Альбина Сунгатуллина
Конспект занятия «Дорога в страну мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального занятия «Дорога в страну мастеров».
Цель занятия :
-развитие у детей возможностей произвольно (целенаправленно) планировать, регулировать и контролировать свои действия
-улучшить концентрацию и распределение внимания.
Задачи:
1. развитие у ребенка речевой регуляции своих действий. С помощью проговаривания вслух дети лучше справляются с импульсивностью, удерживают задачу, легче замечают и контролируют свои ошибки
Публикация «Конспект занятия „Дорога в страну мастеров“» размещена в разделах
2. развивать умение воспринимать задания на слух
3. обучать поиску важных, значимых деталей
4. развитие мелкой моторики и усидчивости
Ход занятия:
Ребенок под музыку заходит в кабинет психолога. Психолог с ребенком замечают зайку.
Психолог: Зайка,зайка что с тобой?Ты сидишь совсем грустный? Встань, попрыгай, попляши — твои ножки хороши!
З. Здравствуйте. Дело в том, что скоро будет мамин праздник, а мне совсем нечего подарить моей маме! Я слышал, что есть такая страна Мастеров. Там можно смастерить любой подарок для моей мамы.
Психолог спрашивает у ребенка, а сделал ли он подарок для своей мамы? И хочет ли он помочь зайке найти дорогу в страну Мастеров.
Звучит музыка – зайка и ребенок медленно идут. Перед ними появляется первое препятствие – Речка.
Упражнение "Речка-берег"
Эта отличная игра подсмотрена на детских праздниках с участием массовиков-затейников. Впоследствии она была модифицирована в целях нейропсихологической коррекции. Ее можно проводить как с группой детей, так и с одним ребенком.
Для этой игры вам понадобиться веревочка, которая будет лежать на полу и обозначать "береговую линию". Такую же роль может сыграть край ковра или любая другая отчетливая граница.
Участники стоят "на берегу" (по одну сторону веревочки). С другой стороны "течет" река.
Психолог предлагает участникам выполнять его команды. Когда он говорит "речка!" – прыгать в речку, когда говорит "берег!" – на берег.
Первая часть игры – тренировочная. Психолог командует, называя в случайном порядке "речка", "берег", и смотрит – смог ли ребенок выработать избирательную реакцию на разные инструкции. Если на тренировочной стадии все в порядке – переходим к основным.
Психолог продолжает командовать, куда прыгать, и прыгает вместе с участником. В какой-то момент он начинает давать команды в четком порядке чередования (речка, берег, речка, берег и т. д.). Когда участник привыкают к такому ритму и начинают прыгать автоматически то туда, то сюда, ведущий вдруг нарушает порядок и командует, например: "Речка! Берег! Речка! Речка!". На эту уловку особенно часто попадаются дети, испытывающие трудности переключения. Они легко входят в определенный ритм, но потом не могут вовремя изменить свою тактику и продолжают действовать старым способом.
Если ребенок регулярно ошибается при таком переключении, попросить его не торопиться с действием, а сначала сказать вслух, что надо сделать, а уже потом прыгать. Таким образом, мы "вставляем" его речь между инструкцией (командой) и ее исполнением. Оречевление своих действий – очень важный навык, позволяющий справляться с импульсивностью и трудностями переключения. В этом упражнении вполне реально развить эту способность.
Когда прошли препятствие речка, необходимо похвалить ребенка, затем встречается второе препятствие – лабиринт. Предложите ребенку завязать глаза и затем, с помощью инструкций, помочь ему добраться до следующего задания, не задев ни одного стула, которые расставлены в зале. Указания должны выглядеть примерно так: "два шага вперед, шаг направо, три шага вперед, один шаг налево, стоп!". Попросить ребенка развязать себе глаза.
Зайка говорит, что они почти дошли до страны Мастеров, и им теперь надо найти волшебный предмет, который поможет сделать им подарок для мамы.
Ребенок увидит перед собой мольберт с карточками, на которых изображены предметы.
Третье препятствие - Упражнение "Угадай-ка"
Для того, чтобы направить внимание ребенка на существенные признаки предметов, можно выполнять простое упражнение.
Для этого упражнения вам понадобиться набор карточек с изображением разных предметов. Чем разнообразнее, тем лучше.
Разложить перед ребенком 10 картинок.
Инструкция: "Я сейчас загадаю один из предметов, изображенных на картинке. Попробуй угадать, что я загадала. Для этого задавай мне вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет"". Если ребенку трудно понять, о чем идет речь, подскажите ему: "Представь, что я загадала этот карандаш. Какие вопросы ты мог бы задать, чтобы догадаться? Например, "это пишет?" или "это – длинное?", и т. д.
Психолог загадывает картинку сундучка или коробки. Ребенок отгадывает. Затем ребенок ищет в зале коробку. На столе лежит коробка, чтоб открыть коробку ребенка попросить назвать «добрые» слова.
В коробке лежит разноцветный бисер (бусинки должны быть крупного размера) и схема плетения.
Спросить у ребенка знает ли он, что это такое? И хочет ли он сделать маме подарок –браслет.
Преимущества плетения бисером для ребенка очевидны:
-развитие мелкой моторики, что отвечает за умственные способности малыша. Ведь интеллект ребенка находится на кончиках его пальцев.
-фантазию и воображение — ведь ребенок не только выполняет схемы, но и создает свои композиции и поделки, он творит!
-образное и пространственное мышление — умение «читать» схему на самом деле является очень ценным навыком и развивает способности ко многим школьным дисциплинам, да и вообще позволяет выйти за пределы одной плоскости в восприятии окружающего мира;
-усидчивость и внимание — особенно важно для школьников;
-учит доводить дело до конца.
Предложить выбрать ребенку два наиболее привлекательные для него цвета и сделать браслет для мамы, чередую при этом цвета (наглядная схема плетения).
Психолог сажает зайку рядом с ребенком за стол, помогает плести и плетет браслет для зайки.
Во время плетения ребенка включить релаксационную музыку.
Когда ребенок доплетет, зайчик хвалит ребенка и предлагает снова вернуться в детский сад.
Включается релаксационная музыка : ребенок, психолог, зайка садятся на ковер самолет и возвращаются обратно в детский сад.
Подведение итогов:
Психолог спрашивает у ребенка какое у него настроение?
Понравилось ли ему занятие? Что именно ему понравилось?