Екатерина Золотухина
Конспект занятия для детей старшей группы «Блокада Ленинграда»
▼ Скачать
Конспект занятия для детей старшей группы «Блокада Ленинграда»
Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом города Ленинграда - блокаде; дать представления о тяжелых и героических днях города; воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.
Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы „Блокада Ленинграда“» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
Образовательные: Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда. Расширять знания детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду используя ИКТ.
Развивающие: Закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем. Развивать устную речь; активизировать в словаре детей : город – герой, добровольцы, монумент, мемориал
Воспитательные: Воспитывать любовь и гордость, чувство благодарности и уважения к защитникам города. Учить видеть состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать. Прививать уважительное отношение к пожилым жителям села.
Материалы и оборудование: презентации «Блокада Ленинграда», ноутбук, книги и иллюстрации по теме; запись голоса Ю. Левитана объявление о начале войны, звук метронома, звук воздушной тревоги, весы, карточки на хлеб, булка хлеба.
Ход занятия
Под звук сирены о воздушной тревоге дети присаживаются на стульчики, которые стоят полукругом.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в каких случаях звучит этот сигнал? И что он обозначает?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, ребята. Когда нас с вами еще не было, а ваши бабушки и дедушки были маленькими, на нашу страну напали фашисты. Случилось это ранним утром 22 июня 1941 года, когда все мирно спали. Звучит голос Левитана, объявивший о начале войны. Ребята как вы думаете кто такие фашисты? Зачем они напали на нашу страну?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает послушать детям стихотворение
22 июня
Все на рассвете мирно спали,
Ночь темная, как- будто тень
И жители земли еще не знали,
Какой рождался страшный день.
Не знали, что в двадцатом веке
Он станет самым черным днем,
От крови покраснеют реки,
Земля опалится огнем!
Воспитатель: Началась война. Война, которая принесла много горя и разрушений. Враг был очень силен. Он разрушал города и села, убивал мирных людей. Очень скоро враг оказался рядом с городом Ленинград. Город окружили со всех сторон. В сентябре 1941года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною почти 900дней и ночей. В кольце блокады оказалось много жителей города, дети, женщины, старики.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что означает слово блокада?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте встанем вокруг кукольного домика и возьмемся за руки. Вот так стояли враги вокруг города со своим оружием. Для жителей Ленинграда блокада означала – смерть (дети присаживаются на свои места.) Люди жили в разрушенных от бомбежек домах, без света, тепла и еды. Трудно было взрослым, но детям еще труднее. Они очень быстро поняли, что происходит: почему нет папы, почему мама часто плачет, почему постоянно хочется кушать, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище. Самым вкусным, сладким для них была не конфета, а крошечный кусочек хлеба.
Воспитатель предлагает послушать детям стихотворение
«Я вспоминаю хлеб блокадных дней»
Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был – из наших бед,
И что в него тогда только не клали!
Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой. Колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький – с хвоей, лебедой,
На праздник, очень редко – чистый просто.
Но самый сильный голод был, когда
Хлеб мы по два-три дня не получали.
Мы понимали, что война – это беда,
Но каждый день с надеждой хлеба ждали.
Не дни мы голодали, а года.
Хоть раз наесться досыта мечтали.
Кто видел, не забудет никогда,
Как с голоду детишки умирали.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на этот маленький кусочек черного хлеба. Этот хлеб был практически единственным продуктом питания. Хлеб выдавали по карточкам. Норма 125 грамм. Блокадная карточка с суровой надписью: «При утере не возобновляется» Она была дороже всего.
Детям раздаются хлебные карточки
Воспитатель: Кроме такого кусочка хлеба еды почти не было. Хлеб на вкус был горьким, потому что его делали из отрубей и клея. Многие мамы отдавали свой последний кусочек ребенку, чтобы он остался жив. Конечно, этого не хватало, люди умирали от голода, замерзали на улицах, потому что у них не было сил дойти до дома. Норму хлеба делили на маленькие кусочки и растягивали на весь день.
Воспитатель нарезает хлеб на кусочки и взвешивает его на весах. Дети пробуют хлеб.
Воспитатель: Во время блокады вся страна переживала за ленинградцев. Люди собирали продукты, теплую одежду. Да только возможности все это передать жителям Ленинграда не было – немцы не давали приблизиться к городу. Единственная дорога – Ладожское озеро, которая постоянно обстреливалась. Лишь только эта дорога связывала блокадный город с большой землей – шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому льду Ладожского озера. Эта дорога спасла от смерти многих ленинградцев. Поэтому ее назвали «Дорогой жизни». По этой дороге смогли эвакуировать часть населения, в первую очередь детей и женщин. Не жалея себя, шоферы ремонтировали машины и везли зерно в город, умирающим от голода и холода жителям.
Показ видеоматериала «Блокада Ленинграда»
Воспитатель: И наконец, наступил день великого ликования – 27января 1944года. Радио объявило «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады». Отшумели тяжелые бои. Многие здания были разрушены. Город стал залечивать раны, отстраивать и восстанавливать то, что разбомбил враг.
Подвиг, совершенный в годы блокады, навсегда останется в памяти народа. Память о погибших в названиях улиц и площадей города, в величественных монументах и мемориальных комплексах. На месте, где было прорвано кольцо блокады, установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо»
Воспитатель: Ребята, а как бы вы помогли жителям блокадного города? Ответы детей
Воспитатель предлагает изготовить макета «Дорога жизни»
Воспитатель: Мы говорим спасибо всем, кто отстоял этот город. За наше мирное небо, за наше счастливое детство. Память о них мы сохраним в наших сердцах. Давайте почтим память людей, погибших в этой страшной войне минутой молчания.
Минута молчания
Воспитатель: Ребята, зачем говорить о блокаде?
Ответы детей
Как можно почтить память людей?
Ответы детей
Ребята что нового вы узнали на занятие?
Ответы детей
Что вам запомнилось больше всего?
Ответы детей