Светлана Тютрина
Конспект занятия для старших дошкольников с ОНР «Домашние животные. Словообразование притяжательных прилагательных»
▼ Скачать + Заказать документы
Домашние животные. Словообразование притяжательных прилагательных
Тип: занятие по применению новых знаний в условиях решения практических задач.
Вид: занятие по формированию лексико – грамматических средств языка.
Продолжительность: 25 минут.
Возраст: 6 лет.
Вид речевого нарушения: ОНР III уровня.
Тема. Домашние животные. Словообразование притяжательных прилагательных.
Публикация «Конспект занятия для старших дошкольников с ОНР „Домашние животные, Словообразование притяжательных прилагательных“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Цель: овладение безошибочным продуцированием притяжательных прилагательных единственного числа мужского и женского рода, множественного числа от существительных с учётом правил изменения звуковой структуры корня производного слова на лексической теме «Домашние животные».
Задачи.
Коррекционно – развивающие:
1. Формировать навык образования и употребления притяжательных прилагательных единственного числа мужского и женского рода, множественного числа с изменением звуковой структуры корня производного слова
(с чередованием [к - ч]).
2. Закреплять навык образования и употребления притяжательных прилагательных единственного числа мужского и женского рода, множественного числа без изменения звуковой структуры корня производного слова.
3. Активизировать предметный словарь (части тела, детёныши, жилища домашних животных, глагольный словарь (способы приёма пищи, подачи голоса, ухода за домашними животными, словарь антонимов и синонимов.
4. Упражнять в практическом употреблении сложносочинённых и простых распространённых предложений, включающих притяжательные прилагательные.
5. Совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику; навыки конструктивного праксиса.
6. Развивать высшие психические функции: слуховое и зрительное внимание, словесно – логическое мышление.
Образовательные:
1. Совершенствовать навык толкования значений слов.
2. Закреплять пространственную ориентировку на плоскости.
3. Совершенствовать умение проходить лабиринт с опорой на схему пути.
Воспитательные:
1. Воспитывать навыки сотрудничества, способность к согласованному взаимодействию.
2. Воспитывать доброжелательность, любовь к животным.
Материально – техническое оснащение: интерактивная доска, проектор, ноутбук, магнитофон.
Дидактический материал:
• фронтальный: макеты - «Забор», «Деревенский двор»; мягкие игрушки (собака, корова, баран, кошка, кролик); игрушки – имитаторы (забор, кость, миска, молоко, морковь);
• индивидуальный: сигналы (кошка, собака, кролик); «лабиринты», цветные карандаши (оранжевый и голубой, эмблемы деревни Простоквашино.
Организационная форма: путешествие в деревню Простоквашино.
ХОД СОВМЕСТНОЙ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. Организационный этап
Учитель – логопед сообщает о том, что дядя Фёдор приглашает ребят в гости в деревню Простоквашино. Для того чтобы попасть в Простоквашино, дядя Фёдор предлагает детям отгадать загадки и узнать, с кем он живёт.
Голодная мычит,
Сытая - жуёт,
Всем ребятам молоко даёт.
Травку кушает он в поле
И гуляет на просторе.
Много у него кудряшек
Потому что он … .
Предлагается назвать животных одним понятием.
II. Основной этап
1. Актуализация знаний, воспроизведение и коррекция опорных знаний
1.1 Игра «У забора»
Учитель – логопед просит детей рассмотреть домашних животных, стоящих около забора и ответить на вопросы:
Чья голова?
Чей нос?
Чьи копыта?
Воспитанники отвечают на вопросы, закрепляя навыки образования притяжательных прилагательных единственного числа мужского и женского рода, множественного числа без изменения звуковой структуры корня производного слова.
2. Формулирование цели занятия
Учитель – логопед сообщает, что сегодня детям предстоит научиться образовывать более сложные слова – признаки, отвечающие на вопросы «Чей? Чья? Чьи?» и предлагает определить, кто им в этом окажет помощь?
3. Формирование новых знаний
3.1 Игра «Чья тень»
Учитель – логопед рассказывает, что в Простоквашино пришло много писем. Почтальон Печкин растерялся, так как на конвертах вместо адреса – тени домашних животных. Педагог предлагает детям помочь Печкину определить по тени кому предназначено письмо, и ответить на вопрос «Чья тень?». Учитель – логопед даёт образец правильного ответа.
3.2 Игра «Чьи лапы? Чей хвост?»
Педагог рассказывает детям, что пёс Шарик увлекается фотоохотой и просит ребят дать толкование слову «фотоохота».
Учитель – логопед предлагает воспитанникам рассмотреть фотоколлекцию пса Шарика хвостов и лап разных домашних животных и ответить на вопросы: «Чьи лапы? Чей хвост?»
3.3 Игра «Скажи наоборот»
Педагог сообщает о том, что в Простоквашино можно увидеть разные хвосты и просит детей назвать хвост иначе, договорив предложения:
Слева хвост большой, а справа… .
Слева хвост длинный, а справа… .
Слева хвост густой, а справа….
4. Закрепление новых знаний в знакомой (типовой) ситуации
4.1 Игра «Художник»
Педагог рассказывает, что в Простоквашино побывало много известных художников. На одной из картин художник не успел дорисовать некоторые части домашним животным. Учитель – логопед предлагает закончить картину, дорисовав животным части и рассказать:
Чьи уши?
Чей хвост?
Чья лапа?
Дети рассматривают картину и дорисовывают части домашних животных на интерактивной доске, отвечая на вопросы педагога.
Уши кроличьи.
Хвост собачий.
Лапа кошачья.
5. Динамическая пауза
5.1 .Игра «Помощники»
Учитель – логопед рассказывает детям, что у дяди Фёдора по хозяйству много дел и предлагает ему помочь.
Корову подоить (с-с-с,
Собачку покормить.
Грызи, Шарик, косточку.
Кота Матроскина молочком напоить. Лакай, лакай, не проливай.
С барана шерсть состричь: чик-чик-чик.
Коня запрягать, в путь дорогу отправлять.
Но, но, но! Поехали!
Везёт конь груз, не торопится.
Побыстрей, побыстрей!
А теперь помедленней.
Приехали! Тпру!
Устал конь телегу везти.
Надо его в конюшню отвести.
Пусть отдохнёт и поест.
На, конь, сено!
Дошкольники выполняют упражнения, способствующие развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Движения кулаками вверх – вниз, то сжимая, то разжимая их.
Щёлкание зубами, держа кулаки около рта.
Выполнение языком лакательных движений, ладони у рта «чашечкой».
Сведение и разведение указательного и среднего пальца на одной руке.
Держание в руках воображаемых вожжей, потряхивание ими и цоканье языком в медленном темпе.
Цоканье языком в быстром темпе.
Цоканье языком в медленном темпе.
Опускание рук.
Протягивание рук вперёд.
6. Закрепление знаний в изменённой (конструктивной) ситуации
6.1. Игра «Лабиринт»
Учитель – логопед рассказывает о том, что в Простоквашино очень много дорог, так что собака и кролик дяди Фёдора заблудились.
Педагог предлагает детям изобразить с помощью пальцев собаку, кролика.
Учитель – логопед просит провести домашних животных к своим домам, расшифровав карту (указатель пути каждого животного).
Педагог беседует с детьми:
Где живёт собака?
Чья будка?
Назовите дом собаки иначе.
Где живёт кролик?
Чья клетка?
Кто детёныш собаки?
Чей щенок?
Кто детёныш кролика?
Чей крольчонок?
Педагог предлагает детям определить, кто живёт в этом доме, решив задачу на сообразительность:
Это домашнее животное не самое высокое и не самое кудрявое.
Учитель – логопед просит детей ответить на вопросы:
Чей дом?
Кто детёныш кошки?
Чей котёнок?
6.2. Игра «Покормим животных»
Учитель – логопед предлагает детям покормить домашних животных и ответить на вопросы:
Кому дали кость?
Как собака ест кость?
Кому налили молоко?
Как кошка пьёт молоко?
Кому дали морковь?
Как кролик ест морковь?
Чья кость?
Чья морковь?
Чья миска с молоком?
Педагог сообщает воспитанникам, что домашние животные благодарны им за то, что они теперь сыты и просит прислушаться к их голосам, ответив на вопросы:
Чей лай мы слышим?
Как собака подаёт голос?
Чей голос мы слышим?
Как кошка подаёт голос?
7. Творческое применение умений в новой ситуации
7.1 Игра «Необычный зверь»
Учитель – логопед предлагает детям создать необычного зверя, сконструировав его из частей разных животных, а затем рассказать, чьи у него части (уши, голова, хвост, лапы, спина).
Творческая коллективная работа дошкольников на интерактивной доске в команде по созданию необычного зверя. Называние его частей с использованием притяжательных прилагательных.
III. Рефлексивно - оценочный этап
Учитель – логопед сообщает детям, что путешествие по Простоквашино закончилось и просит вспомнить, на какие вопросы они научились отвечать и кто им в этом помог.
Педагог предлагает дошкольникам рассказать, как мы, люди можем выразить свою благодарность домашним животным.
Учитель – логопед говорит о том, что дядя Фёдор очень рад был таким сообразительным гостям и дарит от его имени подарки детям – эмблемы Простоквашино.