Валентина
Конспект занятия для подростков по профилактике алкоголизма
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие для подростков по профилактике алкоголизма
Цель: сформировать у подростков негативное отношение к алкоголю.
Структура занятия :
• Вступительная часть
• Основная часть
• Заключительная часть
Место проведения: классная комната, дети сидят в кругу
Продолжительность: 40 мин.
Оборудование: коробка, листы бумаги, ручки
Ход занятия:
Вступительная часть
Публикация «Конспект занятия для подростков по профилактике алкоголизма» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Наркотики, курение, алкоголь, ПАВ. Профилактика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы обсудить одну очень важную и серьезную проблему современного общества. О чем мы будем говорить, вы догадаетесь сами чуть позже, а сейчас давайте начнем наше занятие.
Основная часть
Упражнение «Запретный плод»
Цель: осознать свое поведение в ситуации запрета.
В центре круга лежит коробка. Детям говорится следующее: «Представьте себе, что в этой коробочке лежит предмет, на который смотреть запрещено. Однажды случилось так, что вы оказались одни в комнате, и вам очень хочется посмотреть, что там, но в тоже время вы помните о том, что это запрещено. Каковы будут ваши действия в этой ситуации?»
Затем ребята по очереди выполняют упражнение. Далее идет обсуждение того, как вели себя участники, что было трудно, а что легко.
Ребята, представьте, что в этой коробочке находится жидкость, которая вызывает расстройство внимания, неспособность запоминания, путаницу и непоследовательность в мыслях, плохое осмысление окружающего, падения контроля за словами и действиями, снижение мышечной силы, нарушение координации движения и походки, снижение кровяного давления, учащение сердцебиений и т. д. Стали бы вы пить эту жидкость?
Ребята, а к какому выводу можно прийти, выполнив это упражнение? Запретный плод всегда сладок. Человеку всегда хочется попробовать то, что ему неизвестно и то, что ему запрещают. Так и поступило большинство из вас. Многие решились заглянуть в запретное место. Но когда я предложила вам выпить жидкость неизвестного происхождения и рассказала об ее опасном влиянии на организм человека, вы отказались ее выпить.
Вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь. Правильно, об алкоголе.
Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»
Я сейчас начну говорить вам «Поменяйтесь местами, те кто…» и если это будет относиться к вам, вы быстро встанете со своих мест и займете любое освободившееся место. Итак, начнем: «Поменяйтесь местами те кто, заботится о своем здоровье. Поменяйтесь местами те, у кого есть близкие и родные люди. Поменяйтесь местами те, у кого есть младшие братья и сестры. Поменяйтесь местами те, кто хочет быть успешным человеком. Поменяйтесь местами те, у кого есть заветная мечта. Поменяйтесь местами те, кто хочет быть независимым?
Ребята, я заметила, что многие из вас хотят быть независимыми людьми. А что вы понимаете под словосочетанием «независимый человек»? Подберите, пожалуйста, несколько похожих слов к слову «независимый».
- В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова «независимый» определяется как самостоятельный, не находящийся в подчинении, свободный.
- Каковы преимущества есть у людей независимых, свободных, самостоятельных, ответственных?
- Ребята, а что или кто делает человека зависимым? (вредные привычки, плохая компания)
Сейчас мы с вами попробуем понять, что чувствует зависимый человек.
4. Упражнение «Марионетка»
Участники разбиваются на «тройки». Каждой «тройке» дается задание: два участника играют роль кукловодов – полностью управляют всеми движениями куклы-марионетки, один участник играет роль куклы. В роли куклы должен побывать каждый. Для «тройки» расставляются два стула на расстоянии 1.5 – 3 метра. Цель кукловодов перевести куклу с одного стула на другой. При этом «кукла» не должна сопротивляться тому, что с ней делают кукловоды. Одновременно могут работать несколько «троек». Во время обсуждения участники высказываются по очереди. Вопросы: 1. Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли куклы? 2. Понравилось ли быть куклой в чужих руках? 3. Хотелось ли что-либо сделать самому? 4. Приятно ли быть в зависимости от чужой воли?
- Мы с вами смогли увидеть, что большинство людей, оказавшись в зависимости от чужой воли, чувствуют себя неприятно, неудобно.
5. Подберите несколько ассоциаций к слову «зависимый». Ребята, а какие чувства у вас вызывает понятие «зависимость»?
6. Сообщение информации: доказано, что алкоголь вызывает сильнейшую зависимость и агрессивное поведение. Ставя специальный эксперимент, ученые наблюдали за поведением приматов, которым давалось спиртное. Было отмечено нарушение правил общежития, имевших место в обычной обстановке, кривляние, безобразное поведение, нежелание ухаживать за своими детенышами, а то и явно агрессивное поведение. В литературе был описан случай, когда стадо диких животных забрело в небольшую непальскую деревушку, где наткнулось на погреб с домашним вином. После употребления спиртного слоны, разгорячившись, пошли по улице, сметая все на своем пути. Сначала они разнесли полтора десятка домов, потом, выйдя к реке Каджара, разрушили мост, соединявший ее берега. Насмерть перепуганным жителям ничего не оставалось делать, как ждать, когда окончится этот погром и, подсчитав убытки, заняться восстановлением поврежденных сооружений. Ведь предъявлять-то претензии было не к кому. Известно, что, попробовав однажды алкоголь, слоны не забудут его вкуса никогда. И работники зоопарков отмечают, что умное животное может даже прикинуться больными для того, чтобы получить знакомую настойку на спирту.
7. Ребята, а видели ли вы когда-нибудь пьяного человека на улице, доводилось ли вам общаться с таким человеком? Расскажите, какие чувства вы испытывали, рассказывая о поведении и внешнем виде пьяного человека.
8. Список ценностей. В жизни каждого из нас есть то, что нам дорого. Составьте, пожалуйста, список своих жизненных ценностей. Далее ребята зачитывают свои списки ценностей.
- Практически у каждого из нас семья является высшей ценностью. Бабушки и дедушки, мамы и папы, братья и сестры являются для нас самыми близкими людьми на свете.
9. Ребята, подумайте и скажите, как злоупотребление алкоголем влияет на семейную жизнь? Знаете ли вы семьи, которые столкнулись с этой бедой? Приведите примеры.
10. Сообщение информации: в 2008 году в детском саду спального района Москвы психологи предложили поиграть малышам в праздник. Дети сели за стол и начали чокаться стаканчиками с водой. Ребята, как вы можете объяснить такое поведение малышей, к чему это может привести в дальнейшем? Наше будущее в наших руках. Как мы можем защитить наших близких? Подумайте, как можно бороться с этой проблемой? Безусловно, лучший способ защитить близких, самим отказаться от потребления алкоголя.
11. Давайте рассмотрим несколько ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, и возможные варианты отказа.
Ситуация 1. За праздничным столом дома родственники или родители предлагают тебе немного выпить.
Ответ: «Алкоголь вреден и опасен для моего здоровья. Я не хочу это пить».
Ситуация 2. Друзья предлагают (заставляют) выпить, объясняя тем, что в компании все должны пить, все уже взрослые и независимые, к тому же это поднимает настроение. В случае отказа ты станешь «белой вороной» и потеряешь свой авторитет.
Ответ: Ты должен задуматься стоит ли дружить с такой компаний, где отношение к тебе определяется количеством выпитого. Являются ли эти люди истинными друзьями, если вовлекают тебя в такую зависимость? Можно объяснить свой отказ занятием спортом, походом в кино, гости, поездкой с родителями и т. д.
III. Заключительная часть
- Ребята, какие выводы вы сделали для себя на занятии, что нового для себя узнали?
- Давайте по кругу пожелаем друг другу что-нибудь хорошее.
- Спасибо вам за активное участие, до свидания!
Занятие по коррекции подростковой агрессии
Основная цель групповой работы с агрессивными детьми- снижение уровня агрессивности путем обучения навыкам адаптивного поведения.
Задачи:
Дать ребенку возможность осознать неконструктивность его агрессивного поведения.
Научить ребенка понимать переживания, состояния и интересы других людей.
Выработать у ребенка умение грамотно проявлять свои эмоции и сдерживать агрессивные реакции.
Сформировать навыки конструктивного разрешения межличностных конфликтов.
Занятие 1.
Цели: знакомство участников группы друг с другом и ведущим. установление правил поведения в группе; снятие эмоционального напряжения, создание рабочей атмосферы.
Ход занятия.
1. Представление участников занятий друг другу, определение правил работы группы.
Ведущий рассказывает ребятам о целях занятий, об их особенностях и предлагает принять определенные правила. Каждое правило обсуждается с детьми.
Правила.
нужно нельзя
Смотреть на того, к кому ты обращаешься Угрожать,драться, обзываться, передразнивать и гримасничать
Выражать свое мнение,начинать свою речь словом «Я» : я считаю,я чувствую, я думаю Начинать свою речь словами «ты, вы,он,она,мы
Внимательно слушать, когда говорят другие Сплетничать (рассказывать о чувствах другого человека или его поступках за пределами группы
Уважать чужое мнение Шуметь, когда кто-то говорит
Говорить искренне врать
Спорить,если не согласен «ставить» другим оценки, давать определения и критиковать
Шутить и улыбаться Объяснять действия, мысли или поступки др. члена группы
Говорить по одному перебивать
Не хочешь говорить или выполнять задания- не делай этого, но сообщи с помощью условного запрещающего знака
2. Разминка:упражнения на знакомство и синхронизацию.
Представление игра –активатор «Имена-качества»
Ведущий и все ученики по кругу называют свои имена и два каких-либо своих качества, начинающихся с той же буквы, что и имя. Качества могут быть как позитивные, так и негативные.
Игра «Постройтесь по …»(цель –развитие сплоченности группы через минимальный физический контакт).Необходимо построиться в шеренгу по какому – либо признаку: по цвету волос, цвету глаз, дате рождения и т. д.
3. Основная часть.
Упражнение «Тух-тиби-тух»
Цель:это рецепт снятия негативных настроений и восстановления сил в голове, теле и сердце. В этом ритуале заложен комический парадокс. Хотя участники должны произносить слово «тух-тиби –тух» через некоторое время они не могут не смеяться.
Игра «Мяч»
Цель: построение отношений.
Ведущий дает следующую инструкцию «Сейчас я загадаю качество, внешнее или внутреннее, и брошу мячик кому–нибудь из участников. Если у того, кому я брошу мяч, это качество представлено так же как у меня, или так же, как и у меня отсутствует, я скажу в 1 случае «да», во втором «нет». Затем тот, кому я кинул мяч, тоже кидает мяч другому. И если «у первого, и у второго это качество есть, я говорю «да», а если у первого есть, а у второго-нет, или наоброт, то я говорю «нет».Задача группы отгадать какое качество я загадал. Игра может повторяться 3-5 раз.
Упражнение «Транспортное средство»
Выберите себе транспортное средство, лучше чтобы оно было фантастическое, несуществующее. Представьте себя им…Какими возможностями вы обладаете? В какой среде вы обитаете? Кто вами управляет? Результатом упражнения должно стать осознание участников собственных возможностей.
«Круговой массаж». Цель: снятие остаточного напряжения.
Все встают в круг «лицом к спине»,и мягкими движениями разминают плечевой пояс впереди стоящего. Кто-нибудь может начать дурачиться (проходит само собой) поскольку упражнение расслабляет и способствует групповой сплоченности. В обсуждении вербализуются чувства участников. Обсуждение может закончиться выражением благодарности своему «массажисту».
Ритуал прощания (ассимиляция опыта).Обсуждение итогов. Круг «Новое и важное для меня».