Оксана Соколова
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшей группы «Беседа об овощах»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологическому воспитанию
детей старшей группы.
Тема:
Воспитатель : Соколова О. В.
МДОУ Детский сад № 31.
Шуя, 2017.
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшей группы „Беседа об овощах“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста обобщенные представления об овощах (овощи – это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу).
Задачи
воспитательные :
• Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на вопросы;
развивающие:
• развивать у детей интерес к растительному миру;
• развивать умение обобщать по существенным признакам, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении;
• развивать вкусовые ощущения;
образовательные:
• уточнить представление о многообразии овощей;
• закрепить умение классифицировать овощи по признаку : съедобные и несъедобные части растения;
• учить устанавливать экологические связи между культурными растениями с живой и неживой природой, растениями и деятельностью человека, уметь объяснять их.
речевые:
• Развивать связную речь, умение говорить ясно и понятно для окружающих.
• Использовать в речи слова: корнеплоды, всходы, рыхление, плодородная почва.
• Развивать доказательную речь.
Материал к занятию : корзина с овощами; сырые и вареные овощи, разложенные на две тарелки; вилочки по числу детей; опорные карточки «Что нужно для того, чтобы выросли овощи?» (семя, грядка с всходами, лейка, грабли, человек, солнце, туча, червяк, птица, жаба); картинки с изображением овощей; два обруча для игры «Что растет в земле и на земле».
Предварительная работа: рассказывание русской народной сказки «мужик и медведь», чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи», дидактическая игра «Вершки и корешки», лото, отгадывание загадок об овощах.
Ход занятия.
Организационный момент (сюрпризный).
(раздается стук в дверь, появляется Каркуша с корзиной, покрытой салфеткой). Все здороваются с Каркушей.
В: Здравствуй Каркуша! А что у тебя за корзинка? И откуда ты её взяла?
К: Мне её подарила бабушка Маша.
В: А что же там? Как вы думаете?
Попробуем отгадать? Сначала попробуем определить по запаху.
В: Лиза, закрой глазки, а я поднесу корзинку, чтобы ты понюхала. Что там, как ты думаешь? (Воспитатель дает возможность попробовать сделать это другим детям. Дети пробуют узнать, что находится в корзинке по запаху).
В: А может быть тогда потрогаем?
Степа потрогай осторожненько. Только пальчиками. Что ты чувствуешь? Догадался что там?
В: Настенька, потрогай. Догадалась, что там?
В: Миша потрогай. Догадался что там?
Воспитатель подводит детей к отгадке : овощи. Если дети не догадываются, то открывает корзинку и предлагает взять любой из овощей.
Основная часть.
Дети выкладывают из корзинки разные овощи и кладут на поднос.
В: что в руках у тебя, Коля?
В: что в руках у тебя, Степа?
В: что в руках у тебя, Таня?
В: Ребята, как одним словом назвать то, что у вас в руках? (Овощи).
В: Ой, ребята, а тут еще что-то лежит. (воспитатель достает из корзины карточки для игры «Что нужно для того, чтобы выросли овощи?»).
Игра «Что нужно для того, чтобы выросли овощи?».
В: Ребята что это? (воспитатель вывешивает, по одной, карточки на фланелеграф, дети говорят, что изображено).
В: Ребята, а Каркуша хочет узнать, что нужно для того, чтобы выросли овощи? Каркуша, наши ребята много знают об овощах и о том, как они растут. Я думаю, что они тебе помогут узнать об этом. Поможем, ребята? Расскажем Каркуше, что нужно для того, чтобы выросли овощи?
(Дети по –одному подходят к фланелеграфу, вывешивают одну из каточек и объясняют последовательность выращивания овощей).
1 Реб: А это семечко (выбирает карточку «семечко»). Его нужно посадить в землю, на грядку (выкладывает карточку «грядка»). Ребята, правильно ли Лиза выбрала карточку?
2 Реб. : А теперь семечко нужно полить. (карточка «лейка»). Ребята, вы согласны с Колей?
3 Реб: Нужно грядку прорыхлить (выбирает карточку с орудием труда). Может быть кто-то думает по –другому?
4 реб: затем появились всходы. Правильно ли Степа выбрал карточку?
В: Всё лето бабушка Маша ухаживала за овощами. А кто еще помогал расти овощам. Каркуша, ты знаешь? (нет). А вы ребята?
1 Реб: Солнце. Оно греет землю растению. Ребята, правильно ли Лиза говорит?
2 Реб. : Туча. Она поливает грядки. Ребята, вы согласны с Максимом?
3 Реб: Червяк. Он рыхлит землю. Ребята, вы согласны с Настей?
4 Реб: Птица. Она ловит жучков и бабочек.
В: Спасибо, за такой полный и интересный ответ.
5 реб: Человек. Он сажает, рыхлит, поливает, убирает урожай.
В: Ребята, значит для того чтобы выросли овощи нужно много потрудиться.
В: Каркуше очень понравилось. Теперь она запомнила все условия, необходимые для выращивания овощей.
В: Ребята, а мне кажется, что мы забыли ещё одного помощника. (Воспитатель выставляет карточку с изображением жабы). Как вы думаете ребята, как помогает жаба? (Мы не знаем). А ты Каркуша, знаешь? (Нет).
В: Оказывается жабы - это наши маленькие помощники. Они охотятся по ночам. Едят слизей и гусениц. Обижать жаб нельзя. Они маленькие, а вы большие, добрые великаны.
К: Ребята теперь-то я знаю, что у бабушки Маши было много помощников, которые ей помогали вырастить овощи : солнце, туча, птичка, червяк и жаба.
Физкультминутка. «Удивляемся природе».
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе.
(Потягивания – руки в стороны).
Вот салат, а здесь укроп.
Там морковь у нас растёт.
(Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот).
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой –
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать.
(Приседания).
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива.
(Потягивания – руки в стороны).
Мы её не будем трогать –
Обожглись уже немного.
(Потягивания – руки вперед).
Всё полили мы из лейки
И садимся на скамейки.
В: Ребята, а всех ли овощей плоды вырастают на поверхности земли? Как вы думаете? (Нет не все).
В: Верно, ребята есть овощи, плоды которых находятся в земле. А какие это овощи? Назовите их? (Дети перечисляют названия овощей).
В: Как их можно назвать одним словом? (Воспитатель наводящими вопросами подводит детей к понятию «корнеплод»).
К: Ребята, а хотите со мной сыграть в игру «Что растет в земле и на земле»?
Игра «Что растет в земле и на земле»?
(Каркуша объясняет детям, что в обруч черного цвета мы кладем те овощи, плоды которых растут в земле, а в обруч зеленого цвета – те овощи, плоды, которых растут на земле. Дети подходят к столу, выбирают овощ и кладут его в нужный круг, объясняя почему положили именно туда. В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются в пищу верхняя и нижняя часть растения).
В: Настя, назови какие овощи растут на земле? (Капуста, огурец, помидор).
В: Коля, назови корнеплоды? (Морковь, свекла, лук, картофель).
В: Все ли Коля назвал корнеплоды? А здесь есть ли корнеплоды? (воспитатель указывает на пересечение обручей).
В зависимости от того, положили ли овощи на пересечение обручей, воспитатель вместе с детьми либо добавляет овощи туда, либо уточняет их месторасположения.
В: Ребята, все ли согласны с тем, как мы расположили овощи? Каркуша, правильно дети справились с заданием?
К: Правильно. Молодцы ребята.
В: Ребята, а все ли овощи одинаковы на вкус? Как вы думаете? Миша, как ты думаешь? (Есть овощи сладкие, соленые, горькие - лук).
В: Значит, овощи различаются по вкусу. А мы это сейчас проверим.
Проводится игра «Угадай на вкус».
На столе блюда с разными овощами. К блюду с обратной стороны прикреплена карточка с изображением овоща. Воспитатель предлагает детям, по очереди, зажмуриться и попробовать на вкус кусочек. Если ребенок затрудняется, то предлагается загадка.
Примерные вопросы воспитателя :
Как ты думаешь, какой овощ ты пробуешь?
Почему ты считаешь, что это именно …. ?
Каков овощ на вкус?
Каркуша, а ты согласна?
Ребята, а вы согласны, что этот овощ на вкус? (после отгадывания овоща).
Загадки.
Сидит красна девица в темнице – а коса на улице. (морковь).
Ни окон, ни дверей – полна горница людей. (огурец).
Сто одежек и все без застежек. (капуста).
Под землей живут скамейки,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать … (картошку).
Этот овощ тыкве брат –
Тоже с виду толстоват.
Лег под листик на бочок
Между грядок … (кабачок).
Он в теплице летом жил,
С жарким солнышком дружил
С ним веселье и задор
Это красный … (помидор).
В: Молодцы, ребята. Вы неплохо умеете угадывать овощи на вкус.
Подведение итогов.
В: Ребята, сегодня узнали много нового и интересного.
В: Что узнала Лиза интересного? А Степа? А Настя?
(Мы научили Каркушу выращивать овощи. Узнали, кто помогает расти овощам. Узнали, что жабы, тоже маленькие помощники, они едят слизей и гусениц. Играя в игру «Что растет в земле и на земле», учились правильно раскладывать овощи. Узнали, что такое корнеплод. Корнеплодами называют овощи, плоды, которых находятся в земле. Научились определять овощи по вкусу). Воспитатель дополняет ответы детей.
А что понравилось Мише? Саше? Тане?
Рефлексия.
В: Ребята, а Каркуша говорит, что ей пора улетать к бабушке Маше, отдавать корзинку. А давайте, пошлем бабушке Маше наше «настроение». Кому сегодня легко было играть с Каркушей и выполнить все задания положит в корзину для бабушки Маши улыбку, те у кого возникали трудности отправит грустное лицо.
В: До свидания, Каркуша! Передавай привет бабушке Маше!
Каркуша улетает и уносит с собой корзину.
В: Ребята, а вы любите винегрет? А среди тех овощей, о которых мы сегодня узнали столько нового, есть овощи, из которых можно приготовить винегрет?
Давайте положим их на эту тарелку и отнесем на кухню для приготовления винегрета.