес лохматый со двора.
И другие, Все кто может,
Пусть приходят с ними тоже.
Тесто замесили мы,
Сахар не забыли мы,
Пироги пшеничные
В печку посадили мы.
Печка весело горит,
Наша мама говорит:
— Крошки, что останутся,
— Воробью достанутся».
Воспитатель. Тесто наше подошло, теперь можно лепить пирожки да булочки.
Во время работы воспитатель спрашивает у каждого ребенка, что он лепит (бублик, колобок, крендель, булочку и т. д.). Готовые изделия выкладываются на противень.
Воспитатель. Посмотрите, ребята, какие красивые у нас получились булочки да крендельки. А сейчас отнесем наши пирожки на кухню. Ирина Ильинична (повар) поставит их для выпечки в духовку. А потом мы вместе с гостями их съедим.