Татьяна Жесткова
Конспект занятия по формированию у детей 6–7 года жизни гражданской позиции «Дружат дети всей земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию у детей 6-7 года жизни гражданской позиции на тему : «Дружат дети всей земли».
Программное содержание:
Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей.
Продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими планету,
Познакомить с культурой этих народов, показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;
Публикация «Конспект занятия по формированию у детей 6–7 года жизни гражданской позиции „Дружат дети всей земли“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов, воспитывать доброжелательное отношение ко всем народам Земли;
Развивать умения участвовать в совместной игре с другими детьми
Предварительная работа:
Изучение карты мира для детей и глобуса;
Беседа с детьми на тему: «Люди каких национальностей живут в нашей стране», рассматривание иллюстрационного материала по теме;
Просмотр мультфильма «Цветик – семицветик» и «Катерок».
Чтение стихов, пословиц, поговорок о дружбе, загадывание загадок о дружбе;
Решение головоломки «Дружат дети всей земли».
Материал:
Интерактивная доска, презентация «Макет земного шара», аудио запись «Большой хоровод», восточная музыка.
Физическая карта России с изображением живущих на ней народов разных национальностей;
Костюм и атрибутика Феи цветов: цветик-четырехцветик,
Танграм «Колумбово яйцо» (на каждого ребёнка в конверте).
Карточки с цифрами на одной стороне, на другой стороне с буквами;
Бумажный хоровод народов мира;
Льдины из картона
Ход занятия
Введение в тему.
Под песню «Из чего наш мир состоит» (муз. Б. Савельева, сл. М. Танича)
дети проходят в центр группы, образуя круг.
Воспитатель: — Давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом с нами, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой.
А теперь закроем глаза; не отпуская рук, вытянем их вперед и соединим в центре круга. Представьте себе, что каждый из вас сейчас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром! Потому что все вместе мы — большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить.
Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.
И начнем наше путешествие.
Посмотрите на карту — сколько разных народов живет в нашей стране! А как называется наша страна?
Дети : Наша страна называется Россия.
Воспитатель: — Народы, каких национальностей живут в нашей стране? (Ответы детей)
Наша страна во всем мире не одна, существуют ещё много разных стран, в которых живут люди с разным цветом кожи, глаз и волос…
Давайте мы с вами отправимся в путешествие по земному шару на поиски новых друзей. Путешествие будет необычное.
Закройте на минутку глаза и не подглядывайте. Сейчас произойдет маленькое превращение.
2. Игровая ситуация.
Звучит волшебная музыка. Воспитатель перевоплощается в Фею цветов.
Фея Цветов:
Теперь можно открыть глаза. Ну вот, ребята. Я превратилась в Фею цветов.
А значит, больше всего на свете я люблю что? (Цветы.)
- Правильно, цветы. Их у меня очень много разных, красивых, но есть среди них и волшебные. Один из своих цветиков-четырехцветиков я принесла вам. Вот он. С его помощью можно очутиться в любом уголке Земли. Нужно только оторвать один лепесток и четко произнести волшебные слова: «В цветнике цветут цветы. Поиграем с ними мы».
Давайте скажем все вместе громко. Дети произносят громко.
- А теперь тихо, ведь это все-таки волшебные слова.
3. Путешествие по земному шару.
Включается экран: Дети монголоидной расы.
— Ребята, смотрите — «проснулся» волшебный экран! (На экране появляется иллюстрация с изображением японской девочки.)
Как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка? (Из Японии.)
Как вы догадались? (Разрез глаз, национальная прическа и одежда.)
Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы. (Узкоглазый, темноволосый). У японцев светлая кожа, но есть люди и с жёлтой кожей. Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).
Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солнца — Японии.
Одежду, которую носят японцы, называется кимоно (как мужская, так и женская).
- Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена страна Япония. Фея цветов показывает указкой Японию.
- Люди этой страны выращивают чай, рис, употребляют в пищу морепродукты (креветки, кальмары, разную рыбу, любят заниматься изготовлением кукол из дерева, из бумаги, плетение корзин и вееров.
- В Японии необычные многоэтажные (многоярусные) храмы, с необычной формой крыши (показ иллюстрации - буддийский храм) и высокие красивые горы (показ иллюстрации Фудзияма).
(На экране появляется иллюстрация с изображением японских детей.) Японские дети многое могли бы рассказать нам о своей стране, только как же мы их поймем? (Выслушиваются варианты ответов детей.)
Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица (мимики) и рук (жестов).
Давайте пошлем им наше приветствие. В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует детям, а те повторяют.)
А как бы нам подружиться с этими детьми?
Что любят делать все дети на большой планете? (Играть.)
В Японии очень любят различные головоломки, среди них (воспитатель демонстрирует) и танграм — выкладывание геометрических фигур - есть и другое название этой игры: Колумбово яйцо. Мы сейчас с вами поиграть в такую игру.
Возьмите каждый по конверту и сядьте на ковёр лицом к экрану и так, чтобы друг другу не мешать.
«ТАНГРАМ»
— Откройте конверт. Каждому из вас предлагается набор десяти фигур. Вы должны сложить все фигуры так, чтобы у вас получилось яйцо. (Звучит восточная музыка.)
Дети выполняют задание на ковре, возле мольберта, а затем рассматривают, что получилось.
Ребята, вам понравилась эта игра? (Да)
Молодцы, ребята! Все справились с заданием. А теперь складывайте свои детали в конверт.
На память о нашей встрече нам осталась кукла - японка и еще интересная игра ТАНГРАМ, в которую вы сможете поиграть в свободную минутку.
Теперь нам отправляемся дальше. Отрываем еще один лепесток и вспоминаем волшебные слова. (Дети встают в круг и повторяют волшебные слова.)
Включается экран: Дети негроидной расы.
Посмотрите, от наших слов экран снова проснулся. И теперь он показывает нам девочку с черным цветом кожи. Как её назвать одним словом? (Чернокожая)
Кто из вас знает, где живёт девочка с черным цветом кожи?
Дети :- Девочка с чёрным цветом кожи живёт в Африке.
- Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена Африка. Фея цветов показывает Африку.
- А теперь расскажите, как выглядит девочка.
- Ребята, как сказать одним словом, что у девочки большие карие глаза, темные волосы, кудрявые волосы.. (Кареглазая, большеглазый, темноволосый)
Какая одежда у неё?
Дети : В Африке очень жарко, поэтому и одежда у девочки лёгкая.
- Они неравнодушны к бусам и браслетам (как мужчины, так и женщины, жители разных племён Африки предпочитают одежду красного, оранжевого, коричневого и зеленого цветов.
- А вот как выглядит жилище коренных жителей Африки. Жилище — однокамерное круглое, квадратное или прямоугольное в плане, с конусообразной крышей. Строительным материалом служат глина, камень, кустарник, трава, дерево, ветки, солома, пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых;
Они занимаются земледелием, выращивают некоторые виды пшеницы и кофе, бобовые; скотоводством (верблюды, крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы.
Основная пища — каши, лепёшки, кислое молоко, мясо, жаренное на вертеле, рыба, чай, кофе.
Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздороваемся без слов. Некоторые племена в Африке здороваются носами, вот так. (Воспитатель показывает.)
Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом, по-африкански.
Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские дети?
Дети : Африканские дети больше всего любят танцевать.
- Тогда, как вам кажется, как легче всего будет с ними подружиться? (Это потанцевать по- африканки.)
Танец «Чунга-Чанга».
— Ну что ж, ребята, мы нашли новых друзей и в жарких странах.
В память о них у нас остался этот танец и африканская кукла.
Сколько у нас осталось еще лепестков?
Дети : У нас осталось еще 2 лепестка.
- Отрываем еще один и снова вспоминаем волшебные слова. (Фея цветов предлагает детям повторить ее ясно и отчетливо, на одном выдохе.)
Включается волшебный экран: Эскимосы (монголоидная раса).
Посмотрите на экран!
Как называется народ, живущий на Севере? (Ненцы, эскимосы, якуты, чукчи.)
Где живут эскимосы? (На севере нашей страны, там где холодно.) Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре живут эскимосы.
-Как вы думаете, почему эти дети так тепло одеты? (ответы детей). Эскимосы шьют одежду и обувь из шкур убитых на охоте животных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных тюленьих шкур без шерсти.
А теперь расскажите, как выглядят дети?
Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы (Узкоглазый, темноволосый). Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).
—Какое у детей настроение?
— Вы сказали, что дети веселые. Как еще можно сказать, какие они? Подберите к слову веселые слова, близкие по смыслу (радостные, бодрые, довольные, оживленные).
Вы знаете, ребята, у эскимосов очень необычные дома. Их жилище называется иглу.
Так как это северный народ, то даже жилище свое они строят из больших обточенных кусков льда. В нем раскладывают меховые шкуры, разводят огонь. Суровый мороз снаружи не даст растаять толстым слоям снега, и пурга не страшна.
А еще эскимосы занимаются оленеводством, любят охотиться и ловить рыбу.
Ребята, давайте подберём родственные слова к слову «рыба». Ответы детей : рыбка, рыбак, рыболов, рыбёшка, рыбацкий, рыбный, рыбачить.
А теперь подберём родственные слова к слову «охота»». Ответы детей : охотник, охотиться, охотничье, охотничий.
Молодцы, ребята.
А здороваются эскимосы, помахивая руками. (Дети показывают.)
Вы хотите с ними подружиться? Тогда давайте поиграем в любимую игру эскимосских детишек «Белые медведи».
Подвижная игра «Белые медведи». Проводится под музыку «Песенка о медведях»
Ход игры.
Дети разбиваются на две дружные команды. У каждого игрока (медведя) по две льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.
— Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой не
легкой борьбе со льдинами, и про вас действительно можно сказать,
что у вас, как в пословице: «Крепкую дружбу и топором не разрубишь».
- Ребята, а какие вы знаете пословицы о дружбе?
1 ребё нок: Старый друг, лучше новых двух.
2 ребё нок: Друга ищи, а нашел, береги.
3 ребё нок: Друзья познаются в беде.
4 ребё нок: Дружба заботой да подмогой крепка!
5 ребё нок: Живи не скупись с друзьями делись!
6 ребё нок: Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
7 ребё нок: Добро потеряешь - опять наживёшь,
друга потеряешь - уже не вернёшь.
Ну что ж, и в холодных странах мы тоже нашли себе друзей, не похожих на нас. И память о них осталась эта подвижная игра и эскимосская кукла.
У нас последний лепесток, а нам ведь нужно вернуться домой.
Давайте-ка, скажем, волшебные слова. Тихо…
Включается волшебный экран: Дети европеоидной расы,
— Включился наш волшебный экран. (Фотографии детей из детского сада.)
— А это дети нашего детского сада. Они очень дружные, любят играть, танцевать, умеют читать и считать.
— И они приготовили для вас один сюрприз.
Посмотрите, здесь лежат карточки с разными цифрами. Каждый из вас должен взять по одной карточке и разложить их в правильной последовательности, по порядку (от 1 до 10). Переверните карточки и тогда мы сможем прочитать что-то очень важное.
Дети выполняют задание под музыку.
— Давайте прочитаем, что у нас получилось. (Мир и дружба.)
— Почему это важные слова?
—А вы по-настоящему дружные ребята?
— Для вас важно будет, какого цвета кожа, волосы или какой разрез глаз у того, кто захочет с вами поиграть?
— А что важно для дружбы? (Доброта, отзывчивость, уважение, забота, понимание, поддержка и внимание к другому.)
И на память вам ребята дарят русскую куклу.
4. Стихи о дружбе :
1 ребё нок:
Дружба — это тёплый ветер, дружба — это светлый мир,
Дружба — солнце на рассвете, для души весёлый пир.
Дружба — это только счастье, дружба — у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья, с дружбой — жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость, друг поддержит и спасёт.
С другом — даже злая слабость в миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу, это высший идеал.
Вам она сослужит службу, ведь дружба — это ценный дар!
2 ребё нок:
Голубь белый, голубь смелый, сделал он большое дело
По полям, лесам летал и от нас привет всем детям
Белым, желтым всем на свете белый голубь передай.
3 ребё нок:
«Мы разные».
Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, мы в чём-то похожи!
Всем нам счастливыми хочется быть,
Новые звёзды на небе открыть,
Годы пройдут, и мы станем взрослее,
Ростом повыше, по жизни мудрее,
И поменяется мир весь вокруг,
Но рядом останется преданный друг!
4 ребё нок:
«Много у меня друзей»
Много у меня друзей:
Лена, Танечка, Сергей.
С Леной песенки поём,
С Таней мы гулять пойдём,
А Серёжке целый день
Нас дразнить совсем не лень!
Здесь все дружно мы живём :
Вместе учимся, растём,
Узнаём про всё на свете,
О других таких же детях,
Как они живут и чем
Заниматься им не лень.
Всем дружить необходимо –
Ане, Вите, Насте, Диме,
Все мы – лучшие друзья,
Друг без друга нам нельзя.
Мы умнеем и растём,
Здесь мы весело живём.
Пусть воспитательница верит
– Мы её не подведём!
5 ребё нок:
«Про дружбу»
Дружит с солнцем ветерок, а роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок, дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам поделить мы рады!
Только ссориться друзьям никогда не надо!
6 ребё нок:
«Дружба – это дар»
Дружба – это дар нам свыше,
Дружба – это свет в окне;
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде.
Но не каждому дано
Знать, что дружба есть на свете,
Что с друзьями жить легко,
Веселее с ними вместе.
Кто без друга прошагал
По дороге жизни этой,
Тот не жил – существовал.
Дружба – это мир планеты.
Воспитатель: Действительно, мы такие разные — взрослые и дети Земли : чем же мы отличаемся друг от друга?
• мы разговариваем на разных языках;
• по-разному одеваемся;
• выглядим по-разному;
• у нас разные жилища (дома);
• мы живем в разных уголках земного шара.
— Вы пока еще дети, но скоро станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, оттого, научились ли вы дружить с детства!
— Глядя на вас, я убедилась, что вы все очень дружные, добрые, внимательные ребята и всегда сможете прийти на помощь друг другу.
5. «Дружат дети всей земли»
—Ребята, давайте в знак большой дружбы детей всей Земли возьмем хоровод
и соединим его вокруг земного шара. Как красиво у вас получилось.
А теперь давайте возьмемся за руки, встанем в полукруг и споём песню «Большой хоровод».
Дети заводят хоровод под песню Б. Васильева на слова А. Хайта «Большой хоровод». - … Пусть все люди Земли с нами встанут в него. Пусть повсюду звучат только радость и смех. Пусть без слов будет песня понятна для всех!
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за вашу активную и заинтересованную работу. Сегодня мы с вами познакомились с народами разных стран, самое главное это дружить с людьми независимо от цвета кожи, глаз, волос.