Ирина Солнцева
Конспект занятия для школьников «Права и обязанности детей»
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия «Права и обязанности детей»
Задачи: Закрепить знания детей об основных правах ребенка; воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям, показать воспитанникам единство прав и обязанностей. Воспитывать уважения к высказываниям товарищей.
Оборудование: Презентация к занятию, рисунок дерева, карточки – картинки, ладошки по количеству детей.
Ход занятия
Организационный момент «Дерево желаний»
Публикация «Конспект занятия для школьников „Права и обязанности детей“» размещена в разделах
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Желтый лист - будут настойчивы.
Красный лист – проявят активность.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
Гаснет свет. На экране появляются слайды (слайд 2). Голос за кадром:
- Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди и одновременно с ними возникли главные вопросы: (слайд 3)
Что люди могут делать и что не могут?
На что люди имеют право и на что не имеют?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
Ответы на эти вопросы люди искали и в обычных беседах между собой, и путем международных переговоров, и даже, к сожалению, в битвах и войнах.
И все-таки людям удалось сообща найти правильные ответы, которые и были записаны в самом главном международном документе – Всеобщей декларации прав человека. (слайд 4) А есть ли права у детей?
Соцпедагог: Как у всех других людей
Есть права и у детей.
Права у детей, конечно же, есть. Ребята, вы живете в стране, где взрослые заботятся о том, чтобы соблюдались ваши права. Но каждый, даже самый маленький гражданин страны, кроме прав имеет еще и обязанности. Наше занятие называется «Права и обязанности детей»
(слайд 5). Давайте попробуем разобраться, какие права и обязанности вы имеете в повседневной жизни.
Часто в разговоре между людьми можно услышать фразу: «Я имею на это право». Как вы понимаете, что такое право? … (дети высказываются) А теперь сравним ваш ответ с определением в словаре. (зачитывает) (Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми) т. е. «Право - возможность что-нибудь делать, осуществлять» (слайд 6).
Соцпедагог: Права есть у всех людей, у богатых и бедных, взрослых и детей. Правда, дети обладают особыми правами. Права детей всего мира записаны в специальном документе. Как он называется? (Конвенция о правах ребенка) (слайд 7). Правильно, Конвенция о правах ребенка принята в 1989 году Организацией Объединенных наций. Ежегодно 20 ноября во всем мире отмечается день прав ребенка. Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.
Соцпедагог: Какие же права есть у детей? Сегодня мы вспомним некоторые из них. Но прежде я хотела бы вам предложить задание: перед вами карточки - картинки, в которых спрятались права, подумайте и обсудите, какие права есть у вас.
Соцпедагог: (слайд 8) (нажимаем) карточка №1 – (нажимаем) право на медицинское обслуживание. (нажимаем) 2- (нажимаем) право на образование, (нажимаем) 3 - (нажимаем) право иметь жилище и личное имущество, (нажимаем) 4 - (нажимаем) право на свободу, (нажимаем) 5 - (нажимаем) право на любовь и заботу.
Соцпедагог: Ребята, вы назвали ваши основные права, которыми вы пользуетесь в нашем центре. А умеете ли вы ими пользоваться? Во многих литературных произведениях, так или иначе, затрагиваются права Человека. Ответьте литературному герою, пользуясь статьями Конвенции прав ребенка.
• Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино… (Не имеешь права лишать меня имущества)
• Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица… (Не имеешь права лишать меня права на любовь и заботу)
• Подарив Буратино азбуку, папа Карло хотел, чтобы Буратино воспользовался правом на бесплатное образование.
• Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:(Не имеешь права посягать на мою свободу)
Воспитатель: Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности. Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду – у нас в центре, в школе, на улице, в общественных местах. Как вы думаете, в чем отличие между правами и обязанностями? (права – это то, что может делать каждый, обязанности - это то, что должен делать каждый). Каждому праву соответствует обязанность. Вы назвали ваши права, которые строго соблюдаются в нашем центре. Давайте попробуем сформулировать ваши основные обязанности.
1. Вы имеете право на медицинское обслуживание. (слайд 9) Какая ваша обязанность соответствует этому праву? (обязанность заботиться о своем здоровье) (слайд 9 нажимаем)
Упражнение «Закончи предложение»
Закончите фразу «Я забочусь о своем здоровье и поэтому я…»
Физминутка для глаз (слайд 10 – 23)
Воспитатель: Все вы учитесь в школе, а значит пользуетесь правом на образование. (слайд 24 нажимаем) Как в центре «Зина» обеспечивается это ваше право? (помогают готовить уроки, у нас есть место для приготовления уроков, предоставляют необходимую литературу).
Упражнение «Права и обязанности»
Какие у вас есть обязанности, связанные с правом на образование мы сейчас узнаем. Из предложений подчеркните только те, которые относятся к вашим обязанностям.
Так какие обязанности есть у школьников? Теперь давайте запишем ваши основные обязанности. (хорошо учиться, посещать все уроки, делать домашние задания) (слайд 24 нажимаем)
Соцпедагог: Ребята у вас есть право иметь жилище и личное имущество. (слайд 24 нажимаем)
Вы живете в светлых, уютных, чистых комнатах. Каждый день вы дежурите в группе. Как вы думаете, обязаны ли вы это делать? (да, мы обязаны соблюдать свое жилище в чистоте). (слайд 24 нажимаем)
У вас есть личные вещи. Представьте такую ситуацию.
Сценка
- О, Саша сумку свою забыл. Посмотрим, что у него тут лежит. Машинка. Пока Саши нет поиграю. Ой, сломалась. Ну и что, не будет вещи свои оставлять.
Соцпедагог: какое право нарушил мальчик? (Право на личную собственность). Какая ваша обязанность связана с этим правом? (Не брать без разрешения чужие вещи, не портить чужие вещи) (слайд 24 нажимаем)
Перед занятием мы попросили вас сдать ваши сотовые телефоны. Не нарушили ли мы ваши права? (нет. во время занятий может прийти СМС или звонок, которые отвлекают всех и мешают полноценному получению знаний).
Воспитатель: У каждого человека, взрослого и маленького есть право на свободу (слайд 24 нажимаем, т. е. право свободно выражать свое мнение, иметь свободу мысли. Но часто так случается, что некоторые дети понимают это неправильно. По их мнению, пользоваться правом на свободу мнения, значит говорить неправду и вещи, унижающие другого человека. Какие обязанности вы можете назвать, связанные с этим правом? (не говорить неправду, не оскорблять других) (слайд 24 нажимаем)
Упражнение «Ладошка»
У каждого из вас ладошка с вашим именем, по моей команде вы передаете ладошку соседу справа. Получив ладошку с именем вашего соседа, вы должны сказать то, что вам нравится в этом человеке. Упражнение выполняется до тех пор, пока ваша ладошка не окажется у вас.
Воспитатель: Приятно вам было слышать, как отзываются о вас ваши друзья? Давайте чаще говорить добрые слова другим и добро вернется к вам.
Соцпедагог: Каждый из вас имеет право на любовь и заботу. (слайд 24 нажимаем) Вы живете в нашем замечательном центре. Кто здесь заботится о вас? С вами рядом столько людей готовых прийти к вам на помощь. А нуждается ли кто-то в вашей помощи? (взрослые, младшие дети)
Какая ваша обязанность связана с этим правом? (помогать младшим, помогать и уважать старших).
Упражнение «Лучики добра»
Соцпедагог: Сегодня у вас есть замечательная возможность. Расскажите нам о том, как вы помогаете, как проявляете заботу о других. (слайд 25)
Соцпедагог: Ребята, от вашего тепла и заботы даже солнышко стало светить ярче.
Воспитатель: Легко или трудно было найти обязанности, соответствующие каждому праву? Какой вывод каждый из вас сделал после сегодняшнего занятия? (Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других такие же права. Кроме прав у каждого есть и обязанности) Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. И на память мы бы хотели вручить вам памятку с добрыми советами. Следуйте им, и у вас все будет хорошо.