Учителева
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная сила добра»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия для детей старшего дошкольного возраста педагога-психолога МБДОУ Детский сад №120 г. Уфы Республики Башкортостан Учителевой Эллы Анатольевны
Актуальность
В дошкольной педагогике и психологии практически нет такого психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки. Сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей.
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Волшебная сила добра“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Народные сказки знакомят детей с историческим прошлым разных народов России, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира, воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Сказка несет идеи, необходимые для формирования духовно-нравственных качеств личности. Из сказок дети узнают о лучших традициях народа : глубокая почтительность и уважение к родителям, старшим по возрасту; любовь; отзывчивость; взаимовыручка; сострадание ближнему; вежливость; ответственность за порученное дело. Сказка воспитывает желание познавать культуру своего народа и других народов России, относиться к ней бережно и с уважением.
Цель: воспитание добрых чувств и доброжелательного отношения к окружающим.
Задачи:
• учить определять эмоциональное состояние человека по его внешним признакам;
• формировать положительную мотивацию на взаимодействие с другими людьми;
• учить осмыслению собственной модели поведения;
• способствовать снятию эмоционально-психического напряжения.
Возраст детей: 5-7 лет.
Методы: компоненты сказкотерапии, игротерапии, изотерапии, мультимедийная презентация.
Ожидаемые результаты: формирование эмпатических, позитивных взаимоотношений в небольших группах, развитие «Я - образа», овладение морально-нравственными общепризнанными нормами поведения.
Структура занятия:
1. Ритуал приветствия.
Упражнение «Волшебные превращения».
2. Вхождение в сказку.
Упражнение «Ручеек».
3. Основная часть.
Чтение сказки «Птичья нога».
Телесно-ориентированное упражнение «Покажи эмоции».
Продолжение сказки.
Анализ сказки.
4. Резюмирование.
Тренинг эмоций «Добро – зло».
5. Возвращение из сказки.
Упражнение «Настроение и цвет» (саморефлексия).
6. Ритуал прощания.
«Доброе слово».
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор; ноутбук; компьютерная презентация сказки; сундучок; птичка (игрушка); бусы; книга- сказка «Птичья нога»; шнур голубого цвета; ленточка или тесьма (50-70 см); прищепки или «липуны»; пиктограммы эмоций (радость, грусть, злость, страх, удивление, спокойствие); контурное изображение фигур (девочка и мальчик); по 1 листу бумаги формата А4 для каждого участника; набор цветных карандашей на каждого участника; музыкальное сопровождение: релаксационные, волшебные, спокойные мелодии, звуки леса, ручья, башкирские мелодии (курай, кубыз) разных темпов.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия
«Волшебные превращения» (звучит спокойная мелодия, на экране – пейзаж Южного Урала (Приложение 1).
Дети входят под музыку. Становятся в круг.
Психолог:
- Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются). Я очень рада, что мы сегодня встретились.
- Ребята, а как вы думаете, как можно поприветствовать друг друга без слов? (Дети здороваются невербальным способом).
- Как вы считаете, приветствовать друг друга могут только люди? (Ответы детей).
Правильно, все без исключения, несут в себе свою родную им речь. А теперь, давайте предположим, что мы деревья, и поздороваемся. (Дети приветствуют друг друга как деревья, цветы, птицы).
2. Вхождение в сказку.
- Ребята, я собираюсь пригласить вас в сказочное путешествие. Вам нравятся сказки? (Дети отвечают).
- Посмотрите, сундучок, наверное, волшебный. Любопытно, что в нем? Давайте, посмотрим! Здесь бусы, птичка и «Книга сказок». (Дети оценивают волшебные предметы совместно с психологом).
- Слышите, какая нежная мелодия. Откуда она к нам доносится? Вероятно, это нас сказка приглашает к себе в гости! Вы согласны отправиться в путешествие? В сказке можно оказаться с помощью волшебных слов:
Двери Сказка открывай,
В гости нас скорей встречай!
Раз, два, три!
Вот и в Сказке мы!
(Дети, взявшись за руки, говорят слова).
Упражнение «Ручеек» (аудиозапись с журчанием ручья).
Психолог:
- А теперь надо искупаться в ручейке, чтобы наполниться «волшебной силой». (Дети на носочках идут по «ручью» (голубому шнуру, вслушиваясь в его журчанье и «наполняясь волшебной силой». Пройдя по «ручейку», дети садятся на ковер).
- Наполнились волшебной силой? Готовы к сказке? (Ответы детей).
3. Основная часть.
Чтение сказки «Птичья нога». (Звучит спокойная башкирская мелодия).
Презентация башкирской народной сказки «Птичья нога» для детей старшего дошкольного возраста.
Давным-давно в одной башкирской семье родилась девочка-красавица. Назвали её Галия. Мать не могла на дочку нарадоваться. Пела ей песни, дарила украшения.
[И отец в дочери души не чаял. Утром он целовал её и отправлялся пасти скот. А вечером возвращался и играл ей на кыл-кубызе. Так они и жили — в счастье и радости.
Но однажды тёмной ночью, когда все спали, забрался в их юрту злой волшебник-дэв. И выкрал дэв маленькую Галию из её колыбели.
Слайд 5.Вырвал дэв из своей бороды волос и дунул на него. Волос тут же превратился в маленькую ядовитую змею. Дэв опустил её в колыбель и снова дунул. Тогда змейка обернулась маленькой девочкой с ужасно уродливым лицом. Дэв вырвал ещё один волос, опять дунул и положил змею на подкидыша. Змея обвилась вокруг шеи и стала красивым зелёным ожерельем — точь-в-точь таким, что мать подарила красавице Галие. А потом злой дэв схватил спящую Галию, и скрылся с ней во тьме.
[]Утром родители проснулись от громкого плача и не узнали свою дочь. Погоревали они, но думали что это их Галия вдруг стала такой. Ведь на ней были материнские бусы.
Девочка выросла страшной уродиной, капризной и жестокой.
Никто из детей не хотел с ней играть — ведь она всех обижала. Принесёт ей мать вкусную еду, а лже-Галия всё на пол швыряет. Хотел раз отец её успокоить и взял свой кыл-кубыз. Уродина к инструменту потянулась, стала смычком по струнам водить. Да ничего у неё не вышло, и разбила она кыл-кубыз об пол.
А по соседству жил мальчик по имени Юмагул. Отец у него умер, и жил он вдвоём с матерью. И частенько доставалось ему от уродины.
Прошли годы. Юмагул вырос и стал красивым юношей, работящим и добрым — настоящей опорой для своей матери. Отправился он как-то в лес за хворостом. Устал и присел на пенёк. Достал юноша из сумы лепёшку, да только собрался голод утолить, как откуда ни возьмись выскочил суслик и сел прямо перед ним. Сидит и смотрит Юмагулу в глаза, будто поесть просит. Пожалел суслика Юмагул и поделился с ним последней лепёшкой.
Долго ещё шёл Юмагул по лесу и заблудился. Вдруг видит на полянке шалаш. Заглянул Юмагул в шалаш — никого нет, только охапка сена лежит. И решил Юмагул отдохнуть немного, пока хозяина нет. Прилёг он на сено да и заснул крепким сном.
А когда открыл глаза, увидел, что над ним склонилась девушка — милая, да пригожая. И уж так она ему приглянулась, что протянул Юмагул к ней руки и говорит:
— Давай с тобой дружить!
А та вдруг в слёзы! Хотел бы Юмагул её утешить, да никак в толк не возьмёт, в чём тут дело. И тогда девушка подняла подол своего платья. Глядит юноша, а нога у красавицы — птичья!
И рассказала девушка, что зовут её Галия и что в детстве её, как и многих других детей, похитил злой волшебник-дэв.
Этот дэв собрался извести род людской, чтобы стать хозяином всех земель. Он варил в своей пещере страшное зелье и поливал им украденных детей, а потом ударял о землю волшебным посохом и превращал бедных детишек в птичек. Но вышло так, что на Галию попало лишь несколько капель зелья. Только одна её нога стала как у птички. Убежала Галия от дэва и с тех пор живёт одна в лесу, потому что боится показаться людям на глаза.
Взял Юмагул девушку за руку и сказал:
— Пойдём со мной, будешь жить среди людей.
Согласилась Галия и пошла с Юмагулом.
Но увидела их уродина и крик подняла:
— Птичья нога! Птичья нога! Гоните её прочь из нашего селения! А не то она принесёт нам беду! Послушались её люди и прогнали Юмагула с Галиёй.
Сидят Юмагул и Галия в лесу, не знают, что теперь делать. Вдруг откуда ни возьмись выскочил перед ними суслик. И говорит он человеческим голосом:
— Знаю я, где живет злой дэв.
Покажу вам дорогу, и вы сможете вернуть Галие человеческую ногу.
Отправились они в путь. Долго шли лесом, пока не пришли к высоченной горе. Вскарабкались на гору и увидели узкую расселину. Взялись Юмагул и Галия за руки и вслед за сусликом вошли в пещеру. Путь смельчакам преградили огромные чёрные деревья с сухими острыми ветвями. Они беспрестанно раскачивались то вправо, то влево,
перекрещиваясь друг с другом, будто огромные ножницы. Стоят перед этими страшными ножницами, и не знают, как проскочить.
Тогда показал им суслик, как это сделать. Смело бросились Юмагул с Галиёй вперёд. Юноша прыгнул, и не задели его страшные деревья. А у Галии зацепилась птичья нога за ветку, и чёрные стволы зажали её. Юмагул схватил длинную палку и вместе с сусликом разжал стволы. И пошли они дальше.
Вошли они в следующее подземелье, а там текла подземная река. И вдруг со всех сторон обрушились на них потоки ледяной воды и начала река быстро подниматься. Карабкаются все трое на стены, но вода настигает их и вот-вот поглотит! Тут суслик А в третьей пещере огонь пылает. Страшный жар грозит уничтожить всё живое. Красные языки ближе и ближе! Тут и пригодилась выпитая сусликом вода. Погасил он пламя и снова маленьким стал.
И вот оказались они в глубоком подземелье, где жил сам дэв! Злой волшебник лежал рядом с котлом и храпел. А в клетках пищали маленькие птички. Пока дэв спал, решили смельчаки выкрасть волшебный посох. Но едва Юмагул коснулся посоха, дэв проснулся. Юноша успел перебросить посох Галие, и она стала карабкаться вверх.
Слайд 21. Дэв схватил Юмагула, но тут суслик бросился на великана и острыми зубами вцепился ему в ногу. Тот взвыл и отпустил юношу. А сам полез на стену за Галиёй. Галия карабкается по каменным ступеням, но дэв всё ближе. Тогда девушка кинула посох Юмагулу. Хотел было дэв поймать посох, да свалился в котёл. Увидел Юмагул, что дэв вымок в своём зелье, и ударил волшебным посохом о землю! Дэв обернулся летучей мышью и со злобным писком улетел.
А Юмагул с Галиёй открыли клетки и выпустили птиц. Потом облили их зельем и с помощью посоха превратили обратно в детей. Тут и птичья нога у Галии опять стала человеческой. Попрощались они с сусликом и домой пошли.
Привели Юмагул и Галия всех детей в селение. То-то было радости!
Телесно-ориентированное упражнение «Покажи эмоции»
- Дети, сейчас мы с вами немного поиграем. (Дети становятся в линию напротив психолога.) Я буду показывать вам схемы с изображением эмоций: радость, злость, грусть, страх, удивление и спокойствие. А вы с помощью различных движений и выражений лица попробуете изобразить эти эмоции. (Например: радость - дети прыгают, улыбаются; злость - топают ногами, хмурят брови, сжимают кулачки; грусть – медленно ходят, опустив голову; спокойствие - не двигаются, стоят или сидят и т. п). Психолог по очереди показывает пиктограммы на «Бусах эмоций» в разном порядке. В завершение упражнения, демонстрируется пиктограмма покоя.
Психолог:
- Ребята, как вы думаете, чем закончилась сказка? (Ответы детей).
А Юмагул подвёл девушку к её родителям:
— Вот ваша настоящая дочь.
Но тут уродина закричала:
— Это я, я настоящая дочь! Ишь, чего удумали! Пошли прочь! Не слушайте её!
У юрты собрался народ. Уродина орёт, а Юмагул сзади подошёл и волшебным посохом её коснулся. И вдруг бусы на уродине превратились в змейку. Родители вскрикнули, а злая уродина упала наземь и чёрной змеёй уползла в степь.
.[/i] Потом, конечно, и свадьба была. Но про свадьбу можно до утра рассказывать.
[/i]Конец.
Анализ сказки (без музыкального сопровождения).
Психолог:
- Ребята, вам понравилась сказка? (Ответы детей).
- Какие чувства вызывает эта сказка?
- Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Какие ситуации вызвали страх?
- Чему мы можем научиться у этой сказки?
(Ответы детей).
Психолог:
- Правильно, сказка учит различать добро и зло, учит справедливости, храбрости, пониманию, что зло всегда наказуемо. Сказка учит не бояться трудностей. И главное, сказка учит тому, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим.
4. Резюмирование.
Тренинг эмоций «Добро — Зло»
Цель: учить детей различать добрые и злые поступки. Воспитывать, дружелюбие, взаимопомощь и согласие.
Дети становятся перед взрослым. Взрослый по очереди называет детям любые слова, обозначающие какие-либо поступки, действия. Если слово означает добро, добрые дела, то дети хлопают в ладоши. Если это слово – зло, дети грозят пальцем. Водящим можно выбирать детей.
Психолог:
- Добро побеждает зло. Добро – это большая сила. Доброта всегда вознаграждается, а злоба, недовольство - наказываются. Так давайте будем с вами добрее, будем дарить свою доброту другим людям.
5. Возвращение из сказки (тихо звучит волшебная мелодия).
Психолог:
- Ребята, нам пора возвращаться. Закройте глаза… Мы прощаемся со Сказкой и отправляемся в детский сад…(Дети, взявшись за руки, говорят слова).
Двери Сказка нам открой,
Мы прощаемся с тобой!
Раз, два, три!
В детский сад вернулись мы!
- Открываем глаза! Мы все в детском саду.
Упражнение «Настроение и цвет»
Цель: саморефлексия эмоционального состояния.
Детям предлагается бланк с пиктограммами (набор пиктограмм можно изменить, дополнить), «собранными в бусы» и контурное изображение фигуры. (Приложение 2, 3). Задача детей раскрасить «бусинки» таким цветом, с которым у них ассоциируется данная эмоция. Затем детям предлагается раскрасить контурное изображение в тот цвет, который совпадает с их настроением в данный момент.
6. Ритуал прощания. (звучит спокойная релаксационная волшебная мелодия).
Игра «Добрые слова»
Психолог:
- Ребята, давайте все сядем в кружок, поближе друг к другу. (Для создания особой атмосферы рекомендуется сесть на ковер как можно ближе друг к другу).
Психолог первый начинает игру, поворачивается к своему соседу справа и говорит ему какой-то комплимент, что-то приятное:
- «Мне нравится твоя улыбка», «Мне нравится, как ты рисуешь», «Я рада с тобой дружить» и т. д. Ребята, комплименты могут быть самыми разными. (Дети по очереди начинают говорить друг другу комплименты. Тот, кому они адресованы, не забывает поблагодарить, поворачивается к своему соседу слева и передает эстафету добра).
- Ребята, комплименты не должны повторятся. Если кто-то из вас растерялся и не может придумать добрых слов, он выражает сожаление и просит помощи у остальных детей: «Друзья, помогите мне, пожалуйста». (Игра должна проходить в спокойной, дружеской атмосфере. Исключить соревновательный, азартный компонент).
- А сейчас настало время попрощаться, повернитесь друг к другу (дети прощаются вербальным и невербальным способами).