Татьяна Трошина
Конспект занятия для детей старшей группы «Народная кукла-Благополучница»
▼ Скачать
Конспект занятия для детей старшей группы «Народная кукла-Благополучница»
Цель занятия : привить интерес и любовь к тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества. Познакомить с изготовлением традиционной куклы «Благополучница». Сформировать у детей представления о традиционной народной культуре и научить изготавливать куклу – оберег «Благополучница».
Задачи:
Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы „Народная кукла-Благополучница“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные:
- дать представление об одном из видов декоративно – прикладного творчества – народной кукле;
- познакомить с историей и видами народной тряпичной куклы;
-закрепить знания детей о куклах-оберегах.
-привлечь внимание детей к народной игрушке – кукле;
-учить передавать внешность куклы, её яркость и красочность одежды;
- упражнять складывать целое изображение из нескольких частей;
- закрепить умение детей отвечать на вопросы полным предложением.
- научить изготавливать куклу – оберег «Благополучница».
Развивающие:
- развивать способность к наблюдению;
- развивать образное и пространственное мышление детей; - развивать фантазию детей;
- способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей
- развивать моторику рук;
- развивать ловкость движений, быстроту реакции;
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, внимание;
- формировать у детей положительное отношение к семейным ценностям;
- формировать доброжелательные отношения в коллективе.
Методы:
Объяснительно - иллюстративный, репродуктивный.
Основные понятия: кукла, народная кукла, тряпичная кукла, современная кукла, обереговые, обрядовые, игровые куклы.
Материал: лоскуты цветной и белой х/б ткани, цветные ленточки,
синтепон, монетка с цифрой 5, лекарственная трава, фасоль, горох, иллюстрации народных кукол. Образцы разнообразных кукол - мотанок.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Народные куклы», чтение сказки «Василиса Прекрасная», чтение стихов, загадок.
Ход занятия
Дети под музыку заходят в зал, здороваются с гостями, берут игрушки и играют.
Заходит воспитатель.
Воспитатель: Вот так диво дивное! Что это за игрушки у вас такие?
-Данил, скажи пожалуйста, какая игрушка у тебя в руках? (У меня машинка).
Воспитатель: А из какого материала она сделана? (Из железа).
Воспитатель: Значит машинка какая? (Железная).
Воспитатель: Настя. А ты чем играешь? (Я играю мячиком).
А мячик из какого материала сделан? (Из резины).
Воспитатель: Значит он какой? (Резиновый).
Воспитатель: Машенька, а вы чем играете? (Конструктором).
Воспитатель: А конструктор из какого материала сделан? (Из пластмассы).
Воспитатель: Значит он какой? (Пластмассовый).
Воспитатель: Где же делают такие игрушки? (Игрушки делают на фабрике игрушек).
Воспитатель: А вот в давние времена игрушки делали своими руками. Я хочу рассказать вам об одной игрушке. А вот о какой, вы узнаете, отгадав загадку.
-Платье носит,
Есть не просит,
Всегда послушна
Но с ней не скучно. (кукла).
Воспитатель: Да, вы правильно отгадали загадку. Действительно, речь сегодня пойдет о кукле, но не простой, а народной.
Сегодня мы вспомним с вами, какие куклы были в старину, для чего люди их придумывали, каково было их назначение.
Познакомимся и изготовим народную куклу : Благополучницу».
Хотите узнать больше о народных куклах? (Да).
Тогда давайте уберем ваши игрушки на места, и я вас приглашаю в волшебную мастерскую, где вы примите участие в изготовлении оберега для дома.
А как это будет происходить я вам сейчас расскажу и покажу в нашей волшебной мастерской.
Дети: А как мы в неё попадём?
Воспитатель: Нам помогут волшебные колокольчики. Давайте вместе скажем такие слова. Повторяйте за мной.
Кручу, верчу
Создать хочу
Куколку красивую,
Дивную и милую
Пусть нас она оберегает
И злых духов отгоняет.
Открываются шторы.
Воспитатель: Ребята, смотрите вот мы с вами и попали в волшебную мастерскую.
Звучит музыка, просыпается домовой Кузя.
Кузя: Кто меня здесь потревожил.
Кто зашел ко мне домой?
Спать улегся я зимой.
Воспитатель: Мы пришли к тебе гурьбой,
Нам скажи, ты кто такой?
Кузя: Кличут домовенком Кузей
Сплю за печкой где тепло.
Воспитатель: Ой, ребята, так это же добродушный домовой.
Любит слушать он сверчка, выпеть на ночь молочка.
Кузя: Да, ребята, я такой, я очень добрый домовой.
Зачем ко мне в мастерскую пожаловали.
Воспитатель: А мы с ребятами хотим научиться изготавливать народную куклу.
Кузя: Ну что же проходите, но прежде со мной поговорите.
Я историй знаю много. Вам любую расскажу, расскажу и покажу.
Дети рассаживаются на лавочки.
Кузя: Ребята, всем удобно (Да).
Кузя: Ну так вот.
Давным давно это было, в стороне нашей светлой, жили раньше славяне, люди мастеровые и песенные.
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о славянах?
(Это славный, храбрый. красивый народ. Были они нашими предками. Детей воспитывали. Хлеб растили. Охотились. Занимались разными ремеслами. Весело праздники отмечали. А по вечерам хозяйки шили, пряжу пряли и кукол – мотанок крутили).
Кузя: А для чего они крутили кукол – мотанок?
(Чтобы в дом привлечь удачу и богатство. Чтобы отвести болезни)
Воспитатель: Так ребята. А делали этих кукол из всего, что под руками было, различных лоскутков ткани, ниток, травы и даже из деревянных ложек. Вымоет хозяйка ложку после еды, намотает на неё лоскуток и даст ребенку – вот и готова игрушка. А кукол много разных было. Игровые, обрядовые и обереговые.
Кузя покажи нам пожалуйста иллюстрации.
Кузя: Ой, Вы простите меня пожалуйста, хотел вам показать, но они у меня перепутались все. Помогите мне их собрать.
Воспитатель: Конечно ребята тебе помогут. Для этого нам надо разделиться на три группы и из частей собрать целую иллюстрацию,
Дети собирают под музыку пазлы
Воспитатель: Какая кукла изображена у вас? (Это кукла Утешница. Она относится к игровым куклам. Игровые куклы делали для игры и забавы детей).
Воспитатель: А почему вы решили. Что это Утешница? (На эту куклу всегда привязывали какие- нибудь сладости конфеты, бублики, чтобы поднять ребенку настроение).
Воспитатель: А у вас Что получилось?
(А у нас Масленица. Это обрядовая кукла. В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это означало, что теща ждала зятя, и дочь в гости на блины).
Воспитатель: А почему вы решили, что это Масленица. (Ей привязывали на рукава разноцветные ленточки).
Воспитатель: А сейчас посмотрим, что же собрали эти ребята. (У нас кукла Кубышка – Травница. Эта кукла следила за тем, чтобы болезнь не проникала в дом и чтобы воздух в доме был чистым).
Воспитатель: А чем отличалась эта кукла от других? (Эту куклу наполняли душистой лекарственной травой, и привязывали к рукам два узелочка с травой).
Воспитатель: Так, верно ребята, много кукол было, но одна из кукол была очень важной и отвечала она за благополучие в доме. Она так и называлась- Благополучница и относится она к обереговым куклам.
Благополучница оберегает дом от пожара или затопления. Она наполняет семейный очаг радостью и счастьем, выступает помощницей в любых начинаниях, бытовых и хозяйственных делах, следила за здоровьем членов семьи.
У неё есть и второе имя – Хозяюшка. Иногда могли называть Благополучницу Домовушкой, потому что считалось, будто она водит дружбу с домовым.
Кукла Благополучница имеет внешнее сходство с похожей на нее обереговой куклой Травницей, однако имеет отличительные особенности. Высота ее должна составлять 5-10 сантиметров.
Куклу-мотанку изготавливают для близких и родственников и даже коллег по работе, на праздники и важные дни. Так, в обычаях у древних славян было дарить такой оберег молодоженам на свадьбу. Верили, что вместе с ними в их дом войдет благополучие, если у них в руках будет кукла Благополучница. Изготавливала для жениха и невесты оберег родственница с любой стороны.
Дарят эту куклу еще и на новоселье, чтобы в дом вошло счастье и достаток вместе с новыми жильцами. Перед приходом Нового года или на сам праздник тоже дарят таких куколок. Считается, что вхождение в новый год с таким мощным оберегом является предвестником хорошего будущего года.
Ведь наполнена она была теплом, любовью, хорошим настроением человека, который её сделал.
Воспитатель: Давайте и мы с вами с хорошим настроением, и с добрыми мыслями начнем работу.
Дети проходят за столы
Воспитатель: Для этого нам понадобится:
Квадрат белой ткани для головы, полоска белой ткани для рук, Круг цветной ткани для юбочки, треугольник ткани для платочка, Ленточки, кружева для фартучка, красные нитки, синтепон, Душистые травы, крупа, монетка с цифрой 5.
Кузя: А где ножницы?
Воспитатель: кукол - мотанок нельзя делать с помощью ножниц
Ребята, кто мне скажет почему? (жизнь человека должна быть без разрезов, цельной и счастливой).
Воспитатель: А начинаем мы изготавливать куколку с головы. Берём ткань, берем кусочек синтепона, формируем шарик и вкладываем его внутрь ткани, посредине. Формируем голову. Крутит голову куколке мастерица, а сама приговаривает: «Светлая голова, добром и любовью наполнена».
Закрепляет красной ниточкой и завязывает на три узелка, это число считалось обережным у славян.
Голова куклы должна быть белой и без лица. А кто мне скажет почему без лица (Наши предки считали, что через глаза, может вселиться злой дух и навредить хозяину куклы.)
Воспитатель: А почему использовали белый свет? (Белый- это цвет всего доброго и чистого).
Воспитатель: Теперь делаем руки. Берем ткань для рук складываем пополам и завязываем узелок по центру. Получается будто ручки крепко сцеплены - не выпускают благополучие из дома. После этого крепим руки к шее. Для этого кладем ручки узелком поверх головы, а сами руки уходили вниз, обвязываем их там, где должна быть шея.
Откладываем в сторону и приступаем к юбочке. Цвет для юбочки выбираем в основном красный, желтый, зеленый, синий.
Кто помнит, что обозначает красный цвет? (Красный – это цвет огня, тепла, здоровья, радости).
Воспитатель: А желтый (Цвет золота, богатства, сытости, цвет солнца, пшеницы, меда)
Воспитатель: А зеленый? (Символизирует жизнь, молодость).
Воспитатель: А синий? (Цвет мудрости, духовности).
Воспитатель6 Теперь можно приступить к наполнению мешочка счастья.
Вложите немного синтепона для объема, затем монетку с цифрой 5.
Почему5? (5 является цифрой благополучия. Чтобы всегда водились деньги.)
Воспитатель: ложили фасолину и горошину. (чтобы на столе всегда была еда)
Воспитатель: И конечно лечебную траву, чтобы все были здоровы.
Воспитатель: Какие вы знаете травы (Душица, крапива, мята, чабрец, липа).
Молодцы. Теперь стянем ниточку поместив внутрь мешочка голову. Теперь можем наряжать куколку. Привязываем передник, опускаем руки и завязываем платочек, используем способ, закрывающий шею.
Воспитатель: Давайте повторим, в какой последовательности мы будем изготавливать куколку. (Сначала делаем голову, затем руки, потом юбочку, завязываем передник, повязываем косынку).
Воспитатель:
Перед работой разомнём руки.
Упражнение – для кистей рук:
- вытянуть руки перед собой;
- пошевелить пальцами;
- сильно потереть ладошки.
(Дети разминают руки)
- Чувствуете сколько тепла в наших руках, сколько энергии? Теперь тепло наших рук и нашу положительную энергию мы передадим нашей кукле, которую сейчас сделаем.
Самостоятельная работа.
- Приступаем к выполнению задания. Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спорится, потому что народ говорит «Одной рукой узла не завяжешь».
Значит, для того чтоб сделать куклу, надо друг другу помогать. Показывайте, как нужно делать, помогайте тем, кто не можем справиться.
Ребята, если у вас появятся вопросы – спрашивайте.
(Работа над заданием. Индивидуальная помощь).
Воспитатель: Вот и готова наша куколка.
Чтобы понять, где оставлять куклу в доме, нужно сделать простой ритуал – взять в руку оберег, стать посреди комнаты и произнести такие слова:
Кукла- кукла
Принеси нам радость
Принеси нам счастье
Пусть нам будет жизнь во сладость.
И после этого поставить куколку или на окно, или на книжную полочку или на тумбочку возле кровати.
Кузя: А чтобы кукла стала магической, нужно обязательно верить в ее чудесные свойства. Для этого следует оживить ее: почтительно к ней относиться, разговаривать с ней, дарить ей подарки, угощать ее сладостями.
Воспитатель: Ребята, вы изготовили своими руками куклу. Думаю, что вам понравилось работать. Какой смысл вы вложили в изготовленную куклу?
(«Куколка наша, принеси в дом любовь, принеси счастье, привлеки богатство».
«Домовушка-подружка, пусть дома будут склад да лад, дети не болеют, только здоровеют».
«Кукла-милашка, принеси нам кашки, принеси удачи, мужа побогаче».
«Как мы тебя любим и почитаем, так и ты дай дому нашему любовь, достаток и счастье».
«Как мы тебя бережем, так и ты береги наш дом».
«Куколка-малышка, дай богатства нам лишка, и счастья, любви, дом ты наш береги»).
Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось как вы работали. Народная мудрость гласит : «Твори добро и будь счастлив». Я очень хочу чтобы каждый из вас был счастлив. Ну а сейчас нам пора прощаться с добрым домовенком, ведь ему пора отдыхать.
Кузя: Мастерскую закрываю
С добрым сердцем провожаю
В гости снова ожидаю.
До свидания друзья!
Закрываются шторы.
Воспитатель: Дорогие гости мы сделали куклу Благополучницу, которая сбережет любовь к нашим детям и оставит память о нашем совместном творчестве.
Дети:
Дорогие наши гости
Мы хотим вам предложить
Куклу эту вы возьмите
С ней вам станет лучше жить
Помогать она вам будет
И удача в дом прибудет
Хорошо дела пойдут
Беды все от вас уйдут.
До свидания!