Оксана Исаева
Конспект занятия для старших дошкольников «Путешествие в страну культурного поведения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
«Путешествие в страну культурного поведения»
Программное Содержание
Формировать у детей элементарное правила вежливости: Представление о хороших и плохих поступках; Умение правильно оценивать себя и других. Обратить внимание детей на то, что вежливые слова помогают сохранять добрые отношения, дружбу. Раскрыть детям значение слов: «нельзя, «можно». Учить детей участвовать в беседе, отвечать на вопросы, быть внимательными, думать, проявлять активность мыслей, сообразительность.
Публикация «Конспект занятия для старших дошкольников „Путешествие в страну культурного поведения“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Культура поведения для детей
- Старшая группа
- Темочки
Материалы
Фланелеграф, ширма и подушечки по количеству детей, флажки по количеству детей, ведерко, иллюстрации к произведению «Что такое хорошо и что такое плохо», картинки с педагогическими ситуациями, побуждающими к взыскиванию вежливых слов, персонажи кукольного театра: мальчик, девочка, папа, мам, бабушка.
Ход занятия
Дети с воспитателями находятся в группе. Вдруг воспитатель вспоминает, что утром, пока дети еще были дома, позвонил Незнайка и пригласил детей в «Страну культурного поведения».
- Хотите оправиться в «Страну культурного поведения?
(ответы детей)
Тут раздается стук в дверь. Входит Незнайка, вид у него неопрятный, он не здоровается.
- Фу, успел что ли? (обращаясь к детям). Ну что, идете со мной?
- Подожди, Незнайка, разве так нужно входить, что ты должен
сказать?
Незнайка пожимает плечами.
- Ребятки, подскажите Незнайке,
( ответы детей: надо поздороваться)
Незнайка здоровается.
- Это во-первых, а во-вторых, посмотри в каком ты виде?
- (Осматривая себя) А что, нормально.
- Смотрите, ребята, а вам нравится, как выглядит Незнайка.
(ответы детей)
- Правильно, и мне не нравится. Сейчас же приведи себя в порядок, и вы, ребятки, посмотрите, все ли в порядке у вас с одеждой. А кто мне скажет, для чего вообще надо приводить себя в порядок?
( ответы детей: что бы быть красивыми)
- Правильно, человек очень не красив, когда он не аккуратно одет. С таким мы вряд ли согласимся пойти в «Страну культурного поведения». Ну вот, теперь можно идти (Глядя на Незнайку). А ты почему еще не готов? Это про тебя, наверное, пословица: «Семеро одного не ждут». Вы, ребятишки, слышали такую пословицу? Давайте же повторим ее вместе (повторяют хором и индивидуально 2-3 раза, а Незнайка в это время приводит себя в порядок). Ну вот, это другое дело. Теперь можно отправляться, все готовы.
Воспитатель с детьми идут в зал, где инсценирована «Страна культурного поведения». На пути ширма, к которой прикреплены картинки с педагогическими ситуациями.
- Вот мы и пришли в «Страну культурного поведения». В этой стране есть много улиц, а первая улица называется «Улица вежливых слов». Давайте же сейчас вспомним вежливые слова, а картинки нам в этом помогут.
Дети рассматривают картинки, и с помощью наводящих вопросов называют вежливые слова: спасибо, здравствуйте и т. д.
- Молодцы, слова мы с вами вспомнили, а эти слова и помогут нам попасть на первую улицу. Необходимо прежде чем пройти в ворота назвать одно вежливое слово. Но прежде я хочу у вас спросить: как поступит культурный мальчик по отношению к девочке: он пройдет первым или пропустит девочку? ( ответы: мальчики уступят девочкам дорогу).
- Конечно, ведь мальчики будущие мужчины.
Дети называют вежливые слова и проходя через воротики садятся на подушечки, разложенные полукругом на паласе.
- И так, мы с вами находимся на улице вежливых слов. А помните ребятки, мы с вами учили стихи вежливых словах? Кто расскажет?
Здраствуйте
Здравствуйте, ты скажешь человеку
Здравствуй, улыбнется он в ответ
И наверно не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Простите.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать,
Но если я все же забуду
Простите, я больше не буду.
Пожалуйста.
Отменить что ли слово «пожалуйста»
Повторяем его поминутно,
Нет. Пожалуй, без пожалуйста
Жизнь покажется неуютной.
Спасибо.
За что мы говорим Спасибо?
За все делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
- Молодцы, спасибо вам, за эти стихи, я считаю, что эти стихи заслуживают аплодисментов. Ведь аплодисменты - это тоже выражение благодарности. Ну, что же пойдемте дальше по «Стране культурного поведения».
Дети встают с подушечек и шагают под музыку вперед к стульчикам, на которых разложены флажки. Перед стульчиками стоит стол с фланелеграфами.
- А эта улица называется «Что такое хорошо, а что такое плохо?» Вот сейчас мы с Вами поиграем в игру, которая так и называется «Хорошо - плохо», а для этого нам нужны флажки, подходите к стульчикам и берите флажки и садитесь.
Дети берут флажки, а Незнайке не хватило и он начинает отбирать у детей.
- Подожди Незнайка, что ты делаешь? Разве это хорошо?
(ответы детей).
- А как поступить правильно, чтобы всем было хорошо?
( ответы: нужно попросить пожалуйста, поиграть по очереди, вместе).
- Правильно, Незнайка поступил плохо, когда стал отбирать флажок. У меня есть один запасной, я дам тебе его, Незнайка и не совершай больше плохих поступков. Ну а теперь давайте играть. Я буду у Вас спрашивать, а вы отвечать на мои вопросы, кто ответит правильно, ставит флажок в ведерко.
Дети после ответов на вопросы воспитателя, ставить флажки в ведерко, а Незнайка свой флажок прячет за спину.
- Подожди, Незнайка, что ты делаешь? Зачем ты прячешь флажок?
- А у меня дома нет такого, я хочу с ним поиграть.
- Ребятки, хорошо ли поступает Незнайка,
(ответы детей).
- Конечно плохо. Нельзя брать себе без предупреждения то, что принадлежит всем детям или другим людям. Нельзя даже если хочется, это очень плохо. А вот поэт Владимир Маяковский написал стихотворение, которое тоже называется «Что такое хорошо и что такое плохо» и герои этого стихотворения. Вот они.
Воспитатель выставляет на фланелеграф по одной несколько картинок и обсуждает с детьми ситуации, изображенные на них, с помощью строчек из стихотворения.
- Ну что же, пойдем посмотрим какие еще улицы есть в этой стране.
Дети подходят к ширме, за которой находятся персонажи кукольного спектакля. Все рассаживаются на стульчики перед ширмой.
- На этой улице, живет добрый и мудрый сказочник. Сегодня он поведает нам, что можно делать, а что нельзя, так как улица так и называться «Можно и нельзя». Но для этого ему нужен помощник. Незнайка, помоги пожалуйста сказочнику.
Незнайка идет за ширму.
- Ребята, садитесь поудобнее, сейчас вы увидите очень поучительные истории
1. За ширмой появляется мама, она завет сына:
- Дима, пора идти спать, уже поздно.
-Не хочу спать, хочу играть.
- Нельзя играть, когда уже пора ложиться спать.
Мальчик опять капризничает, не слушается маму.
- Дети прав ли мальчик? Можно ли так поступать?
- Нет, надо слушать маму, она правильно говорит.
- Правильно, нельзя спорить со старшими, нельзя на их требования, просьбы
отвечать «не хочу».
2. Появляется мальчик. Он просит:
-Папа, купи мне велосипед.
Папа отвечает:
- Сейчас я не могу, сынок. Деньги нужны на другое, а потом я обязательно куплю.
Мальчик опять:
- У Толи есть, а у меня нет. И я хочу велосипед.
- Ребятки, что бы вы сказали об этом мальчике?
(ответы детей)
- Нельзя завидовать и выражать недовольство тем, что у тебя нет чего- либо, что есть у другого.
3. Появляется бабушка, она больна, у нее болит голова:
- Ой-Ой-Ой! Как у меня болит голова.
В это время внуки шумят. Девочка громко поет:
- Кто ходит в гости по утрам тот поступает мудро!
Бабушка просит:
- Не шуми, пожалуйста, дай мне отдохнуть.
А мальчик продолжает громко петь:
- Тарам-тарам, тарам-тарам, на то оно и утро!
- Можно ли вести себя, как ведут себя эти дети? Что вы им посоветуйте? Скажите, как надо себя вести, если близкие болеют?
(ответы детей)
- Ну что же, путешествие по стране «Культурного поведения» закончилось. Я думаю, что теперь вы стали более воспитанными, культурными и взрослым никогда не придется за вас краснеть.