Элла Маслакова
Конспект занятия для детей старшей группы «Сказочный Урал»
Конспект занятия для детей старшей группы «Сказочный Урал»
Подготовила и провела: Маслакова Э. В.
Цель: Формировать представление детей о родном крае.
Задачи:
Закрепить знания детей о родном крае, о городе Челябинске, о богатстве Уральского края.
Воспитывать любовь к родному краю, желание узнать о нём больше.
Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы „Сказочный Урал“» размещена в разделах
Развивать умения детей отвечать на вопросы воспитателя.
Формировать творческие способности детей.
Оборудование: макет Уральских гор, звуковая запись, карта – маршрут, мольберт, картинки с изображением птиц, деревьев, камней, конверт с письмом, карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я вас очень рада видеть! А вы? (ответы детей). Прежде, чем мы с вами отправимся в наше путешествие, давайте поздороваемся и познакомимся! Меня зовут Элла Владимировна! И сейчас мы с вами поиграем в небольшую игру!
Игра «Здравствуйте!
«Те, кто сейчас в хорошем настроении, потопайте!»
«Те, кто сегодня не выспался, здравствуйте!» (называют имена)
«Те, кто любит рисовать, похлопайте!»
«Те, кто хочет заниматься, здравствуйте!» (называют имена)
Вот мы и с вами познакомились!
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? А где вы уже бывали?
- Да вы уже успели попутешествовать по всему свету. А я вам предлагаю
сегодня отправиться в путешествие в сказочный край. Верным помощником в нашем путешествии нам будет карта - маршрут.
Ребята, мы с вами живем в огромной стране, как она называется? Отвечают. Верно, Россия.
- А кто знает, как называется наш край, где мы с вами живем? Да, Урал.
Посмотрите, первая остановка на нашей карте - «Лесная».
Воспитатель: Давайте представим с вами, что мы с вами оказались в нашем уральском лесу. А вы сможете объяснить, что означает слово лес? Отвечают. «Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев, живут различные дикие животные, птицы, растут грибы и ягоды.
Итак, отправляемся в путь. Отгадайте загадку:
Оно весной нас веселит,
А летом жарким холодит.
Осенью питает,
Зимой согревает.
Что это такое?
Правильно, это дерево. Наши уральские леса очень красивы. В них очень много разных деревьев. Скажите, пожалуйста, а у всех ли деревьев есть листья? Ответы. Верно. У ели и сосны иголки. Эти иголки называются хвоя, а деревья, у которых вместо листьев хвоя, называются хвойными. А как вы думаете, как тогда называются деревья, у которых листья? Дети - Лиственные. Воспитатель – Правильно, и листочки у деревьев тоже все разные.
- А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Скажи, какой?»
Ребята, по пути к вам, я нашла корзинку с опавшими листочками. И они все разные. Давайте с вами угадаем, с какого они дерева и назовем их ( даю образец: это лист осины — осиновый; просит по очереди назвать листья деревьев)
- Молодцы, хорошо справились с заданием.
Воспитатель: посмотрите, карта приглашает нас продолжить путешествие. Как вы думаете, как называется следующая остановка?
- Верно! Птичья! Если бы в лесу росли одни деревья, то им было бы очень скучно и плохо без друзей.
Хранит уральский лес чудес немало.
И их нам показать готов.
Хочу, чтоб здесь светлее стало
От звонких птичьих голосов
(звучит запись голосов птиц)
Как вы думаете, чьи это голоса? Правильно, и все они являются лесными жителями, друзьями деревьев!
Ребята, вы все знакомы с птицами. Попробуем стать настоящими лесными
следопытами — узнаем по загадкам, что за птицы живут в наших Уральских лесах. А в качестве подсказки я буду использовать картинки. Смотрите и слушайте внимательно.
Непоседа пестрая, Днем спит,
Птица длиннохвостая, Ночью летает
Птица говорливая, И мышей хватает.
Самая болтливая. (Сова)
(Сорока)
Длинноногий, длинношеий, Это хищник и злодей.
Длинноклювый. телом серый, Берегись его когтей!
А затылок яркий, красный, Камнем падает с небес -
Бродит по болотам грязным. Улетайте птички в лес!
Клином осенью летит Острый клюв и зоркий взгляд.
И протяжно так кричит. Распугал он всех зверят!
(Журавль)
(Ястреб)
Молодцы, справились с заданием. Посмотрите, сколько птиц вокруг. Как вы думаете, а что им всем помогает летать?
Верно, летать им помогают крылья и хвост. А еще невидимка — воздух. Давайте сейчас попробуем это доказать. В полете, птица раскрывает крылья и расправляет хвост. Так она опирается на воздух. У каждого из вас под стулом лежит лист бумаги. Возьмите его в руки. Теперь поднимите лист над головой и отпустите. Как лист падал — быстро или медленно, плавно? Почему? (ответы детей : легкий, тонкий, большой)
Верно, лист опускался медленно, потому что опирался на Невидимку - воздух, как и птицы своими крыльями. А теперь скомкаем лист бумаги и вновь попробуем отпустить его. Что получилось теперь? Как падал лист? Как вы думаете, почему он упал быстро? ответы детей : круглый, тяжелый, маленький)
Верно, скомканный лист стал маленьким и не смог опираться на воздух. Когда птица хочет опуститься на землю, она складывает крылья и хвост, как веер, а значит, Перестает опираться на Невидимку — воздух.
Воспитатель: ребята, рядом с нами еще живут и животные, наши соседи и друзья.
- Посмотрите на нашу карту и скажите, какая следующая станция? Верно, животные. Дети, а какие животные наполняют нашлес? Отвечают.
1. Лапу кто зимой сосет?
А еще он любит мед,
Может громко зареветь.
А зовут его …. (медведь).
Медведь самый крупный из хищных зверей. Некоторые достигают длины 3 метра. Мощное тело, сильные лапы, короткий хвост, большая голова с маленькими глазами и ушами.
2. Хитрая плутовка,
рыжая головка,
Хвост пушистый -краса!
А зовут ее. (лиса)
Лиса-одна из самых привлекательных хищников: рыжая шерсть, пушистый хвост, длинная мордочка,а также хитрые и умные глазки. Лисица очень умный
зверь, который способен запутывать следы и прибегать к различным хитростям, добывая себе еду.
3. Маленький рыжий зверек
По веткам прыг-скок (белка)
Белка-привлекательный зверек с пышным хвостом. Окрас у белки меняется в зависимости от времени года. Летом она рыжая, зимой серая или черная, брюшко светлое. 3. Комочек пуха, длинное ухо.
4. Прыгает ловко,
любит морковку. (заяц)
Зайцы-зверьки мелкого или среднего размера, вес достигает 5.5 кг. У зайцев хорошо развит слух. Чтобы другой зверь не догнал его, заяц делает круги на снегу, чтобы запутать своего преследователя.
5. Он по лесу все время рыщет,
И в кустах кого то ищет.
Слышно, он зубами щелк,
Угадай, кто это. (волк)
Волк-лесной житель, похож на собаку. Морда у волка шире, чем у собаки, лоб выпуклее, а хвост опущен. В зимнюю пору волки сбиваются в стаю и воют.
Вот мы с вами и познакомились с дикими животными.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, кто что ест (заяц, медведь, еж, белка)
Физминутка
Зайка беленький сидит,он ушами шевелит
Вот так,вот так,он ушами шевелит,
Зайке холодно стоять,зайке нужно поскакать,
Скок-скок,скок-скок,надо зайке поскакать.
Ребята, собрались однажды вечером на лесной поляне лесные звери. Долго они играли, веселились, но вот пришла пора спать. Каждый зверь пошел в свой домик. Давайте разделимся с вами на группы и проводим наших друзей в их домики (раздать листовки с животными, соединить животное и его дом). Хитрая, рыжая лиса (в нору). Серый, злой волк (в логово).Неуклюжий, бурый медведь (в берлогу).Пушистый, белый зайчик (под кустик).Ловкая, проворная белка (в дупло).
Воспитатель: Молодцы ребята. Вот мы с вами и познакомились с животными, которые живут на Урале.
Ребята, посмотрите, карта предлагает нам продолжить путешествие. Следующая остановка — «Горная».
Воспитатель:
Какие несметные богатства таит в себе земля Уральская. Посмотрите, как много здесь камней. Скажите, а где вы можете встретить камни?
(ответы детей : на улице, в горах, в лесу, в реке.)
Верно, везде: в реке, на дороге. Но больше всего камней конечно в горах. Посмотрите, как красивы Уральские горы (макет Уральских гор).
Подземные кладовые Уральских гор богаты разными полезными человеку камнями — полезными ископаемыми. Давайте повторим — «полезные ископаемые». Скажите, ребята, А какие полезные ископаемые вы знаете? Как они помогают человеку? Как их добывают? Правильно машины - помощники.
ответы детей : уголь, гранит, мрамор; по ходу показываю картинки полезных ископаемых и машины, которые помогают людям)
Верно, простой уголь — это тепло в наших домах, гранит, мрамор и известняк — надежные помощники строителей. А еще в подземных кладовых есть особые, очень красивые камни. Называются они драгоценными. Ребята, какие драгоценные камни вы знаете, ответы детей, демонстрирует их
Скажите, как мы называем людей, которые изучают горы?
(ответы детей - геологи, скалолазы и т. д.)
Правильно!
- Ой, ребята, что же это такое? Давайте посмотрим. Да тут письмо
лежит! Прочитаем?
Здравствуйте, дорогие ребята!
Я давно за вами наблюдаю и вы мне очень нравитесь.
Я рад, что вы каждую прогулку что-то рассматриваете, наблюдаете,
сравниваете.
Мне о очень приятно, что вы любите нашу родную природу и как можете
помогаете ей и оберегаете ее: не рвете цветов, не ломаете веток с деревьев, не
бросаете мусор. А особенно молодцы, что холодной зимой помогали
птицам пережить голод и подкармливать их.
И в подарок от меня я вам решил послать посылку, угощайтесь, и продолжайте бережно с любовью относиться к нашей природе.
До свидания. Старичок-лесовичок.
Итак, ребята, наше путешествие закончилось, давайте вспомним, какое путешествие мы с вами совершили, о чем говорили? Понравилось вам? спасибо вам большое за работу, все вы были внимательными, старательными и активными.