Давыдова Наталья Валерьевна
Конспект занятия по риосванию в средней группе «Гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Структурное подразделение МАОУ «ОЦ № 3 «Созвездие» детский сад
«Капелька»
города Вольска Саратовской области
Художественно эстетическое развитие. Рисование
в средней группе «Ромашка»
Тема: Гжель
Публикация «Конспект занятия по риосванию в средней группе „Гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Цель: создание условий для ознакомления детей с красотой и своеобразием гжельской росписи.
Задачи:
Познакомить детей с русским народным промыслом, РУССКАЯ ГЖЕЛЬ;
Продолжать знакомить детей с правила пользования кистью, акварелью;
Продолжать формировать навык у дошкольников правильно, держать кисть и аккуратно пользоваться краской;
Закрепить умение наносить мазки;
Научить делать примакивание на кисточку;
Развивать умение создавать простые элементы гжельской росписи;
Воспитывать эмоционально - положительное отношение к рисованию, умение правильно располагать рисунок на объекте.
Предварительная работа:
Беседа, игры, чтение и заучивание стихотворений, наблюдение на прогулке, рассматривание иллюстрации по теме
Словарная работа: гжель, мазок, примакивание, народное творчество.
Материалы и оборудование: текст сказки, фарфоровые изделия с гжельской росписью, ноутбук, презентация (слайды). Кисти, акварельные краски, банки с водой, ватные палочки. Листы бумаги круглой формы.
Ход занятия:
I этап. Мотивационно – побудительный.
Беседа:
Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года? (ответы детей).
Чем вам нравится это время года? Как вы думаете, почему зиму называют волшебницей? (Ответы детей)
Ребята, а вы знаете, что у зимы есть сестра (Ответы детей)
Давайте мы вместе постараемся найти ответ на этот вопрос. Но чтобы это сделать, нужно отгадать загадку.
Синие птицы по синему небу, Море цветов голубых,
Кувшины и кружки – Быль или небыль – Изделия рук золотых. Синяя сказка –
Глазам заглядение,
Словно весною капель. Ласка, забота,
Тепло и терпение, Русская, звонкая (Гжель).
(П. Синявский).
Ребята, а хотите отправиться в удивительное, сказочное путешествие, в Страну бело – голубой Гжели.
II этап. Основной.
На экране демонстрируется презентация «Сказочная Гжель».
Воспитатель комментирует слайды. Есть в Подмосковье такое местечко – Белая роща, синяя речка.
В этой негромкой российской природе Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая, И дыхание ветра свежей.
Расцветает гжель васильковая, Незабудковая гжель.
ГЖЕЛЬ – старинное село на берегу реки Гжелки, протекающей в Московской области. Там живут замечательные мастера, которые своими руками делают чудесные изделия из белой глины и расписывают их. Мастера рисуют синие узоры на белом фоне.
- Как вы думаете, где мастера могли увидеть такое сочетание красок? (Предположения детей)
Правильно, все разнообразие красок мастера увидели в природе родного
края.
Ребята, я хочу рассказать вам одну сказку, давайте послушаем.
«Далеко – далеко есть село ГЖЕЛЬЮ. Много – много лет тому назад
мастера из этого села начали изготавливать различные изделия и игрушки (кружки, тарелочки, кувшины, цветные горшки и многое другое).
Но вот однажды зимой повадился на их земли Змей Горыныч летать людей похищать. И не знали местные жители как проклятого Змея от их земли, как его проучить. И тут собрался народ и стал думать, как от него избавиться, как проучить нерадивого Змея. Они думали три дня и три ночи. И на четвертый день решили, что срочно нужно обратиться к Гжельским мастерам, чтобы они изготовили фигурок похожих на людей, и чтобы эти фигурки были расписаны ГЖЕЛЬЮ, и чтобы они как можно больше походили на людей. Гжельские мастера очень долго трудились и изготовили много фигурок из белой глины, а расписали они их голубовато – синими красками, так чтобы Змей Горыныч подумал, что это люди гуляют, и на них напал снег. Расставили люди скульптуры по всему селу, а сами решили спрятаться по своим домам, и стали ждать, что будет дальше, как Змей себя поведет, что будет делать?
Только люди успели спрятаться, как вдруг в село прилетел Горыныч и стал хватать, изготовленные мастерами, фигурки. Схватил он одну – не понравилась она ему. Выплюнул. Вторую схватил, и тоже она ему не по вкусу пришлась, тоже выплюнул. Долго он летал по селу и хватал фигурки, но все ему не нравились. Тогда, злой и голодный, Змей взвился к облакам. И с тех пор прошло много лет, и никто больше не видел Змея Горыныча, и он больше не прилетал в эти края. Вот так люди села Гжель справились со своим врагом – Змеем Горынычем.
- Ребята, вам понравилась сказка? (Ответы детей).
- Кто повадился летать на село Гжель? (Ответы детей).
- Что люди придумали, чтобы избавиться от Змея? (Ответы детей).
- Из чего мастера делали фигуры? (Ответы детей).
- Ребята, а давайте мы с вами тоже рассмотрим изделия, которые расписали Гжельские мастера.
Физкультминутка:
"Улыбнитесь"
Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:
Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите. Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись, Руками коленей коснулись. Сели - встали, сели - встали И на месте побежали.
Чтобы изготовить изделие, необходимо пройти несколько этапов производства.
- Вы знаете какие? (Ответы детей)
- Давайте вместе с вами разберем. Первый этап – ЗАГОТОВКА.
Первым этапом создания изделия из фарфора является нанесение набросков с помощью карандаша. Потом создается гипсовая модель, по которой изготавливается первичная заготовка (форма). В эту заготовку заливают жидкий фарфор, который застывает в течении нескольких часов. Затем извлекается изделие.
Второй этап – ПОДГОТОВКА.
Далее изделие обрабатывается ножом и шлифуется. Заготовка направляется в камерную печь на первичный обжиг, который длятся примерно 8 часов. Предварительный обжиг, проводится при температуре 900 С. Он придает изделию характерную фарфоровую твердость.
Третий этап – ПРОВЕРКА НА БРАК.
После обжига, все изделия проверяются на брак. Для этого каждый предмет опускают в красный раствор – ФУКСИН. Изделия становятся розового цвета, а все трещинки и сколы – ярко малиновые. Если есть брак, то это говорит о том, что на подготовительном этапе плохо зашлифовали изделие.
Четвертый этап – РОСПИСЬ.
Мастер устанавливает изделие на вращающуюся головку и аккуратными мазками расписывает каждое изделие. Этот этап самый красивый и выполняется в ручную, и только самыми опытными мастерами. Рисунок наносится специальной краской: окисью кобальта, которая очень темная, почти черного цвета.
Пятый этап – ФИНАЛЬНЫЙ.
На финальном этапе все изделия окунают в жидкий парафин, а затем в глазурь, нанесенный узор при этом исчезает. Далее все отправляют в печь, на вторичный (основной) обжиг. Основной обжиг проходит при повышенной температуре 1350 С. Здесь глазурные рисунки приобретают все оттенки синего цвета в пределах заданного спектра. Изделие готово, можно наслаждаться его красотой.
- Посмотрите, на каждом изделии есть одни и те же элементы: капельки, цветы, сеточка, бордюр, кайма. Но одинаковых изделий нет.
- Я вам сейчас покажу, как правильно рисовать самые простые элементы гжельской росписи.
Пальчиковая гимнастика.
1, 2, 3, 4, 5,
Мы во двор пошли гулять, Бабу снежную лепили, Птичек крошками кормили. С горки мы потом катались, А еще в снегу валялись,
Все в снегу домой пришли. Съели суп, и спать легли.
- Ну вот, теперь и наша очередь настала побыть самыми настоящими гжельскими мастерами. Я приглашаю вас на роспись блюдца. Я вам всем приготовила заготовки, но их нужно украсить. (Объясняю, показываю, как рисовать индивидуально с каждым).
III этап. Рефлексия.
- Вы все расписали свои тарелочки, гжельской росписью.
- Вам понравилось? (спросить каждого, кто желает высказать свое мнение)
- У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец, себе и людям радость приносит»
- Вот и мы с вами испытали огромную радость при создании изделия. Правда? (ответы детей).
- О каком промысле мы сегодня с вами говорили? (Ответы детей).
- Чем характерна гжельская роспись? (Ответы детей).
- Что вам больше всего понравилось в сегодняшнем занятии? (Обсуждение).
- Что вы можете сказать о своих работах, все ли удалось. Почему? (Ответы детей).
Ребята, вы все молодцы, на славу сегодня потрудились, А самое главное, вы все побывали в роли гжельских мастеров, и создали свое произведение – тарелочку с гжельской росписью.