Талавер Оксана
Конспект занятия по ФЭМП в рамках дополнительного образования «Закрепление знаний о числах первого и второго десятка»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог:
Талавер Оксана Викторовна
Наименование детского объединения: «Ступеньки»
Состав учебной группы:
количество детей по списку – 12, мальчиков – 3, девочек – 9;
на занятии присутствовало – 9 детей (2 мальчика и 7 девочек)
возраст детей: 6 – 6,5 лет
Тема учебного занятия :
«Закрепление знаний о числах первого и второго десятка»
Место занятия в дополнительной образовательной программе :
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в рамках дополнительного образования „Закрепление знаний о числах первого и второго десятка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счет до 20. Цифры и числа второго десятка
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
дополнительная общеразвивающая программа по предшкольной подготовке «Ступеньки», раздел «Логика для малышей. Количество и счет», 3 год обучения.
Степень сложности занятия : средняя
Цель занятия – закрепить навыки счета в пределах 20 в «прямом» и «обратном» порядке
Задачи
Обучающие:
1) Закрепить навыки счета в пределах двадцати в прямом и обратном порядке
2) Закрепить знания геометрических фигур: прямоугольник, квадрат, треугольник, круг
3) Закреплять знание «право – лево» относительно своего тела (правая/левая рука, нога)
4) Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги
5) Формировать умение принимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно
Развивающие:
1) Развивать слуховое внимание
2) Развивать логическое мышление
3) Развивать координацию движений, мелкую моторику
4) Развивать фантазию и творческое мышление
Воспитательные:
1) Воспитывать чувство коллективизма, умение работать в команде
2) Прививать интерес к познанию, к изучению математики
3) Формировать учебную мотивацию
Форма учебного занятия : комбинированное занятие
Форма организации работы: групповая
Структура учебного занятия :
№ Основные структурные части занятия Затрачиваемое время
I. Вводная, организационная часть
1) Приветствие
2) Сообщение темы занятия
3) Математическая разминка 4 мин.
II. Основная часть.
Закрепление изученного
1) Вступительное слово – сюрпризный момент
2) Упражнения на соотнесение числа с количеством предметов
3) Упражнение в упорядочивании числового ряда
4) Самостоятельная работа по ориентировке на листе бумаге – графический диктант
5) Работа с дидактическим набором из геометрических фигур
6) Фронтальная работа по восстановлению числового ряда
7) Коллективная работа по упорядочиванию числового ряда
24 мин.
III. Заключительная часть
1) Рефлексия
2) Заключительное слово педагога 2 мин.
Методы, технологии обучения:
Методы обучения:
• словесный
• наглядный
• практический
Технологии обучения:
• здоровьесберегающие
• игровые
• обучение в сотрудничестве
Планируемые результаты:
закрепление счета в прямом и обратном порядке от 1 до 20;
закрепление знаний чисел, их последовательности в пределах числового ряда 1-20;
закрепление знаний правая/левая рука/нога;
закрепление знаний основных геометрических фигур;
развитие умения ориентироваться на пространстве листа;
формирование умения договариваться, работать в команде;
формирование навыков учебной деятельности.
Материально-техническое оснащение занятия :
• учебный класс;
• учебное оборудование:
ТСО: телевизор, ноутбук,
буквенно-числовые карточки от 1 до 10,
бубен,
демонстрационный материал: письма, слайды;
• раздаточные материалы и пособия:
планшеты с магнитными цифрами,
планшеты в клетку,
дидактические наборы с геометрическими фигурами,
маркеры;
• мебель: столы, стулья
Литература
1) Ильина М. Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. – СПб. : Питер, 2004.
2) Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. / З. А. Михайлова. – М. : Просвещение, 1990.
3) Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз – ступенька, два – ступенька. Математика для детей 5-6 лет. Часть 1. – М. : ЮВЕНТА, 2016.
4) Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз – ступенька, два – ступенька. Математика для детей 6-7 лет. Часть 2. – М. : ЮВЕНТА, 2016
Ход ЗАНЯТИЯ
I. Вводная, организационная часть (4 минуты)
1) Приветствие
Педагог:
Колокольчик наш звенит, заливается,
Мальчики и девочки в круг собираются.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
Топнем левою ногой,
Щелкнем правою рукой.
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Заниматься все начнем.
Ребята, сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся с ними.
2) Сообщение темы и цели занятия.
Педагог: Садитесь на свои места. Сегодня на занятии математики мы повторим знания числового ряда от 1 до 20 в прямом и обратном порядке.
3) Математическая разминка
Педагог: Сначала давайте разомнемся и включим наше внимание и смекалку.
а) Упражнение на повторение числового ряда от 1 до 10
Педагог: По ступенькам пробежимся вверх и вниз.
Дети изображают действие подъема по ступенькам руками, хором считая от 1 до 10 и в обратном порядке.
Педагог: И к соседям постучимся…
б) Игра «Счет-стучалка» на повторение числового ряда от 1 до 20.
Педагог: Мы считаем от одного до двадцати в прямом и в обратном порядке, двигаясь по цепочке. Каждому нужно быть предельно внимательными, чтобы не пропустить свою очередь. Счет начинает … (имя ребенка).
Называя число, ребенок должен хлопнуть ладошками по столу.
Педагог: Молодцы, ребята. Справились с заданием легко.
II. Основная часть. Закрепление изученного (24 минуты)
1) Вступительное слово – сюрпризный момент
Педагог: Но что это?
( На доске прикреплен конверт с письмом: оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами)
Ребята, это письмо нам прислал Нолик. Вот, послушайте, что он пишет.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Нолик. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в Математическую страну, где всегда царил строгий порядок, забрался хулиган. Он сотворил ужасные вещи: разрушил дома, перепутал их нумерацию! Жители страны страшно напуганы, и некому им помочь. Ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к ним на помощь! Математическая страна в опасности. Ваш друг Нолик».
Педагог: Ну что, ребята, поможем Нолику навести порядок в Математическом царстве-государстве?
Дети: Да, да, поможем!
Педагог: Но попасть в эту страну совсем не просто. Нужно выполнить ряд заданий. Готовы?
2. Упражнения на соотнесение цифры с количеством предметов
а) Подвижная дидактическая игра «Найди пару».
Педагог: Сейчас каждому из вас я дам карточку с цифрой. Вы будете двигаться вокруг стола под звуки бубна. Темп звучания я буду менять, поэтому и движения ваши будут меняться: бег, шаг, подпрыгивания. Когда бубен замолкает, вы должны найти на столе карточку-пару с точками, количество которых будет соответствовать числу на вашей карточке. Внимание, начинаем!
Игра проводится три раза. Каждый раз дети меняются карточками с цифрами.
Педагог: Молодцы! Двигаемся дальше.
б) Самостоятельная работа с магнитными планшетами.
Педагог: У вас на столе лежат магнитные планшеты. Откройте их. Сейчас я буду читать вопросы, а вы на экранах должны будете выставлять результаты ответов на вопросы.
Учащиеся отвечают на вопросы и прикрепляют соответствующую цифру
у себя на экране.
Сколько ушей у двух кошек? (4)
Сколько дней в неделе? (7)
Сколько пальцев на одной руке? (5)
Сколько глаз у светофора? (3)
Сколько солнышек на небе? (1)
А ночью? (0)
Сколько пальцев на двух руках? (10)
Сколько в неделе выходных дней? (2)
Какое число больше 8, но меньше 10? (9)
Педагог: Посмотрите на слайд. Проверьте себя.
Слайд № 1
Педагог: У кого получилось так же? Молодцы!
3. Упражнение в упорядочивании числового ряда
Педагог: А сейчас расположите эти числа в порядке их увеличения.
, (имя ребенка) прочитай, что у тебя получилось.
Педагог: Кто заметил, какие числа пропущены?
Дети: Числа 6 и 8.
Педагог: Какое число меньше 8, но больше 6?
Дети: 7
Педагог: Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием и ответили на все вопросы. Но вот незадача: нам необходимо добыть один небольшой предмет.
4. Самостоятельная работа по ориентировке на листе бумаге – графический диктант
Педагог: Для того чтобы обнаружить этот предмет, нам нужно выполнить графический диктант.
Детям раздаются планшеты в клетку и маркеры. Под диктовку педагога учащиеся пишут графический диктант.
Педагог читает задание графического диктанта:
5 клеток – вправо,
4 клетки – вниз,
2 клетки – влево,
4 клетки – вниз,
1 клетка – вправо,
1 клетка – вниз,
1 клетка – вправо,
1 клетка – вниз,
3 клетки – влево,
6 клеток – вверх,
2 клетки – влево,
4 клетки – вверх.
Педагог: Какой предмет у вас получился?
Дети: Ключик.
Слайд № 2
Педагог: Здорово, теперь мы точно сможем пройти в Математическую страну.
Физкультминутка
Педагог: Встаньте, пожалуйста. Возьмите в правую руку ключик.
Дети повторяют пальчиковые движения за педагогом.
На двери весит замок,
Кто его открыть бы смог? (крепко сцепили пальцы в замок)
Вправо ключик покрутили,
Влево дважды не забыли. (изображают поворот ключа правой ручкой и левой)
Потянули, (тянут сцепленные пальчики в стороны)
Щелк замок, (щелчок пальцами обеих рук)
Заходи скорей, дружок! (пальцы обеих рук сжимаются и разжимаются)
Звучит музыка
Слайд № 3 (ворота открываются)
5. Работа с дидактическим набором из геометрических фигур
а) Самостоятельная работа по составлению картинки из геометрических фигур.
Педагог: Ребята, теперь вам нужно восстановить разрушенные дома для жителей страны. Кто мне подскажет, раз этот город находится в математической стране, то из чего мы будем их строить?
Дети: Из геометрических фигур.
Педагог: Правильно! Перед вами лежат наборы геометрических фигур. Каждый из вас должен построить дом для жителя математического государства. Здесь вы можете включить всю свою фантазию. Но время у нас ограничено, поэтому поторопитесь.
Учащиеся из геометрических фигур составляют домики.
Педагог: Кто хочет рассказать о том, из каких деталей он строил дом?
Несколько детей рассказывают о своем доме. Педагог задает наводящие вопросы.
б) Ответы на вопросы о геометрических фигурах
Педагог: Сколько всего … (имя ребенка) использовал геометрических фигур? Какие геометрические фигуры были использованы? Чем отличается квадрат от прямоугольника?
6. Фронтальная работа по восстановлению числового ряда
Педагог: Дома мы построили, а теперь необходимо восстановить их нумерацию. Посмотрите внимательно на экран. Начнет отвечать … (имя ребенка, и дальше будете отвечать по цепочке.
Слайд № 4
Педагог: Кто назовет теперь правильную нумерацию домов?
Ребенок выходит к доске, называет и показывает нумерацию домов.
Педагог: А кто сможет назвать номера домов в обратном порядке?
Другой ребенок выходит к доске, называет и показывает нумерацию домов в обратном порядке.
Педагог: Давайте повторим хором.
Все учащиеся повторяют нумерацию домов в прямом и обратном порядке.
Физкультминутка
Педагог: Мы хорошо потрудились. Теперь можно и потанцевать.
Дети встают со своих мест и становятся друг от друга на расстоянии.
Игротанец «Мы маленькие звезды».
(Звучит видеозапись. Дети под песню повторяют движения.)
7. Коллективная работа по упорядочиванию числового ряда
Педагог: Ребята, вы справились со всеми заданиями: дома построили, нумерацию их восстановили. Пора нам возвращаться домой. И для этого нам нужно выполнить последнее задание. Каждый из вас по очереди подойдет к столу и возьмет одну карточку с числом.
Дети подходят к столу и берут по одной карточке.
Педагог: А теперь выложите из ваших карточек числовой ряд первого десятка в обратном порядке (от 10 до 1). С какого числа начнем?
Учащиеся выкладывают числовой ряд от 10 до 1.
Педагог: Сейчас вы закроете глаза и будете хором считать от 10 до 1.
В это время педагог переворачивает карточки на другую сторону.
Педагог: Откройте глаза. Давайте дружно прочитаем, какое слово получилось.
Учащиеся: Математика.
Педагог: Молодцы!
III. Заключительная часть (2 минуты)
1. Рефлексия
Педагог: Вот мы и дома! Все математические приключения позади.
Ребята, скажите, пожалуйста, вам было очень трудно?
Ответы детей
Педагог: А какое задание показалось самым легким? А какое самым интересным?
Ответы детей
2. Заключительное слово педагога
Педагог: Смотрите, ребята, вот еще одно письмо!
«Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Теперь в моей стране царит абсолютная точность и порядок. И вам, мои юные математики, благодарность от всех жителей Математической страны!»