Елена Саяпина
Конспект занятия для подготовительной группы «Путешествие в мир музыки и звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в мир музыки и звуков».
Цель: создание условий для развития интереса к музыкальному искусству.
Задачи:
Развитие познавательного интереса;
повышение мотивации к обучению;
формирование музыкально-слушательских навыков;
развитие музыкального восприятия, мышления и фантазии;
расширение музыкального кругозора;
развитие творческих способностей;
сплочение коллектива.
Оборудование:
Публикация «Конспект занятия для подготовительной группы „Путешествие в мир музыки и звуков“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
фортепиано, детские музыкальные и шумовые инструменты, музыкальная аппаратура, музыкальные записи, компьютер, проектор, мультимедийный экран.
Муз. рук.
Ребята,я приглашаю вас сегодня в музыкальный зал, который вы все хорошо знаете. Но сегодня в нашем зале вас ждет необычное путешествие -это путешествие в мир звуков и музыки.
Садитесь удобно, закройте глазки и прислушайтесь. Что вы слышите?
(ответы детей: шаги в коридоре, шум машины за окном,
разговор во дворе и т. д)
Ребята, мы знаем что музыку мы можем услышать, Получается, что мы с вами сейчас слушали музыку?
(ответ)
Правильно. Мы с вами слышали звуки- шумы. А можно из них сочинить музыку? Давайте попробуем: хлопнем в ладоши, постучим по столу, щелкнем пальцами… Ну что, получилась музыка?
(ответ)
Конечно, не из всех звуков получается музыка, но попробуем подружиться и с этими звуками.
(Развиваем воображение. Исполняется упражнение.)
«В доме моем тишина» сл. и муз. Т. Боровик
1. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только где-то шуршунчики шуршат (2 раза)
2. В доме моем тишина.
В доме моем я одна,
Только слышно – стукунчики стучат (2 раза)
3. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно – звучунчуки звучат (2 раза)
4. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно – бурчунчуки бурчат (2 раза)
5. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно – скрипунчики скрипят (2 раза)
5. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно – сопунчики сопят. (2 раза)
Муз. рук. А теперь давайте придумаем, как могут выглядеть персонажи песенки – шуршунчик, бурчунчик, сопунчик и другие.
(Ответы детей)
Муз. рук. А сейчас мы с вами окажемся в весеннем лесу. Хотите?
На экране иллюстрация весеннего леса.
ВЕСЕННИЕ ГОЛОСА
Фонопедическое упражнение (модель сочинена студентами Т. Боровик).
(Дети располагаются по кругу на полу или на стульчиках: так им будет удобнее наблюдать друг за другом, координировать свои действия с действиями других. В этом веселом задании они сами будут подражать различным звукам природы, которые можно услышать весной. Текст говорит педагог, дети же его озвучивают.)
Пригрело весеннее солнце. (Все поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце, и каждый поет свой звук в фальцетном регистре. Дети должны слушать звучащий кластер и не петь очень громко.)
С пригорка побежал веселый ручеек. (Дети болтают языком, изображая бульканье ручейка.)
До краев наполнил большую глубокую лужу. (Все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр.)
Перелился через край. (Несколько рядом сидящих детей по знаку педагога на фоне «бульканья» остальных делают голосом «волну» – вверх-вниз.)
И дальше побежал. (Половина детей «булькает» на фоне звучащего солнца – кластер.)
Выбрались из-под коры жучки (жжж-жжжж, в низком регистре)
и букашки (ззз-зззз, в более высоком),
расправили крылышки (крш, с повышающейся интонацией)
и полетели кто куда (тр-тр-тр, шепотом на разной высоте, у кого на какой получится).
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур, шур-шур).
И вылез ежик. (Сопит носом, энергично втягивая и выдувая воздух.)
Ожил под теплым весенним солнцем и муравейник. (Каждый поет острые, веселые звуки в разных регистрах.)
Лес наполнился птичьими голосами. (Имитация птичьих голосов всеми одновременно.)
Вот и пришла весна. (Каждый поет свой звук, как в начале упражнения.
Звучит кластер, который можно затем свести в унисон в удобном для всех детей речевом регистре.)
Муз. рук. Итак, мы подружились с различными шумовыми звуками. А теперь вспомним о музыкальных. Их всего семь и зовут их ДО. РЕ. МИ. ФА. СОЛЬ. ЛЯ,СИ но именно они создают для такой волшебный мир музыки.
Ребята, а какая музыка приглашает вас на зарядку? Правильно, марш.
На экране выводится иллюстрация.
Давайте пройдем по залу вместе с маршем.
(Звучит музыка марша. Дети проходят по залу, делая разминку).
А сейчас мы споем песенку «Веселый конь» Л. Цаллаговой.
На экран выводится иллюстрация к песенке.
(Дети исполняют песню)
Ребята, хотите эту песенку немного «разукрасить»?
Давайте добавим цоканье копыт, используя скорлупу от грецких орехов.
(Дети повторно исполняют песенку, отстукивая ритм орешками.)
Муз. рук. Ребята, а может ли музыка нам «нарисовать» портрет?
(Ответ детей) А чем она рисует? Красками?
Правильно, музыка рисует звуками: нежными, ласковыми, тихими, громкими, колючими, резкими (дети продолжают)
Сейчас мы с вами послушаем, как композитор П. И. Чайковской изобразил музыкой Бабу Ягу.
На экран выводится иллюстрация.
Звучит «Баба Яга» Чайковского.
После слушания дети характеризуют музыку (быстрая, тревожная, сердитая, громкая и т. д)
Теперь я предлагаю послушать другую музыку. Это пьеса композитора Дмитрия Шостаковича «Вальс-шутка.»
На экран выводится иллюстрация.
Дети слушают Вальс Шостаковича. (После слушания характеризуют- нежная, воздушная, легкая и т. д)
Муз. рук. Ребята, а давайте мы тоже поучаствуем в исполнении этого вальса. Выбирайте шумовые инструменты, которые могут вам понадобиться.
(Дети с помощью муз. работника и воспитателя выбирают – используются треугольники, колокольчики, металлофон.)
Муз. рук. Мальчики помогут в исполнении этого вальса, а девочки нам его станцуют.
Импровизация.
Муз рук. Ну что, вот и закончилось наше необычное путешествие в мир звуков и музыки. Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей).
Муз рук. Я рада, что путешествие вам понравилось. А в группе или дома вы можете придумать и нарисовать портрет любого звука или персонажа, с которыми вы сегодня встретились. До новых встреч. (Дети под музыку выходят из зала)